Нормы права. Понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Люди вступали в различные отношения друг с другом с древних времен. От обычаев к законам обращалось человечество по мере развития общества для регулирования отношений между собой. По мере развития отношений требовалось создание уже специального сложного законодательства, которое бы могло обеспечить законную систему общественных отношений.

Содержание

Введение.
1. Нормы права. Понятие.
2. Структура правовой нормы.
3. Гипотезы, диспозиции и санкции.
4. Классификация норм права.
5. Правовые нормы в статьях нормативно-правовых актов.- способы изложения
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.94 Кб (Скачать)

Норма права – правовая действительность даже в том случае, если она ни разу не применялась для регулирования фактических отношений. Например, в недавней истории конституционное право союзной республики на свободный выход из состава СССР. Признание этого права являлось предпосылкой для определения правового статуса союзной республики и для государственно-политической практики.  Можно сделать вывод, что праву известны нормы, которые применяются непосредственно и опосредованно – через другие нормы.

Таким образом, норма права  – это общее правило, которое вбирает в себя годы истории социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного.

Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием – моделью, системой общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения.

«Общий характер нормы  права не вытекает из ее собственной  природы. Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того реального  общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида, являющихся социальными отношениями».[5]

В современных условиях совершенствование  норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм; упорядочение их структуры и системы в целом.

Первый путь характеризуется  тенденцией к все более точному  отражению потребностей общества в повседневной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание и эффективность действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм – обязывающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:

1.  Точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственности и права;

2.  Соответствие норм права требованиям морали и правосознания;

3.  Соблюдение требований системности и непротиворечивости и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;

 

4.  Учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.

Таким образом, подведем краткие  итоги:

а) норма права  определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения и закрепляет за участниками общественной жизни данного вида юридические права. Налагает на них юридические обязанности;

б) правовая норма является общим правилом поведения, т.е. образцом, эталоном поведения людей, их коллективов;

в) правовая норма – правило  абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как  системы;

г) правовая норма – государственно-властное предписание;

д) правовая норма – явление  широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ  НОРМЫ

Структура нормы права  является формой ее внутреннего содержания.  Неотъемлемая роль нормы права, как регулятора общественных отношений- обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права являет собой единство элементов – предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Выделение правоохранительных правовых предписаний- оказывает глубокое, разностороннее влияние на структуру нормы права .Изучение истории законодательства показывает, что развитие правовых систем неизбежно выражается в выделении предписаний, регламентирующих юридические санкции. Такого подхода требует дифференциация мер государственно-принудительного воздействия, необходимость нормативно закрепления разнообразных фактических условий объективных и субъективных.

Отдельный подход в вопросе  правоохранительных предписаний только отражается на структуре регулятивных норм, из состава которых исходят указания на государственно-принудительные меры обеспечения, но и влечет за собой формирование самостоятельных правоохранительных институтов, а, следовательно, влияет на структуру права более высоких уровней. Существенное воздействие на структуру права оказывает и обособление общих правовых предписаний, в которых закрепляются правые понятия, принципы, правовое положение субъектов и участников процессов, общие условия совершения тех или иных юридических действий и т. д.

Будучи составной частью, более широкой проблемы вопрос о структуре юридической нормы имеет свое вполне самостоятельное значение. Здесь (как и при характеристике видов юридических норм) перед нами  малая структура права. В ней в отличие от макроструктуры – подразделения права на отрасли и институты (система права) – не столь ясно и с четкими границами обнаруживаются социальные и политические особенности правового регулирования. В то же время «в структуре нормы и видах норм проявляются те специфические функции, которые выполняют юридические нормы как первичное звено структуры права, – обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений».[6] А отсюда в рассматриваемых вопросах большее значение приобретают юридическая  и техническая сторона, конструктивные моменты организации содержания нормы, т. е. то, что относится к догме права.

Структуре нормы права  свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли- это главное. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи  прав и обязанностей, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.

Норма-предписание воплощает государственное присутствие в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования.

Логическая же норма характеризует  бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества.

Внутреннее строение, связь  элементов, образующих структуру нормы, отличаются инвариантностью и жесткостью. Причем эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри сфер и институтов права, а на началах зависимости, при которой отсутствие хотя бы одного из необходимых элементов приводит к разрушению одного целого– юридической нормы.

Внешняя сторона (т. е. со стороны внешней формы) нормы-предписания и логические нормы получают языково-логическое, словесно-документальное изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных подразделениях акта.

Необходимо отметить, это различия между нормой права и статьей нормативного акта. Однако соотношение между нормой и статьей во многом зависит от того, рассматривается ли это соотношение применительно к логической норме или же к норме-предписанию.

Логическая норма, призванная выразить  связи между специальными нормативными предписаниями, их принудительное государством, нормативно-регулирующее качества, в большинстве случаев в нескольких статьях нормативного акта или даже в статьях разных нормативных актов. Усиливающийся процесс специализации права или боле конкретного подхода приводит к тому, что элементы логических норм все более рассредоточиваются по многим статьям нормативных актов.

Норма-предписание, как, правило, соответствует первичной структурной части текста нормативного акта и даже конкретной фразе текста. Разделение нормы-предписания, распределение ее содержания между разными статьями, пунктами статьи вообще невозможно. Норма-предписание – это цельное, логически завершенное и формально закрепленное на государственном уровне веление. По своему словесно-логическому построению она представляет собой не разделимое единство по формуле «если – то».

Применение законодательства на практике показывает, что выделение части нормы-предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего .

Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и  статьи важно отметить, что полного совпадения не будет. Норма-предписание-это правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь особую часть текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о соответствии нормы права и статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве.

Уровень специализации права определяет того, как упрощаются правовые предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным объединением, посвященным отдельной операции в процессе правового регулирования. При этом нередко статья нормативного акта содержит несколько тесно взаимосвязанных правовых предписаний. Например, ст. 139 Семейного кодекса включает, по меньшей мере, четыре предписания: предписание-принцип («тайна усыновления охраняется законом»), управомочивающую норму («для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть изменено место рождения усыновленного ребенка...»), запрещающую норму («воспрещается без согласия усыновителей... сообщать какие-либо сведения об усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание («лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя, могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке»).

«Структура логической нормы  выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, которые  в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование общественных отношений».[7] Набор элементов логической нормы позволяет ей быть отдельно стоящим , относительно выделеным регулятором, объединяющим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений.

Получается, что логическая норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза – указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких  условиях следует руководствоваться  данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при  наличии которых у лиц возникают  юридические права и обязанности. Разберем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (арендодателя) возникает обязанность содержать сданное в аренду имущество, а у другого (арендатора) – право требовать исполнения этой обязанности.

б) диспозиция – «сердце» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

в) санкция – вид и  мера возможного наказания, если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции – сподвигнуть субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Санкция называет поощрительные  или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие  в случае соблюдения или нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. В статье закона может формироваться только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в

одной статье нормативного акта, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих  нормы иных отраслей права.

Верно утверждение- «норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки».[8]

Структура нормы-предписания  – это структура первичных  частиц правовой материи, находящих  прямое выражение в тексте нормативного акта.

Нормы-предписания как  составляющие  единого механизма выполняют внутри него различные задачи, разные операции и функции. Поэтому трехчленная схема, имеющая существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-предписаний отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной системы, – обеспечение детального, точного, конкретного и определенного нормирования поведения людей.

Информация о работе Нормы права. Понятие