Обеспечение конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока посредством этнологической экспертиз

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:42, научная работа

Описание работы

Цель данного исследования это обеспечение правовой и экологической безопасности коренных народов севера. В условиях интенсивного промышленного освоения полезных ископаемых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, многие из которых планируется добывать на землях, где ведут традиционный образ жизни коренные малочисленные народы Севера, важно, законодательно закрепить права этих народов на учет их интересов при отводе земельных участков под разработку недр. Кроме того, общины коренных малочисленных народов должны иметь право на согласование порядка проведения таких работ, на обязательное проведение этнологической экспертизы и возмещение ущерба, нанесенного в результате деятельности хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение.…………………………………………....................................................................................3
1. Об этнологической экспертизе……………………………………………...………………...…..4
2. О территориях традиционного природопользования (ТТП).…………...………………….......5
3. О господдержке…………………………………………………………….………………….........7
4. О родном языке……………………………………………………………….…………………….8
5. Обязательность этнологической экспертизы……………………………...…………………….9
6. Место этнологической экспертизы в системе законодательства Российской Федерации...10
7. Критерии устойчивого развития коренных малочисленных народов, которые должны учитываться при проведении этнологической экспертизы………………………………..……….15
8. Организация проведения этнологической экспертизы…………………………………….......11
9. Реализации прав на использование ТТП как основы традиционного хозяйствования…....17
10. Краткое содержание «плана содействия развитию коренных малочисленных народов севера о. Сахалин» (ПСРКМНСС) компании «Сахалин энерджи компани»………………..……...…….22
11. Изучение опыта Канады в решение проблем правового обеспечения коренных малочисленных народов………………..…………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………………….….….30

Работа содержит 1 файл

работа МЗИ 12.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Англо-американская традиция рассматривать туземцев как  отдельную автономную политическую единицу – существенно отличающаяся, например, от российской колониальной политики – явилась, несомненно, одной из предпосылок современной политики в отношении коренных народов не только Канады, но и других стран Британского Содружества Наций. Австралия и Новая Зеландия ушли даже несколько вперед по сравнению с Канадой в предоставлении прав коренным народам. Так, несколько лет назад Австралия признала титульное право туземцев на владение всей государственной землей. 

     Если  теперь взглянуть на вещи с точки  зрения коренных народов России, то представляется, что опыт коренных народов Канады большей частью невозможно автоматически перенять или поставить в пример из-за существенных различий в историческом и общественно-политическом фоне. Но это лишь на первый взгляд. Хотя Россия не признает специфических прав коренных народов и у них нет возможности опереться на историческую систему договоров, все же что-то можно позаимствовать и из опыта Канады как поучительный пример. Прежде всего, конечно, это общий принцип коренных народов – суть которого в том, что права граждан Канады неодинаковы. У коренных народов прав больше: помимо всех гражданских прав, у них есть и права туземцев (aboriginal rights), чего у остальных канадцев (безразлично, белых ли, черных или желтых) нет.

     Чтобы применять эти особые права, а также вообще для ведения любых дел, касающихся коренных народов, нужно четко определить, кто этот "коренной народ" являющийся субъектом особых прав. Это предполагает, прежде всего, юридическую дефиницию принадлежности к коренному народу, регистрацию тех, кто таким требованиям отвечает, – и, соответственно, наличие процедурных правил образования демократического представительства этого народа. Начиная с какого-то уровня уже невозможно заниматься туземными делами, не имея юридически корректно образованного представительства коренного народа, полномочного предъявлять те или иные требования от его имени. Для такой роли не подходят ни представительные органы различных национальных автономий России, представляющие всех жителей данной территории независимо от их национальной принадлежности, ни всевозможные, с членством по собственному желанию, общественные организации.

     В создании подобных представительств продвинулись всего некоторые коренные народы России в лице своих национальных конгрессов. Хотелось бы, впрочем, пожелать большей корректности фиксирования голосующих и проведения процедуры выборов. Берут ли при создании таких представительств за основу опыт Канады, правила образования саамского парламента или что-то другое – не столь важно.

     Помимо  этого, при создании представительных организаций коренных народов можно учиться на негативном опыте других народов. Исходя из канадской практики, можно утверждать, что успешно действуют те организации, строение которых соблюдает действующие административно-территориальные границы. Конечно же, придется избегать создания параллельных структур.

