Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель донной курсовой работы – изучить значение налоговой системы и фискальной политики государства.
Задачи:
охарактеризовать сущность и функции налогообложения
рассмотреть виды существующих налогов
изучить значение фискальной политики и показать влияние ее инструментов на формирование государственного бюджета
проанализировать состояние современной налоговой системы и охарактеризовать перспективы ее совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА : СУЩНОСТЬ,ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ. ВИДЫ НАЛОГОВ 5
1.1 Сущность и функции налогообложения 5
1.2 Принципы налогообложения 7
1.3 Виды налогов 9
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 16
2.1 Содержание фискальной политики 16
2.2. Дискреционная фискальная политика 18
2.3 Автоматическая (недискреционная ) фискальная политика 20
2.3 Виды фискальной политики 22
3 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят от:
а) состояния
национальной экономики и фазы промышлен-
ного цикла;
б) принятой
национальной концепции социально-экономи-
ческого развития страны и сформулированных
в ней задач;
в) имеющегося
у правительства, в соответствии с действую-
щим законодательством, правового коридора;
г) степени демократизации страны и уровня развития граж-данского общества.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.[12,с.360]
Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных расходов.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика — это целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема выпуска и темпов инфляции.
Важная составляющая фискальной политики — изменение государственных расходов, которые оказывают влияние на совокупный спрос, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом.
Чтобы проанализировать воздействие государственных расходов на экономику, предположим, что запланированные совокупные расходы АЕ1
первоначально равны С + I (рис. 2.2).
Пусть в период спада производства правительство, стремясь поддержать совокупные расходы, приняло решение о закупках товаров и услуг на сумму G. Эти государственные расходы будем считать постоянными для любого объема выпуска (дохода). Их осуществление вызвало адекватный
Рис. 2.2 Стимулирующая
фискальная политика (политика роста государственных
закупок) в модели совокупных расходов
и доходов [14, 131]
рост совокупных расходов (тоже на G), так что кривая С +I переместилась вверх в положение С + I + G. Увеличение совокупных расходов стимулировало рост объема выпуска с У1 до УE. Расстояние по вертикали между кривыми С + I и С + I + G показывает величину государственных расходов, а расстояние между У1 и УE — прирост равновесного объема дохода.
На рис. 2.2 видно, что прирост дохода превысил объем государственных закупок благодаря эффекту мультипликатора, свойственному последним. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг mG показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства
Рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных закупок. Часть дополнительного дохода, определяемая предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода, и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов, так же, как изменение частных инвестиций, служит толчком, пробуждающим процесс мультипликации национального дохода.
Изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично — уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных закупок.
При дискреционной фискальной политике в период спада предпринимается стимулирование совокупного спроса, и для этого целенаправленно создается дефицит госбюджета посредством увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. А в период подъема, напротив, целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:
1. Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.
2. Системы пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д. Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг. Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика. [14, с.132]
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В
целях снижения темпов инфляции реализуют
сдерживающую фискальную политику. Она
заключается в сокращении государственных
расходов, увеличении налогов или в сочетании
тех и других мер. В краткосрочном периоде
сдерживающая политика позволяет сократить
совокупный спрос и тем самым помогает
снижению инфляции спроса. В долгосрочном
периоде она может привести к спаду производства
и росту безработицы. Чтобы выяснить,
правильна ли проводимая правительством
фискальная политика, необходимо оценить
ее результаты. Наиболее часто в этих целях
используют состояние государственного
бюджета, так как осуществление фискальной
политики сопровождается ростом или сокращением
бюджетных дефицитов или излишков. Однако
судить по этим показателям о действенности
проводимой дискреционной политики достаточно
сложно. Это объясняется тем, что, с одной
стороны, фактические бюджетные дефициты
и излишки могут изменятся вследствие
целенаправленного изменения государственных
расходов и налогов, а, с другой стороны,
на их размеры могут повлиять изменения
объема национального продукта, доходов,
что обусловлено существованием встроенной
стабильности. Чтобы разделить эти причины
и иметь возможность оценить правильность
принимаемых мер, используют бюджет полной
занятости. Он показывает, какими были
бы дефицит или излишек государственного
бюджета, если бы экономика функционировала
в условиях полной занятости.
Рис.
3.1 Бюджетные дефицит, излишки. Бюджет
полной занятости [15
с. 235]
Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки, предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е ( рис.3.1) при объеме выпуска QE. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) – Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и от части поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса. Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой – сокращение совокупного спроса. [13, с.133]
Налоговая система Республики Беларусь начала свое формирование после провозглашения независимости республики и, в сущности, является ровесником нашего суверенного государства. С обретением независимости Республика Беларусь в соответствии с избранной моделью социально-экономического развития встала на путь крупномасштабного реформирования экономики. Начатые реформы сами продиктовали невозможность существования и нормального функционирования государства и субъектов экономических отношений без системы налогообложения. Рыночная экономика, которая так стремительно разрушала старые экономические связи, устаревшие хозяйственные отношения, не могла не повлечь за собой изменения в структуре государственных доходов, которые, как известно, при директивном хозяйствовании существенно отличаются от рыночных. На первый план по значимости выходят налоговые платежи, которые становятся приоритетным источником формирования доходов государственного бюджета.