Налог как признак государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение комплексного анализа правовой сущности налога, его роли в развитии государства.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
исследовать историю возникновения и развития налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
3
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГА……………...
5
1.1 История развития налогообложения в древнейшие времена………….
5
1.2 Налоги в истории государства Российского……………………………
8
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА………………………...
14
2.1 Понятие, сущность и признаки налога………………………………….
14
2.2 Элементы налога и способы взимания налогов………………………...
18
2.3 Классификация налогов………………………………………………….
21
2.4 Функции налогов и их роль в развитии государства…………………..
24
3 НАЛОГ КАК ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА……………………………..
27
3.1 Налог как средство государственного воздействия на социально -

экономическое развитие страны………………………………………...
27
3.2 Налог как форма разумного ограничения фискального

суверенитета государства………………………………………………..
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 86.02 Кб (Скачать)

Одной из форм налоговой  политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство  устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.14

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство  в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

Третья форма налоговой  политики – политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ. При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики.

Субъектами налоговой  политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения и т. д.). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом. Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:  соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок; дискретность или непрерывность налогообложения; широта применения налоговых льгот, их характер и цели; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. При выработке налоговой политики государство преследует следующие цели: экономические – повышение уровня развития экономики, стимулирование хозяйственной деятельности; фискальные – обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций; социальные – обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства;  международные – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами. Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.15

Участие государства в  регулировании экономики при  проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие.

Важным средством осуществления  политики государства в области  регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога.

Наряду с налоговой  ставкой эффективным средством  реализации налоговой политики являются налоговые льготы.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы.

Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой  базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку  от этого зависит увеличение или  уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.16

 

 

3.2  Налог как форма  разумного ограничения фискального

       суверенитета  государства

 

Ни одно государство не может обойтись без централизованных финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения коллективных потребностей общества. Эти коллективные потребности государство удовлетворяет путем предоставления своеобразных государственных «услуг», к числу которых традиционно относятся оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и т.п. При этом получателем таких услуг выступают не отдельные индивиды и даже не группа индивидов, а все общество в целом как единый субъект. Но для того чтобы государство имело возможность оказывать «общественные услуги», оно должно располагать финансовыми ресурсами, которые соответственно необходимо аккумулировать, перераспределить и направить на финансирование социально значимых мероприятий. Таким образом, централизация финансовых ресурсов необходима для финансового обеспечения деятельности государства.

Государство как некая  политическая организация, обладающая монопольным правом на применение силы, безусловно, всегда находило способы централизации финансовых ресурсов. Во многом способность государства самостоятельно обеспечивать себя финансовыми ресурсами является показателем того, насколько государство самостоятельно в принятия решений при осуществлении своей политики как в пределах своей территории, так и в международных отношениях. При этом способность государства обеспечивать себя финансовыми ресурсами может рассматриваться в двух аспектах: в экономическом, то есть наличие экономических условий централизации необходимых ресурсов (наличие платежеспособного населения), и в политическом, то есть обладание государством такой политической властью, которая позволяет организовать централизацию финансовых ресурсов. Не умаляя значения экономических условий, с точки зрения права вызывает интерес именно политический аспект способности государства обеспечить себя финансовыми ресурсами. Способность государства самостоятельно и независимо от других субъектов организовать в пределах своей территории централизацию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государственных функций, определяет фискальный суверенитет государства, являющийся составной частью государственного суверенитета.

Само понятие «фискальный  суверенитет» довольно редко используется в российской научно-правовой литературе. Причиной тому, как нам кажется, является малоизученность этого признака государства и отсутствие в правовой науке четкого определения данного понятия.

Таким образом, фискальный суверенитет - это обладание верховной государственной властью полномочиями по определению доходных источников государства, реализация которых не зависит ни от иных государств, ни от общества. Иными словами, реализация принципа «фискальный суверенитет» означает абсолютную власть государства определять доходные источники казны, не будучи зависимым от воли плательщиков или иных субъектов права.

