Налоговая система и фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель донной курсовой работы – изучить значение налоговой системы и фискальной политики государства.

Задачи:

охарактеризовать сущность и функции налогообложения
рассмотреть виды существующих налогов
изучить значение фискальной политики и показать влияние ее инструментов на формирование государственного бюджета
проанализировать состояние современной налоговой системы и охарактеризовать перспективы ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА : СУЩНОСТЬ,ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ. ВИДЫ НАЛОГОВ 5
1.1 Сущность и функции налогообложения 5
1.2 Принципы налогообложения 7
1.3 Виды налогов 9
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 16
2.1 Содержание фискальной политики 16
2.2. Дискреционная фискальная политика 18
2.3 Автоматическая (недискреционная ) фискальная политика 20
2.3 Виды фискальной политики 22
3 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

    Верховным Советом  Республики Беларусь в декабре 1991 г. был принят ряд законов по налогообложению организаций и граждан. Система платежей в бюджет стала многоканальной, среди них: прямые и косвенные налоги; налоги, включаемые в себестоимость и цену продукции; налоги, уплачиваемые за счет прибыли организации.[17, c. 21]

    Сегодня каждый сознательный гражданин нашей республики понимает, что, формируя свыше 70% доходов бюджета, налоги являются гарантом благосостояния государства и общества. Все мы наблюдаем, что налоговое законодательство в республике за почти 20 лет с момента создания налоговой системы неоднократно подвергалось изменению и реформированию. В последние годы был принят ряд мер, направленных на совершенствование и упрощение законодательства о налогах и сборах и создание стабильной, устойчивой налоговой системы. Наиболее значимым результатом проведенных мероприятий в данном направлении стало принятие с 1 января 2010 г. Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь - единого законодательного акта, определяющего порядок исчисления и уплаты всех налогов и сборов, принятых на территории Республики Беларусь. Работать стало проще? Безусловно, но при этом следует учитывать, что каким бы совершенным и устойчивым ни было налоговое законодательство, в практике его применения невозможно полностью исключить разночтение и различное толкование отдельных норм разными субъектами предпринимательской деятельности. Кроме того, налоговая система любого государства помимо принципов обязательности и стабильности, которые лежат в основе ее построения, должна быть гибкой в отношении стимулирования наиболее приоритетных направлений развития экономики и, следовательно, существует объективная необходимость периодического изменения налогового законодательства с учетом интересов как государства, так и плательщиков. [19, c.17 ]

  Согласно рейтингу «Уплата налогов-2010. Мировая картина», проще всего платить налоги на Мальдивах, в Катаре, Гонконге и ОАЭ, а самое сложное налогообложение — в Беларуси (183−е место), Венесуэле (182−е) и Украине (181-е)

  Рейтинг «Уплата налогов-2010. Мировая картина» проводится ежегодно Всемирным банком совместно с Международной финансовой корпорацией. Кроме того, Россия заняла 129−е место по индексу эффективной налоговой ставки, обойдя БРИК и по этому показателю.

  Как сказано в отчете, чтобы уплатить налоги (всего 11), российской компании требуется в среднем 320 часов в год. Для сравнения, на Мальдивах налогоплательщику нужно оплатить только 1 налог, а в Белоруссии - 107. Мальдивская компания практически не тратит на это времени, а белорусская отводит на уплату налогов 900 часов в год.

  Впрочем, озвученные в рейтинге данные по Беларуси не новые. Как уже писал "Ежедневник", в исследовании IFC и Всемирного "Doing Business-2010" Беларусь, как и в прошлом году, заняла последнее, 183-е место по налогообложению с точки зрения условий ведения бизнеса.[3, c.53]

     Уникальная  ситуация для отечественного бизнеса  все-таки будет иметь место в  текущем году: впервые за всю историю существования Беларуси как независимого государства предприниматели смогут изучить изменения в порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, которые им придется уплачивать в следующем году, задолго до его наступления. Пресс-службой Президента Республики Беларусь 15 октября 2010 г. была распространена информация о том, что Главой государства уже подписаны законы Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год», «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь», «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» и «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год».

