Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:42, научная работа
Цель данного исследования это обеспечение правовой и экологической безопасности коренных народов севера. В условиях интенсивного промышленного освоения полезных ископаемых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, многие из которых планируется добывать на землях, где ведут традиционный образ жизни коренные малочисленные народы Севера, важно, законодательно закрепить права этих народов на учет их интересов при отводе земельных участков под разработку недр. Кроме того, общины коренных малочисленных народов должны иметь право на согласование порядка проведения таких работ, на обязательное проведение этнологической экспертизы и возмещение ущерба, нанесенного в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
Введение.…………………………………………....................................................................................3
1. Об этнологической экспертизе……………………………………………...………………...…..4
2. О территориях традиционного природопользования (ТТП).…………...………………….......5
3. О господдержке…………………………………………………………….………………….........7
4. О родном языке……………………………………………………………….…………………….8
5. Обязательность этнологической экспертизы……………………………...…………………….9
6. Место этнологической экспертизы в системе законодательства Российской Федерации...10
7. Критерии устойчивого развития коренных малочисленных народов, которые должны учитываться при проведении этнологической экспертизы………………………………..……….15
8. Организация проведения этнологической экспертизы…………………………………….......11
9. Реализации прав на использование ТТП как основы традиционного хозяйствования…....17
10. Краткое содержание «плана содействия развитию коренных малочисленных народов севера о. Сахалин» (ПСРКМНСС) компании «Сахалин энерджи компани»………………..……...…….22
11. Изучение опыта Канады в решение проблем правового обеспечения коренных малочисленных народов………………..…………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………………….….….30
з) структура потребления у лиц, ведущих традиционный образ жизни (на удовлетворение каких потребностей идут добываемые объекты животного мира и водных биоресурсов, продукция оленеводства, а также выручка от реализации этих объектов и продукции), как показатель, характеризующий качество жизни.
4.
Ввести в законодательство
Российской Федерации понятие
"кочевой образ жизни
Правительству Российской Федерации:
а) определить федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за вопросы: организации территорий традиционного природопользования федерального значения, территорий традиционного проживания и территорий традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; организации и проведения этнологической экспертизы;
б) предусмотреть в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2015 года" финансовое обеспечение и систему мероприятий по организации территорий традиционного природопользования федерального значения, территорий традиционного проживания и территорий традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, по организации и проведению этнологической экспертизы;
г) включить в перечень оценок эффективности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, такой критерий, как "уровень социально-экономического развития коренных малочисленных народов";
в) предусмотреть в рамках образовательных стандартов для учебных заведений северных регионов комплексную дисциплину "Североведение".
Органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации разработать
и принять нормативные акты субъектов
Российской Федерации, регламентирующие
организацию и проведение этнологической
экспертизы, предусматривать соответствующие
разделы в региональных и
ведомственных программах социально-экономического
развития.
10.
Краткое содержание «плана содействия
развитию коренных малочисленных народов
севера о. Сахалин» (ПСРКМНСС) компании
«Сахалин энерджи компани»
Этот первый пятилетний план (2006–2010 гг.) является первым этапом реализации ПСРКМНСС, входящим в серию планов, которые будут разрабатываться и осуществляться на протяжении всего периода реализации проекта «Сахалин-2» («проект Сахалин-2» или «проект»). Первый пятилетний план преследует следующие цели:
вероятных или потенциальных негативных воздействий, вызванных строительством и планируемой эксплуатацией газо- и нефтепроводов проекта и связанных с ними сооружений;
острова Сахалин путем распределения выгод от проекта (через программы социального развития) с учетом культурных особенностей и требований устойчивого развития;
малочисленных народов Севера, способствующее их активному участию в управлении реализацией данного Плана, и, в будущем, в разработке и реализации подобных социо-культурных и экономических планов.
В период с 2001 по 2004 гг. был проведен ряд консультаций и встреч с коренными малочисленными народами Севера Сахалина и их представителями в связи с проектом в целом и Оценкой воздействия на социальную сферу (ОВСС) в частности. В этих консультациях приняли участие 150 представителей коренных малочисленных народов Севера, а также члены национальных предприятий и организаций коренных малочисленных народов Севера. В мае и июне 2005 года начались консультации с коренными малочисленными народами Севера Сахалина в рамках разработки данного Плана.
Ежегодное финансирование Плана составляет около 300 000 долларов США, что за 5 лет
составит сумму в 1,5 миллиона долларов США, которую обязалась выплатить Компания. В последний год реализации Плана (2010 г.) будет проведена оценка выполнения Плана и осуществлено планирование его второго этапа.
В 2009 г. Была проведена промежуточная оценка «Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина» и представлена в виде «Отчета о промежуточной оценке ПСРКМНСС».
Согласно представленным отчетам по состоянию на 1 декабря 2008 года реализовано 157
проектов из 173 запланированных. При плане 23 453 783 рублей общая сумма финансирования составила 20 906 208 рублей, или 89,1%, в том числе:
Программа социального развития - из 66 проектов профинансировано 65, на сумму 10 388 454 рублей или 100,01%:
- По компоненту «Здравоохранение». Коренным жителям устанавливают бесплатные зубные протезы, им проводят офтальмологические операции, а также медицинские осмотры, и предоставляют лекарства. Оплачивается обучение студентов-медиков, приобретается инвентарь, оборудование, мебель. Из 21 запланированных проектов профинансировано 21, то есть 100%; при этом направлено на финансирование 3 510 962 рубля при плане 3 648 250 рубля, или 96,2%
- По компоненту «Культура». Финансирование компонента «Культура» составило 103% на сумму 1 901 947 рублей при плане 1 850 000 рублей. Из 17 запланированных оплачено 16 проектов, все проекты поддерживают финансирование краеведческих музеев, национальных ансамблей, издание литературы на языках КМНС, способствуют распространению знаний об обычаях, обрядах и т.д.
