Норма права: понятие, структура, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие нормы права…………………………………………....4
§ 1.1 Понятие и признаки нормы права……………………………..4
§ 1.2 Виды норм права………………………………………….......10
Глава 2 Структура нормы права………………………………………..…18
§ 2.1 Противоречия по вопросу структуры нормы права……….....18
§ 2.2 Гипотеза нормы права………………………………………….22
§ 2.3 Диспозиция нормы права………………………………………23
§ 2.4 Санкция нормы права……………………………………….....25

Заключение ……………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………...……………………30

Работа содержит 1 файл

Норма права..docx

— 60.44 Кб (Скачать)

        § 1.2 Виды нормы права

      Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют  различные классификации. 
Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.

      Одна  из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

      Типичные  нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и  обязанности, а также способы  их защиты. Типичными эти нормы  права называются потому, что норма  права по определению является правилом поведения (кроме них в нормативных  актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы  права, которые будут рассмотрены  ниже).

      Типичные  нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.

      Регулятивные  нормы права рассчитаны на правомерное  поведение и устанавливают юридические  права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых  прав и обязанностей, т.е. от характера  предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

      Обязывающие нормы права устанавливают обязанность  для субъекта права совершать  определенные действия, требуют активного  обязательного поведения.

      При их изложении могут употребляться  глаголы «должен», «обязан» и т. п. Так, в ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом». Статья 59 КЗоТ РФ гласит: 
«Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов». Часть 1 ст. 80 СК РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей». Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре года»7.

      Запрещающие нормы права устанавливают обязанность  для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п. Например: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»8. «Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы»9.

      Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т. п. Так в ч. 2 ст. 405 ГК РФ указано: «Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков». «Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент судебного следствия»10. «Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка»11.

      В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права нередко назывались «ненастоящими» нормами, поскольку считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или что-то обязывать, или что- то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения.

      Правоохранительные  нормы права рассчитаны на неправомерное  поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения.

      Так, в ст. 329 УК РФ указано: «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным  флагом Российской Федерации - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года». Статья 180 КоАП РФ гласит: «Умышленная порча паспорта, а также небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти минимальных заработных плат».

      Таким образом, регулятивные нормы устанавливают  определенные положительные правила  поведения, а правоохранительные - санкции  за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право  как нормативная система рассчитано, прежде всего, на правомерное поведение  субъектов правового общения.

      Нетипичные (или специализированные) нормы права  называются так потому, что они  не являются правилами поведения  субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как  свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование  становится эффективным именно благодаря  сочетанию в нормативном материале  как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.

      Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.

      Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие  перед юридическими учреждениями в  той или иной сфере деятельности.

      Различие  между общезакрепительными и декларативными нормами права иногда довольно условно, поскольку закрепление определенного состояния общественных отношений вполне может служить и правовым принципом, например в ст. 10 Конституции РФ указано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

      Дефинитивные  нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

      Становление гражданского общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы частного и нормы  публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более  всего связано с различием  норм, выражающих интересы отдельных  лиц и их объединений (сфера отношений  гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов  и должностных лиц (сфера отношений  власти, управления, правосудия).

      К частному праву относятся нормы  гражданского, семейного, трудового  и других отраслей права, связанных  с развитием гражданского общества.

      Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных  лиц. К публичному праву относится  большинство норм уголовного права.

      По  объему регулирования общественных отношений выделяют: общие нормы  права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные  нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами  права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении  различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная  норма отменяет в части своего действия общую норму.

      В рамках специальных норм права, а  иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают  также на исключительные (чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают  изъятия из общих (или из общих и специальных) норм. Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения «в исключительных случаях», «в виде исключения» и т.п. при уяснении специфики исключительных норм права важен, прежде всего, момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права.

      Деление правовых норм на определенные и относительно определенные выражает степень и  вид юридической регламентации  поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления  правовых норм. Различная степень  определенности может быть свойственна  гипотезам (если при определении  условий реализации правовой нормы  предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные, характеризующее связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом, то нормы относятся к императивным. По существу, диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

      От  норм, содержащих оценочные понятия («при наличии достаточных доказательств...», «в случае производственной необходимости...», «при наличии уважительных причин...»  и т.д.), отличаются как особый вид  бланкетные нормы права, которые, как  правило, императивны, но диспозиция которых включает меняющийся элемент — правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах (правила движения, правила техники безопасности, санитарно-технические нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др.). При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету12.

      По  юридической силе различают нормы  права, содержащиеся в законах и  обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в  подзаконных нормативных актах.

      По  сфере действия существуют нормы  права внешнего действия и нормы  права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим  государственным органом или  организацией, действуют только в  рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

      Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства  и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие  только в пределах отдельных административно-территориальных  единиц.

      По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

      По  времени действия существуют нормы  права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права  временного действия, т.е. действия, заранее  ограниченного определенным сроком.

      В зависимости от способа выражения  и закрепления, т.е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных  актах; нормы, закрепленные в нормативных  договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и  выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в  юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.

      Кроме указанных, существуют и иные классификации  правовых норм по различным основаниям.

      По  степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные  правовые нормы. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Структура нормы права      

      § 2.1      Противоречия по вопросу структуры нормы права

Информация о работе Норма права: понятие, структура, значение