Налог как признак государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение комплексного анализа правовой сущности налога, его роли в развитии государства.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
исследовать историю возникновения и развития налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
3
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГА……………...
5
1.1 История развития налогообложения в древнейшие времена………….
5
1.2 Налоги в истории государства Российского……………………………
8
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА………………………...
14
2.1 Понятие, сущность и признаки налога………………………………….
14
2.2 Элементы налога и способы взимания налогов………………………...
18
2.3 Классификация налогов………………………………………………….
21
2.4 Функции налогов и их роль в развитии государства…………………..
24
3 НАЛОГ КАК ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА……………………………..
27
3.1 Налог как средство государственного воздействия на социально -

экономическое развитие страны………………………………………...
27
3.2 Налог как форма разумного ограничения фискального

суверенитета государства………………………………………………..
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 86.02 Кб (Скачать)

Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны.

В первые годы введения подушевой подати поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы она практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

В царствование приемников Петра I подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

При Екатерине II (1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

Многие преобразования в  области налогов относились к  периоду правления Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Подушевая подать была отменена в конце XIX в.

Важным шагом на пути налоговых  реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству.3

Наиболее крупные и  прогрессивные изменения в налоговой  сфере произошли в период правления  Александра III (1845-1894). Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте. Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах.

В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления  - податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам.

Существенные изменения  в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения, работала система контроля за сбором налогов.

Отмена подушевой подати создала условия для введения подоходного налогообложения. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога. Начало XX в. для России  - период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

Определенный этап в налаживании  финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (нэп). В это время были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел; разработана система налогов, кредитов, займов; приняты меры к укреплению денежной единицы. Важную роль в налоговой системе во время нэпа играл налог с оборота. В европейских странах он «превратился» в НДС, в России «тяготел» к акцизам. В этот период действовали такие прямые налоги, как сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, который являлся прогрессивным, гербовый сбор.

В дальнейшем финансовая система  России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли  предприятий и перераспределения  финансовых ресурсов через бюджеты  страны, что в итоге привело  к кризису.

В конце ХХ в. начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.4

2     ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА

 

2.1  Понятие, сущность  и признаки налога

 

 

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия «налог», независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Как отмечал Прудон, «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве». Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов.

На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили натурально-вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме.5

В условиях становления рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм (современный этап развития российской экономики) особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги. По мере социально-экономического развития общества налоги становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений, движения капиталов. Одновременно налоги должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.

Взгляды на сущность налогов  менялись с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является У. Петти (1623–1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает «нейтральность» по отношению к разным по величине доходам. В XVII–XVIII вв. Ш. Монтескье, Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности.

Позднее, в период с XVIII по XIX в., на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А. Смит, развивая классическую налоговую теорию  считал, что налоги – это исключительно источник доходов государства.

В XIX в. швейцарский экономист Ж. Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе. Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством сформировалась окончательно только к началу XIX в. В конце XIX в. А. Маршалл считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж.М. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики . Автор теории монетаризма американский экономист М. Фридмен рассматривал налоги как регулятор денежного обращения.

Н.И. Тургенев как основоположник теоретических представлений сущности налогов в России считал, что налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и др. рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.

Исходя из этих и подобных теорий налогообложения на протяжении столетий строилось и определение самого понятия «налог».

Для определения понятия  налога необходимо исходить из того, что  отличительной чертой налога как  экономической категории является наличие в нем определенных признаков.

Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности – платить налог в бюджет государства.

Индивидуальная безвозмездность  налогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную  выгоду от государства.

Одновременно налоговые  платежи являются индивидуальными, что исключает возможность абсолютного перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.6

Законность налогов означает, что их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. В частности, в ст. 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги взимаются только с законных операций, т. е. налоги характеризуются легитимностью.

Налог уплачивается в целях  финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства: содержания государственного аппарата и армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.

Признак абстрактности налогов  предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. За счет уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств – бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда.

Наиболее полное определение  налога дано в первой части Налогового кодекса РФ, хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Статья 8 Кодекса определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Установленное в Налоговом кодексе определение достаточно полно характеризует понятие налога.

Налоги следует отличать от сборов, особенность которых состоит  в том, что их уплата является одним  из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий.7

2.2 Элементы налога и  способы взимания налогов

 

 

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает  обязанность, его уплачивать, если в  законодательном порядке определены все элементы налога, а именно: субъект  налогообложения; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; льготы по налогу; порядок исчисления налога; порядок  и сроки уплаты налога.

Субъект налога, или налогоплательщик,  -  это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность  уплачивать налоги. Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются: юридические лица; физические лица; физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения - это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие объекты  налогообложения: прибыль; стоимость  реализованных товаров (работ, услуг); совокупный доход физических лиц; транспортные средства; имущество, находящееся в  собственности физических и юридических  лиц и др. Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог  на имущество, земельный налог.8

Информация о работе Налог как признак государства