     Итак, как и было обещано ранее, с 1 января 2011 г. отменяются следующие налоги и сборы: 1) местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки; 2) местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли; 3) три платежа, относимые к экологическому налогу:— за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;— за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;— за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом. Сразу же отметим, что два последних платежа затрагивали интересы очень узкого круга организаций, и их отмена вряд ли как-то скажется на интересах всех остальных. А вот за отмену сбора за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, спасибо должны сказать многие импортеры. По расчетам Правительства Республики Беларусь, такая отмена позволит снизить налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования в 2011 году на 0,4% к внутреннему валовому продукту (далее — ВВП) и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд руб. [4, c. 15]

     Кроме того, с 1 января 2011 г. исключаются два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав:— экологического налога — сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;— государственной пошлины — сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств. Но и это еще не все. В следующем году в нашей стране существенно улучшается ситуация с периодичностью уплаты налогов и представлением налоговой отчетности. С указанной даты количество перечислений налогов в бюджет будет сокращено, а именно:— по налогу на прибыль — осуществлен переход на ежеквартальную уплату этого налога с подачей налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль один раз в год (сегодня в 70% случаев эти действия осуществляются ежемесячно);— по налогу на добавленную стоимость — отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), а уплата этого налога будет производиться один раз в месяц или один раз в квартал по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас.

     В результате количество платежей у некоторых  плательщиков сократится с 72 до 4–12 в  год;— по акцизам — отменены «авансовые»  платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), и все плательщики станут платить акцизы один раз в месяц. Кроме того, будут расширены возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения производственного характера. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее время. Правда, при этом, чтобы не допустить значительных потерь бюджета в связи с отменой ограничения размера налоговой льготы суммой использованного на капитальные вложения амортизационного фонда, возможность применения льготы по налогу на прибыль будет ограничена 50% валовой прибыли. Отметим, что в предварительных сообщениях чиновников разного ранга фигурировало обещание полностью отменить ограничения по применению данной налоговой льготы… Но лучше так, чем никак (в текущем году у нас как раз «никак», и наш журнал об этом несколько раз писал).

     И еще одно важное нововведение: плательщикам будет предоставлено право принимать без ограничений к вычету «входной» НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что должно способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. У них также появится право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы «входного» налога, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

     По  мнению разработчиков комментируемого  законодательного акта, осуществление  указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности  их уплаты к налоговым системам развитых стран. Посудите сами, при осуществлении обычной деятельности плательщики будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость и социальные платежи, которые также можно считать платежами налогового характера), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (расчетов) (в настоящее время — 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций). И даже с учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять всего 32 в год, а количество налоговых деклараций (расчетов) — 15. И это максимальные цифры, потому что для некоторых плательщиков, не осуществляющих те или иные виды деятельности или не имеющих соответствующих объектов налогообложения, эти цифры будут еще меньше. В завершение скажем несколько слов о Законе Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год», которым предусматривается, что доходы республиканского бюджета в 2011 году составят 33,61 трлн руб, а расходы — 39,61 трлн руб.

     Таким образом, дефицит республиканского бюджета прогнозируется в размере 6 трлн руб. (или 3% от ВВП), что соответствует  национальному и международным  стандартам финансовой безопасности. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы базовых отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная политика, физическая культура и спорт, культура и средства массовой информации) планируется увеличить на 40%.

     Что касается Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год», то расходы указанного Фонда на 2011 год утверждены в сумме 20,49 трлн руб. с учетом прогнозируемых доходов в объеме 20,69 трлн руб., что на 15% выше запланированных на 2010 год доходов. Превышение доходов над расходами должно составить 197 млрд руб., что на 26% больше предусмотренного на 2010 год. Главным источником доходов Фонда являются взносы на государственное социальное страхование (97,7%), а основными направлениями использования средств Фонда станут пенсионное обеспечение (80,3%), выплата пособий семьям, воспитывающим детей (7,6%), а также выплата пособий по временной нетрудоспособности (6,6%) и по беременности и родам (1,8%). [4, c.18]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

     1. По поводу финансов возникают  экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику

     2. Наиболее значительными инструментами налоговой системы являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

     3. Одним из важных инструментов  воздействия на темпы экономического роста, а, следовательно, на уровень безработицы является налоговая система. Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам и налогам. Налоги выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственного бюджета. Прямые налоги, являясь пропорциональными, оказывают прямое воздействие на динамику ВВП и относятся к автоматическим (встроенным) стабилизаторам экономики. Местные налоги, занимающие в структуре доходной части бюджета значительный удельный вес, подчеркивают фискальный характер налоговой системы.

     4. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, на лицо регрессивная система налогообложения.

     5. Благодаря мультипликативному эффекту  на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.

     6. Дискреционная и недискреционная  фискальные политики применяются  в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде.

     7. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

Информация о работе Налоговая система и фискальная политика