Налоговая система и фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель донной курсовой работы – изучить значение налоговой системы и фискальной политики государства.

Задачи:

охарактеризовать сущность и функции налогообложения
рассмотреть виды существующих налогов
изучить значение фискальной политики и показать влияние ее инструментов на формирование государственного бюджета
проанализировать состояние современной налоговой системы и охарактеризовать перспективы ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА : СУЩНОСТЬ,ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ. ВИДЫ НАЛОГОВ 5
1.1 Сущность и функции налогообложения 5
1.2 Принципы налогообложения 7
1.3 Виды налогов 9
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 16
2.1 Содержание фискальной политики 16
2.2. Дискреционная фискальная политика 18
2.3 Автоматическая (недискреционная ) фискальная политика 20
2.3 Виды фискальной политики 22
3 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 271.50 Кб (Скачать)
    1. Виды налогов
 

     Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Один из критериев – налоговая ставка. Анализ соответствующих налогов основан на понятиях средней и предельной налоговой ставки. Средняя ставка определяется как отношение суммы налогов к величине доходов, т.е. она равна T/У, где Т — налоговая сумма, У — доход. Предельная налоговая ставка определяется как изменение величины налоговой суммы, которое происходит в связи с изменением величины дохода на единицу. Если при изменении дохода на ΔУ величина налоговой суммы изменится на ΔT, то предельная налоговая ставка будет равна ΔT/ΔУ.

     В зависимости от ставки различают налоги: с твердой ставкой, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (например, на тонну нефти, газа и т.д.) и не зависят от размеров дохода. 

     

            Доход до уплаты налогов

     Рис. 1.1. Пропорциональные налоги [13, c.114] 
 

     Пропорциональные налоги отличаются тем, что их средняя и предельная налоговые ставки остаются постоянными при изменении дохода. Влияние пропорциональных налогов на доход изображено на рис. 1.1.

     Налоги являются прогрессивными, если при возрастании дохода увеличиваются средняя и предельная ставки налогов. Зависимость между средней и предельной ставками прямая: рост предельной ставки приводит к увеличению средней и наоборот. При прогрессивном налогообложении, как правило, устанавливается необлагаемый минимум (черта освобождения от налогов). Это тот доход, с которого налоги не взимаются. По мере превышения доходом этой черты средняя и предельная ставки возрастают.[13,с. 115]. Следовательно, в виде налогов взимается не только все большая абсолютная сумма дохода, но и растет его доля, выплачиваемая в виде налогов.

     К регрессивным относят такие налоги, средняя и предельная ставки которых уменьшаются по мере роста облагаемой суммы, что может привести как к сокращению абсолютной суммы уплачиваемых налогов, так и к ее росту. Однако при этом доля дохода, уплачиваемого в виде налогов, уменьшается по мере его роста.

     Прогрессивное налогообложение позволяет сделать распределение доходов между разными слоями населения более равномерным, так как большая часть налогового бремени ложится на богатых. Регрессивное — наоборот, усиливает дифференциацию населения, ибо его бедные слои отдают большую долю своего дохода в виде налогов, чем богатые.

     По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. В данном случае лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же. Прямые налоги обладают рядом преимуществ: во-первых, выплачиваются из дохода (прибыли, процентов, дивидендов и т.д.) и, следовательно, более справедливы; во-вторых, при них четко определен круг плательщиков, каждый из которых знает, когда и какую сумму должен уплатить; в-третьих, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц.

     Основными среди прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги.

     Налогом на прибыль облагается чистая прибыль, корпораций (юридических лиц). Взимается он по пропорциональным ставкам, которые, как правило, дифференцируются в зависимости от объекта обложения, что позволяет учесть специфику отрасли.

       Подоходным налогом с физических лиц (личным подоходным налогом) облагается совокупный доход плательщика (заработная плата, различного рода выплаты и поощрения в денежной форме, дивиденды и т.д.) за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот. Он в основном бывает прогрессивным, хотя не исключено и регрессивное налогообложение. При этом выделяют необлагаемый минимум дохода, а затем предельная ставка налога начинает повышаться по мере роста дохода. Каждая новая ставка действует только в Определенных границах: доход разбивается на части, для каждой из которых существует своя предельная ставка. Имеется максимальная предельная ставка, т.е. при достижении доходом определенного уровня прогрессивность налогообложения исчезает. [13, с.116]

     Налоговые реформы, проведенные в 80-х годах в развитых странах, сопровождались понижением ставок налогов, взимаемых с прибылей корпораций и доходов физических лиц, что позволило стимулировать накопление средств у корпораций и сбережений у населения и этим самым обеспечить дополнительные источники финансирования технического перевооружения отраслей и создания новых наукоемких производств.