Фонд мини-грантов: из 54 запланированных проектов профинансировано 52, на сумму 2 255100 рублей соответственно, или 98%;
Программа поддержки традиционной экономической деятельности: из 53 запланированных профинансировано 39 проектов на сумму 8 262654 рубля, что составило 77%.
Отчет
по результатам промежуточной
Исследования, проведенные в рамках промежуточной оценки, показали, что «жители положительно воспринимают План содействия и связывают его реализацию с улучшениями в социально-экономическом положении коренного населения, с развитием национальной культуры и спорта, а также повышением доступности образования и медицины. Оценка Плана содействия коренным населением подтверждает объективные изменения в качестве жизни местного населения в результате реализации Плана».
11.
Изучение опыта Канады в решение проблем
правового обеспечения коренных малочисленных
народов.
В начале 50-х годов в Канаде приступили к реализации политических программ, направленных на улучшение условий жизни коренного населения. Кроме повышения качества медицинского обслуживания, изменения образовательной политики государства, мер, направленных на сохранение языка и культуры северных народов, правительство стало передавать коренным народам права собственности на земельные участки, пользования землями и природными ресурсами. Суть нового подхода заключалась в предоставлении коренным народам необходимых инструментов для достижения самообеспеченности и самоуправления в рамках канадской федерации.
В рамках визита делегации предоставили возможность ознакомиться, как эта политика реализуется на практике. В п. Инувик делегация Комитета провела встречи в Корпоративном центре Инувиалуит с представителями Агентства регионального развития Инувиалуит. Племя Инувиалуит (численность 2,5 тыс. человек) — это инуиты арктического побережья СЗТ, отличные от эскимосов Квебека и Нунавута. Первоначально в 1973 г. выдвигали совместные требования по урегулированию земельных претензий, но в процессе переговоров выявился разный подход к пониманию проблемы и произошло разделение групп. В дальнейшем инувиалуиты вели переговоры с федеральными властями самостоятельно. Притязание племени инувиалуит было принято к рассмотрению в ходе переговоров в 1976 г., итоговое соглашение было подписано и вступило в силу в 1984 г. Оно включало финансовую компенсацию в 152 млн. долл. (в ценах 1984 г.) и единовременную выплату в 10 млн. долл. на социальное развитие.
В соответствии с этим соглашением инувиалуиты получают право на использование ресурсов дикой природы. Территория, переданная под юрисдикцию инувиалуитов, составляет около 350 тыс. кв. миль, на которой выделяются участки с правом собственности на недра, часть — с правом собственности только на поверхностные ресурсы, три национальных парка. Критериями выделения земель являются: традиционное расселение аборигенного населения и условная цифра — не менее 18 кв. миль на человека. По любому использованию земель правительство обязано консультироваться с Агентством.
В соответствии с соглашением первоочередным правом на использование природных ресурсов пользуются аборигенные корпорации. Земли могут сдаваться в аренду под проведение определенных видов работ, например сейсморазведочных. Когда нефтегазовые компании приступают к разработке, заключаются два вида соглашений: об использовании поверхностного слоя, об использовании недр. Агентство берет на себя обязательство по обеспечению рабочей силой, но не всегда хватает квалифицированного персонала, поэтому осуществляются программы с помощью добывающих компаний по профессиональной подготовке кадров из местного населения. Контроль за использованием земель и охраной окружающей среды осуществляют федеральные министерства и специально подготовленные местные жители, осуществляющие мониторинг на землях, где проживают.
Агентство по развитию Инувиалуит осуществляет как политическое управление территорией, так и распоряжается финансами, полученными по соглашению, на экономическое развитие и охрану окружающей среды. В настоящее время активы Агентства составляют 280 млн. долл. За сдачу в аренду участков нефтегазовым компаниям получили 78 млн. долл. Агентство является холдинговой кампанией. Оно не осуществляет оперативного управления, а является владельцем более 50% пакета акций компаний, работающих на землях инувиалуитов, и следит за инвестиционной политикой. Оперативное управление осуществляется подразделениями Агентства, например агентством по развитию бизнеса, инвестиционным агентством, агентством по землепользованию и др. Все агентства подотчетны Совету директоров и ежемесячно представляют отчеты.
В Агентство входят 18 прибыльных компаний (убыточные продаются), занимающихся всем комплексом геологоразведочных работ от бурения скважин до сейсморазведочных работ и сервисного обслуживания добывающих компаний, авиа —, речными перевозками, в том числе вертолетная компания, компания по доставке продовольствия. Все компании платят налоги в местный бюджет, которые составляют 43% от прибыли, осуществляют программы образования и подготовки кадров для аборигенного населения.
В каждом поселке территории инувиалуитов существует отделение Агентства регионального развития Инувиалуит, руководитель которого входит в состав Совета директоров Агентства.
Большое внимание уделяется поддержке и развитию традиционных отраслей хозяйствования.
Следует
отметить, что коренные народы Канады,
в общем, не противопоставляют себя федерации
Канады – а, скорее, добиваются для себя
особого положения внутри нее. Призывы
к полной государственности раздаются
со стороны коренных народов Канады редко
– разве лишь среди упоминавшейся выше
радикальной части народа дене в Северо-Западной
Территории. Таким образом, народы рассматривают
себя членами федерации, хотя и не в обычном
смысле, когда членами федерации являются
образующие ее автономные административно-
Формированию
подобного отношения