Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель донной курсовой работы – изучить значение налоговой системы и фискальной политики государства.
Задачи:
охарактеризовать сущность и функции налогообложения
рассмотреть виды существующих налогов
изучить значение фискальной политики и показать влияние ее инструментов на формирование государственного бюджета
проанализировать состояние современной налоговой системы и охарактеризовать перспективы ее совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА : СУЩНОСТЬ,ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ. ВИДЫ НАЛОГОВ 5
1.1 Сущность и функции налогообложения 5
1.2 Принципы налогообложения 7
1.3 Виды налогов 9
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 16
2.1 Содержание фискальной политики 16
2.2. Дискреционная фискальная политика 18
2.3 Автоматическая (недискреционная ) фискальная политика 20
2.3 Виды фискальной политики 22
3 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
коммерческой деятельности
и экономических
отношений
Курсовая
работа по «Макроэкономике»
НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА
Специальность:
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Автор работы
Студентка
2 курса д/о, 7 группы Е.В.IШевченко
Руководитель
Ст.
преподаватель
Ж.Л. Лукина
Гродно 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В
условиях перехода от административно-директивных
методов управления к экономическим
резко возрастают роль и значение налогов
как регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития ее приоритетных отраслей.
Через налоги государство может проводить
энергичную политику в развитии наукоемких
производств и ликвидации убыточных предприятий.
Кроме того, от того, насколько правильно
построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства. Именно налоговая система на
сегодняшний день оказалась, пожалуй,
главным предметом дискуссий о путях и
методах реформирования, равно как и острой критики.
Государство,
устанавливая налоги, стремится прежде
всего обеспечить себе необходимую
материальную базу для осуществления
возложенных на него задач, которые
реализуются посредством
Настоящая курсовая работа посвящена исследованию принципов и сущности налогообложения и рассмотрению зачения фискальной политики для государства.
Актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что экономика республики переживает не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и государство должно минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования и сократить ненужные государственные расходы, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Цель донной курсовой работы – изучить значение налоговой системы и фискальной политики государства.
Задачи:
В данной курсовой работе выделяются три основных раздела – в первом дается общее понятие и назначение налоговой системы, во втором – представлена суть фискальной политики и ее методы, в третьем – сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.
При подготовке курсовой работы были использованы законодательные акты Республики Беларусь, учебники и учебные пособия по макроэкономике и налогообложению, научные статьи в ежемесячных периодических изданиях. Следует отметить журнал «Налоговый вестник», в котором публикуются интересные и не зависимые статьи экономистов таких как А.Ганаго, Н.Снитко и др.
Для формирования доходов государственного бюджета и финансирования его расходов в настоящее время широко используется два инструмента – различные виды налоговых платежей и государственные займы, причем налоги, как показывают многочисленные данные, формируют в различных странах от 80 до 90% всех доходов государства.
Налоги (сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджет или внебюджетные фонды, которые осуществляются плательщиками налогов (юридическими и физическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Денежные средства вносимые в виде налогов, поступают в бюджет и направляются на нужды государства и используются для реализации его политических, экономических и социальных функций.
Рассматривая сущностные характеристики налогов, следует подчеркнуть, что государство ни одному налогоплательщику за вносимые в бюджет средства непосредственно никакого эквивалента не предоставляет. В связи с этим безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику. Еще одной специфической чертой налогов является и то, что налоги не являются штрафом, наложенным судом за незаконные действия. Итак сущность налогообложения заключается в изъятии в пользу государства части доходов хозяйствующих субъектов и граждан, причем части заранее определенной и установленной в законном порядке. В связи с этим с этим легальный характер налоговых платежей и хозяйственная независимость налогоплательщика представляют собой родовые признаки налоговой системы.[21 с.346]
Налоги в экономике выполняют фискальную, регулирующую, и социальную функции. Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет, внебюджетные фонды. При этом очень важно правильно определить величину взимаемого налога. Слишком высокий уровень налогообложения может снизить стимулы к труду, сократить производство. Низкий – не позволит аккумулировать в бюджете средства, необходимые для выполнения государством своих функций. Экономисты считают, что налоги преимущественно следует взимать с производительных элементов богатства, а не с пассивных; с доходов, а не ресурсов; устанавливать ставки налога в относительных величинах (процентах), а не в абсолютных суммах. Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей и видов производств, изменять структуру народного хозяйства и т.д. изменение налогов позволяет влиять на совокупный спрос и проводить антициклическую, антиинфляционную политику, обеспечивать высокий уровень занятости. Социальная функция позволяет государству сглаживать дифференциацию доходов1 в обществе путем введения прогрессивного налогообложения. [14, с.113]
Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.
Налоговая система содержит следующие элементы:
Налогообложение базируется на ряде принципов, сформулированных еще Адамом Смитом. Главными из этих принципов являются следующие: равномерность, определенность, удобство и дешевизна,
Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равномерности налогового изъятия. Иначе говоря, плательщики, находятся в равном положении, при получении одинаковых доходов должны платить одинаковую сумму налога.
Сущность принципа определенности состоит в том что, порядок налогообложения устанавливается заранее, так что размеры налога, сроки его уплаты известны всем налогоплательщикам заблаговременно. Государство определяет виды налогов, размер налогов, срок внесения их и меры взыскания к тем субъектам фискальных (налоговых) отношений, которые нарушают предписания, содержащиеся в нормах налогового права. Таким образом, любой налог в соответствии с этим принципом должен быть таким, чтобы у его плательщиков была полная уверенность в том, за что, сколько, когда, где и как он должен платить. Кроме того, плательщик налога должен быть уверен в том, что ему вряд ли удастся уклониться от уплаты налога.
Принцип удобства заключается в том, что налогообложение должно быть понятным каждому, простым и не требовать громоздких расчетов. Кроме того, система уплаты налогов должна быть такой, чтобы плательщики могли без труда их заплатить. В то же время им будет весьма неудобно бегать по многочисленным инстанциям и собирать множество справок и форм, чтобы потом заплатить налог в размере, скажем, одной минимальной заработной платы (сейчас ее уровень в Беларуси, как известно, составляет 35000 руб.). Подобные мытарства не будут способствовать воспитанию законопослушного гражданина страны. Скореє всего, они будут приводить к обратному эффекту — к уклонению от уплаты налогов.
Дешевизна налогообложения предполагает, что размер установленных налогов должен быть оптимальным. Недостаточно высокие ставки налогов не в состоянии будут наполнить государственную казну, а слишком высокие ставки налогов и усиление налогового пресса на субъектов хозяйствования в целом будут вести к спаду производства и снижению деловой активности. [21, с.347]
Кроме этих принципов,
Говоря о стабильности налогообложения, следует отметить, что система действующих в какой-либо стране налогов, их размеры, сроки уплаты не должны очень часто пересматриваться (по крайней мере, на протяжении 1—3 лет). В то же время система налогов должна быть флек-сибильной, то есть гибкой, для того, чтобы правительство страны могло совершенствовать систему налогообложения под воздействием изменений, происходящих в экономике страны. . [21, с.348]