     Поимущественными налогами облагается движимое и недвижимое имущество (земля, строения, ценные бумаги и т.д.). Эти налоги нельзя переложить на других лиц, выплачиваются они собственниками имущества.

     К косвенным налогам относятся те, которые включаются в цену товара или услуги, увеличивая ее. Такие налоги перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически оплачивает их потребитель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые появился в 50-х годах XX века. Сейчас он используется более чем в сорока странах мира (в том числе и в странах ЕС). Объектом обложения является стоимость, которую предприятия (фирмы) добавляют к стоимости сырья, материалов, комплектующих при производстве и реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг. Могут быть использованы либо единая ставка налога, либо несколько в зависимости от специфики отрасли. Возможно введение налоговых льгот. Большинство экономистов считают, что НДС обладает рядом преимуществ: во-первых, он взимается с широкого «руга плательщиков, так как им облагаются практически все отрасли и виды экономической деятельности; во-вторых, НДС довольно просто рассчитывать и взимать; в-третьих, он обеспечивает надежные и устойчивые поступления в бюджет, на которые сравнительно незначительно влияют изменения экономической конъюнктуры.

     Налог с продаж существует далеко не во всех странах. Например, он взимается в США. Им облагается широкий круг товаров, в цену которых он включается. Акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые по специфике своих свойств имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (вино, водка, мех и т.д.). Плательщиками являются субъекты хозяйствования. Объектом обложения выручка, полученная от реализации произведенной продукции. Ставки акцизов дифференцированы по видам товаров. Этим налогом облагаются только товары, реализуемые на внутреннем рынке страны.

     Таможенные пошлины взимаются с товаров, перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Различают ввозные, вывозные и транзитные таможенные пошлины. Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров, либо в абсолютном размере на единицу облагаемого; товара.

     В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд. Специальные налоги имеют строго целевое назначение.

     Различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы центрального бюджета. Местные — поступают в региональные, муниципальные бюджеты. Серьезной проблемой является установление оптимального соотношения между различными группами налогов. Налоговые поступления распределяются между бюджетами разных уровней двумя способами. Первый предполагает сначала аккумуляцию всех налоговых поступлений в центральном бюджете, а затем перераспределение части их в бюджеты более низких уровней. При втором способе законодательно определяются налоги, поступающие в каждый из бюджетов. Местные власти получают право вводить собственные налоги. В центральный бюджет поступают подоходные налоги, НДС, таможенные пошлины и т.д. Местные бюджеты аккумулируют преимущественно акцизы, налоги с наследств и т.д. В связи с тем, что доходы, поступающие в региональные, местные бюджеты, не покрывают их расходы, центральный бюджет выделяет часть средств бюджетам нижестоящих уровней.

     Существует классификация налогов и по объектам обложения. В соответствии с данным критерием выделяют следующие группы: налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на доход или прибыль, налоги на действия и т.д. В зависимости от вида плательщика налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.

     Налоговые системы разных государств имеют различную структуру. В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах госбюджета. В США, например, она составляет более 85 %. В развивающихся странах, наоборот, значителен удельный вес косвенных налогов. Чем беднее страна, тем больше она полагается на косвенные налоги, особенно на налоги от внешней торговли.

     Многообразие налогов, сборов, присущее налоговым системам, может привести к изъятию значительной доли национального дохода в государственный бюджет. Сумма собранных налогов тесно связана с размером налоговых ставок. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов Дальнейшее повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов исследовал экономист А. Лаффер и выразил эту зависимость в "кривой Лаффера" (рис. 1.2).

     Кривая А. Лаффера - график, показывающий функциональную связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющий такую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума и создаются наиболее благоприятные условия для предпринимательства.

     

     Рис. 1.2 Кривая Лаффера [13, c. 119] 

     Следует отметить, что в процессе экономического анализа предельную ставку налогообложения целесообразно рассчитывать по всем основным видам налогов. Везде формируются свои специфические кривые Лаффера. Особое внимание при этом обычно уделяется подоходному налогу. Уровень предельной налоговой ставки здесь непосредственно зависит от ВВП на душу населения, имеющихся национальных традиций, сложившейся степени законопослушания населения и других факторов.[13 с118- 119]

 

2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

2.1 Содержание фискальной политики

 

     «Фиск» означает казна, «фискал» — сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.

     В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики (см. рис. 2.1). 

     

     Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент — это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы.

     Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.

     В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

Нам известно, что основными задачами экономической политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление

Информация о работе Налоговая система и фискальная политика