     Поучительна также практика общих требований и самоуправления – которая, опять-таки, предполагает определение субъекта, в отношении которого следует  такую практику применять. Например, для народов Крайнего Севера и Сибири крайне важно установить такие территории, где народу гарантировалось бы сохранение его традиционного жизнеустройства и где без разрешения коренного народа запрещалось бы основывать новые предприятия или поселять некоренных жителей. По крайней мере в Западной Сибири первые робкие шаги в этом направлении уже сделаны (родовые угодья). В некоторой, хотя и крайне скромной, степени начинают возмещать коренным народам убытки, нанесенные основанными на их землях промышленными предприятиями, и т. п. Представляется, что компенсация коренным народам за использование их земли и ресурсов примет со временем и в России более широкие масштабы.

В этом случае вновь пригодится негативный опыт других коренных народов. Дело в  том, что выплата компенсаций туземцам нередко порождала ситуацию, когда коренной народ переставал содержать сам себя, прозябая на получаемые субсидии. Более развитые представители коренных народов Канады, напротив, сегодня не делят получаемые компенсации между членами общины, а инвестируют их, например, в образование молодежи, в национальное и культурное возрождение и в предприятия, основанные на своем капитале.

     В обеспечении прав коренных народов  в России сейчас практически не использованы возможности, предоставляемые независимой судебной властью. А ведь она мало-помалу приобретает бульшую независимость и в России. Расширяются и возможности защиты прав коренных народов в сфере международного права. В этой области в последнее время произошел заметный сдвиг на уровне как ООН, так и других международных организаций.

     И, наконец, немало есть чему поучиться  на опыте коренных народов Канады в том, что касается самобытного  современного жизнеустройства. С одной  стороны, оно гораздо более передовое, нежели, например, у представителей "белой расы" в пост-социалистических странах. И в то же время оно несомненно традиционное и отвечает особенностям коренных народов – начиная с системы образования и кончая социальной помощью, ориентированной на специфические нужды туземцев. Но это уже отдельная тема, не вмещающаяся в рамки данной работы. 
 

Заключение 

     В соответствии с Конституцией РФ права  коренных малочисленных народов  подлежат особой защите. Чтобы этот пункт в конституции действительно выполнялся следует предпринять ряд мер по улучшению действующей политики и законодательства в этой области:

     1) Разработать и принять закон «об этнологической экспертизе» на федеральном уровне, где будут установлены изученные в данной работе порядок проведения эксперизы, ее методы и критерии.

     2) Дополнить Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" статьей об освобождении общин коренных народов от уплаты государственной пошлины и налогов связанных с их традиционной деятельностью.

     3) Ввести  в  законодательство  Российской  Федерации  понятие  "кочевой  образ жизни коренных малочисленных  народов", регламентировать в  нормативных актах Российской Федерации организацию здравоохранения, образования, развития культуры при ведении кочевого образа жизни.

     4) Включить в перечень оценок эффективности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, такой критерий, как "уровень социально-экономического развития коренных малочисленных народов"

     5) Следует направить некоторые позиции законодательства не в русло претензий на природные ресурсы на ТТП, не включаемые в природно-ресурсный цикл самих КМНС, а на формирование национальных и внедрения международных стандартов в области прав человека применительно к КМНС.

     6) Использовать в качестве образца трехстороннего соглашения между КМНС, компанией реализующей свою промышленную деятельность вблизи или на территориях проживания КМНС и местной администрацией, «план содействия развития коренных малочисленных народов о. Сахалин» компании «сахалин энерджи компани» признаный специалистами ЮНЕСКО эталонным.

     Так же существует еще много пунктов  не перечисленных выше, если же выполнить  хотя бы перечисленные, то это окажет положительный социально-экономический эффект в виде:

  1. Интеграция КМНС в современное общество с сохранением своей культурной самобытности
  2. Повышения продолжительности жизни КМНС
  3. Непосредственного участия КМНС в решении касающихся их проблем
  4. Улучшением материального положения КМНС
  5. Развитием традиционных видов хозяйственной деятельности КМНС (оленеводство, рыбная ловля, художественные промыслы и народные ремесла, строительство национальных традиционных жилищ и т.д.)
  6. Повышением уровня жизни КМНС

     В результате выполнения всех этих действий предполагается выполнить план мероприятий по реализации в 2009 - 2012 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подписанный президентом Российской федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации с изменениями от 30 декабря 2008 года
  2. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
  5. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ...»
  6. «Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций» принята 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеи ООН
  7. Конвенция № 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»
  8. Иван Кайгородов «Когда ошибки даже в букварях…» - Ямал – сокровищница России. 2010 г.
  9. http://www.canadaforever.ru – коренные народы канады
  10. Кряжков В.А. «Коренные малочисленные народы Севера в российском праве» - Норма 2010г.
  11. План содействию развития коренных малочисленных народов «Сахалин энерджи ивест компани лтд.» октябрь 2005г.

Информация о работе Обеспечение конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока посредством этнологической экспертиз