Нормы права. Понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Люди вступали в различные отношения друг с другом с древних времен. От обычаев к законам обращалось человечество по мере развития общества для регулирования отношений между собой. По мере развития отношений требовалось создание уже специального сложного законодательства, которое бы могло обеспечить законную систему общественных отношений.

Содержание

Введение.
1. Нормы права. Понятие.
2. Структура правовой нормы.
3. Гипотезы, диспозиции и санкции.
4. Классификация норм права.
5. Правовые нормы в статьях нормативно-правовых актов.- способы изложения
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.94 Кб (Скачать)

С учетом специализации права  для юридической нормы-предписания  характерно типическое структурное  построение, выражающее жесткий закон  организации ее содержания и состоящее  из двух основных элементов:

а) гипотезы – части нормы, указывающей условия, т. е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых норма вступает в действие;

б) диспозиции или санкции  - части нормы, указывающей на юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (правоустановительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции; она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

Элементы нормы-предписания  условно можно расположить по схеме: «если – то».

Указанные две части нормы-предписания  являются ее обязательными элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его суть, т.е. на юридические последствия, и  на условия их наступления. Следовательно, норм-предписаний без гипотез  существовать не может. В любых, самых  специализированных правовых предписаниях, так или иначе, указывается на условия, при которых они действуют.

Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормы-предписания  неизбежно, по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а иногда и текстуально связаны, функционируют  в единстве с охранительными предписаниями, которые их охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента – гипотеза, диспозиция, санкция. Нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано одно охранительное

 

нормативное положение, которое  выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписании.

 

3. ВИДЫ ГИПОТЕЗ, ДИСПОЗИЦИЙ  И САНКЦИЙ

Элементы структуры юридической  нормы могут быть различных видов. Их классификации подробно закреплены еще в прошлом веке и почти не изменились до наших дней. Отечественные курсы по теории права чаще всего берут за основу классификации, разработанные Н. М. Коркуновым.[9]

Гипотеза может быть выражена в общей (абстрактной) или в конкретной формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая( конкретная) – частными, специальными. Будучи исторически первичной, казуистическая гипотеза в настоящее время практически исчезла из норм. Ее недостатки очевидны: ее употребление ведет к чрезмерному увеличению числа норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических определений. Сколько бы ни предусматривалось отдельных случаев, всегда остается вероятность еще для одного, казуистической гипотезой не предусмотренного. Абстрактная же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них.

Гипотезы могут различаться по степени их определенности. Абсолютно определенная гипотеза встречается тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, устанавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме. Абсолютно неопределенная гипотеза применима тогда, когда сама норма не включает определений фактов, обусловливающих ее применение. Она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем же заключаются названные «необходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо условием, тогда имеет место определенная относительно гипотеза. Целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвычайного положения и т.д.

Гипотезы могут подразделяться на односторонние и двусторонние. Гипотеза, которая в качестве основания применения нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства- является односторонней. Например, все нормы Особенной части УК РФ имеют односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. Конечно, предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера тех обстоятельств, которые заставили «работать» тот или иной нормативный акт. Так, ст. 167 ГПК РФ устанавливает, что в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову, суд оставляет иск без рассмотрения.[10] Тогда если стороны не явились

 

по уважительным причинам, дело производством не прекращается, но лишь откладывается его разбирательство.

Анализ диспозиций юридических норм  выявляет достаточно много их разновидностей.

Гипотезы и диспозиции подразделяются на казуальные и абстрактные. Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешаемые или запрещаемые действия, а вторая предусматривает определенный тип поведения. Историческим примером казуальной диспозиции является прецедент – решение суда или иного государственного органа по отдельному делу. Можно увидеть из специализированной литературы- «нормы с казуальными диспозициями крайне неудачны в техническом отношении, ибо, не обеспечивая беспробельности закона, они обусловливают его чрезмерную громоздкость». Так, Российское Уложение о наказаниях, в котором применялись казуальные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время как современный УК РФ, знающий только абстрактные диспозиции, – лишь около 400. Примером нормы с абстрактной диспозицией является ст. 105 УК РФ. Предусматривая наказания за умышленное убийство, она ограничивается определением убийства как такового; каких-либо типов насильственного лишения человека жизни, совершенного умышленно, в ней не рассматривается.

Диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные по способу выражения правил поведения. Нормативный материал уголовного права Российской Федерации поможет рассмотреть виды диспозиций  подробнее.

Простая диспозиция содержит указание на вид преступления и ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Ст. 126 УК РФ – похищение человека – пример. Описательная диспозиция включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (в нашем примере отличительным признаком кражи является то, что она – тайное похищение чужого имущества, в отличие от грабежа, который определяется как «открытое похищение чужого имущества» (ст. 158, 161 УК РФ).

Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам. Например, ст. 246 УК РФ объявляет преступным нарушение  правил охраны окружающей среды, устанавливаемых  экологическим законодательством  государства.

Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту (к примеру, ст. 116 УК РФ говорит о  том, что «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших  физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, наказываются штрафом в  размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев и т.д.»).

Санкции делятся на полные и неполные. Первые предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу, нарушившему требования диспозиции, как юридической нормы. Например, все нормы особенной части уголовного кодекса содержат полные санкции. Напротив, неполные санкции заключаются не в применении мер

 

принуждения, а в том, что  в случае нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические  последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные действия. Санкции ст. 168 ГК РФ, объявляющей недействительной противозаконную сделку, или санкция статьи 27 Семейного кодекса, признающей законную силу только за зарегистрированным браком.

По степени своей определенности санкции деляются на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные.

Абсолютно определенной в  теории называется санкция, которая  имеет точно фиксированное выражение  и не может быть изменена государственным  органом, ее применяющим. Санкции гражданского права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции административного права, устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить правонарушитель служат тому примерами.

Санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых право применяющий орган сам устанавливает ее точный размер- является относительно определенной. Большинство санкций уголовного права, многие санкции административного права являются таковыми и могут быть примером. В гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.

Альтернативные санкции  объединяют несколько видов различных  санкций, а право выбора одной  из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Примером может служить ст.119 УК РФ «угроза  убийством», которая наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом  на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю -кумулятивные санкции. Санкция ч. 2 ст. 285 УК РФ является типичным примером кумулятивной санкции, устанавливающей, что использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Встречаются кумулятивные санкции и в гражданском взыскание штрафа сверх суммы возмещения убытков), в административном и в других отраслях права.

Знание разновидностями элементов юридической нормы дало возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует. Простое описание структуры

нормы позволяет убедиться, что это – не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной  структуры права .

 
4. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА

Одной из характерных черт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в четкой систематизации и структуризации, классификации . «Право, являясь высшей инстанцией в регулировании отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированные группы норм, отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих характерную внутреннюю структуру».[11] Так мы видим   из каких частей состоит та или иная норма и как эти части   взаимосвязаны.

Рассмотрим  подробнее,  главу данного исследования, остановиться на анализе причин общеобязательности правовых норм, вернее, механизмов обеспечения их неукоснительного исполнения. Весьма подробное исследование этого вопроса можно найти в «Общей теории права» Г. Ф. Шершеневича.[12]

Нормы права  подразделяться на несколько видов. Приказ, например, может быть выражен как в положительной, так и в отрицательной форме. Нормы права требуют от лиц, к которым обращены, чтобы те или совершили определенные действия (обязывающие нормы) или же воздержались от каких-либо, определенных законом действий (запрещающие нормы).

Любая норма (будь то моральная или правовая) представляет собой в принципе приказ или повеление. «Нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения».[13]Приказ может быть выражен в форме повелительного наклонения, но, будучи выражен в изъявительном наклонении, он перестает быть приказом.

В современной теории права, которая во многом использует плоды юриспруденции прошлого, классификация юридических норм рассматривается, не их распределение по классам в зависимости от произвольно выбранного логического признака, а  объективно существующее подразделение по различным основаниям, в конечном счете, обусловленным природой нормативного воздействия на поведение людей в обществе. Основаниями для такого анализа могут, например, являться часть права, функции, выполняемые юридическими нормами, характер содержащихся в них правил поведения и по степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов.

По характеру своего действия принято считать функционирующие в обществе юридические нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и дефинитивные.

Регулятивные   нормы регламентируют, служат моделью   поведения (свободу)  субъектов      общественных отношений, опосредствуя принадлежащие им субъективные права и обязанности.

Многие теоретики делят регулятивные нормы на запрещающие (диспозиция подобной нормы содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий), управомочивающие ( диспозиция содержит дозволение, т. е. право на совершение тех или иных действий) и обязывающие ( их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным

синтезом запрета и  дозволения: субъект не только имеет  право совершить предписанное, но и обязан сделать это; ему запрещено воздерживаться от того, на что он управомочен.[14]

Охранительные нормы регулируют отношения юридической ответственности, которые возникают вследствие нарушения  норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных норм в  отечественной юридической литературе обосновывается  задачами , возникающими в правоприменительной сфере, и необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности правонарушений, определяющие вид и величину санкций.

Информация о работе Нормы права. Понятие