Фискальный суверенитет  государства может проявляться  во многом: в определении источников государственных доходов; в определении мер принуждения, призванных обеспечить защиту имущественных интересов государства; в осуществлении государственного контроля, обеспечивающего своевременность выявления фактов нарушений имущественных интересов государства.17

Применительно к налоговой  системе фискальный суверенитет  государства реализуется в правах государства самостоятельно и в полном объеме принимать решение о взимании налогов, определять объекты налогообложения, круг налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений, способы взимания налогов и т.п.

Основной формой реализации фискального суверенитета является право самостоятельно определять источники финансовых ресурсов государства. С известной степенью условности все доходные источники государства можно разделить на те, которые формируются с учетом воли плательщиков (плата за услуги государственных учреждений, аренда государственного имущества, добровольные пожертвования и т.п.), и на те, которые формируются без учета воли плательщика. К первой группе источников можно отнести домены - промысловый доход, получаемый государством при использовании своего имущества или оказания услуг конкретным субъектам. К числу источников, относящихся ко второй группе доходов относятся налоги. Сегодняшний интерес к фискальному суверенитету государства вызван именно реализацией государством своих прав по формированию системы налогообложения на своей территории, а основным элементом этой системы, определяющей все иные составляющие, является налог.

Как верно заметил французский  ученый П.М. Годме: «Налог - одно из проявлений суверенитета государства». Налоги могут существовать только в государствах. В иных социальных образованиях налогов быть не может, даже если какие-либо платежи являются обязательными для членов этих социальных образований. Право устанавливать налоги было, есть и будет исключительным правом государства, поскольку и цель сбора налогов, и способы установления и взимания налогов всегда обусловлены правовым статусом государства как специфического субъекта права.

Именно от того, какое  отношение к налогам формируется  у общества и государства, зависит решение вопроса о методах установления, введения и взимания налогов и о правовой регламентации возникающих при этом налоговых отношений. Обращаясь к проблемам формирования современной российской налоговой системы, следует заметить, что и экономические, и политические преобразования, происходящие в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия, не могут предопределять сущность налога иным образом, нежели как форму разумного ограничения фискального суверенитета государства. Сокращение государственного сектора экономики и декларирование уважительного отношения к негосударственным формам собственности обусловливают необходимость формирования системы налогообложения, требующей минимизировать вызванные уплатой налогов негативные последствия для плательщиков. Вопросы организации системы налогообложения в России должны стать не только по форме, но и, по сути, вопросами «совместной компетенции» государства и общества. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результаты  проведенного исследования свидетельствуют о  том, что налог в соответствии со ст. 8 НК РФ - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает  обязанность, его уплачивать, если в  законодательном порядке определены все элементы налога, а именно: субъект  налогообложения; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; льготы по налогу; порядок исчисления налога; порядок  и сроки уплаты налога.

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей  составляющей налоговой системы  весьма разнообразны. Налоги можно  классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида: федеральные, региональные, местные. В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом: прямые; косвенные. Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования: общие; специальные. В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают: твердыми; процентными. В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так: закрепленные; регулирующие. В зависимости от субъектов налогообложения:  налоги, уплачиваемые юридическими лицами; налоги, уплачиваемые физическими лицами; смешанные налоги.

Экономическая сущность налогов  проявляется через их функции. При  этом одни ученые называют только две  такие функции – фискальную и  экономическую. По мнению других, кроме  фискальной функции налоги выполняют, по меньшей мере, еще три: распределительную, стимулирующую и контрольную.

Налоги  являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.

Способность государства  самостоятельно и независимо от других субъектов организовать в пределах своей территории централизацию  финансовых ресурсов, необходимых для  выполнения государственных функций, определяет фискальный суверенитет  государства, являющийся составной  частью государственного суверенитета.

Фискальный суверенитет - это обладание верховной государственной  властью полномочиями по определению  доходных источников государства, реализация которых не зависит ни от иных государств, ни от общества.

Информация о работе Налог как признак государства