Налог как признак государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение комплексного анализа правовой сущности налога, его роли в развитии государства.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
исследовать историю возникновения и развития налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
3
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГА……………...
5
1.1 История развития налогообложения в древнейшие времена………….
5
1.2 Налоги в истории государства Российского……………………………
8
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА………………………...
14
2.1 Понятие, сущность и признаки налога………………………………….
14
2.2 Элементы налога и способы взимания налогов………………………...
18
2.3 Классификация налогов………………………………………………….
21
2.4 Функции налогов и их роль в развитии государства…………………..
24
3 НАЛОГ КАК ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА……………………………..
27
3.1 Налог как средство государственного воздействия на социально -

экономическое развитие страны………………………………………...
27
3.2 Налог как форма разумного ограничения фискального

суверенитета государства………………………………………………..
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 86.02 Кб (Скачать)

Налоговая база  - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения  объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно  исчисляется налог. Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой  -  физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу  налоговой базы. Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются  непосредственно к налоговой  базе и могут быть: пропорциональными; прогрессивными; регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении  земельными налогами. Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную  стоимость.

Прогрессивные ставки построены  таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы.

Регрессивные ставки уменьшаются  с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются  по единому социальному налогу.

За налоговый период принимается  календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  подлежащая уплате сумма налога. Для  каждого налога установлен свой налоговый  период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере. Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот: необлагаемый минимум; освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков; снижение налоговых ставок; изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Существует несколько  способов уплаты налогов. Кадастровый  способ предполагает использование  кадастра реестра, который устанавливает  типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью  определяется средняя доходность объекта  налогообложения. Взимание налога у  источника дохода называют безналичным  способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного  налога. Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием. Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом. Для каждого налога существует свой порядок уплаты: единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода, единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней, авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода. Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.9

 

2.3 Классификация налогов

 

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей  составляющей налоговой системы  весьма разнообразны. Налоги можно  классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие  на территории РФ, в зависимости  от уровня установления подразделяются на три вида: федеральные, региональные, местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и  обязательны к уплате на всей территории РФ (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог  на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог).

Региональные налоги устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов  РФ. Правительство субъектов Федерации  наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес).

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных  органов власти и законами субъектов  РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено  право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим  образом: прямые; косвенные.10

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К  прямым налогам относятся: налог  на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налоги на имущество  как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко  называются налогами на потребление, непосредственно  включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для  перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги  -  наиболее простые для государства с  точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика  с точки зрения укрывательства от их уплаты.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости  от их использования: общие; специальные.

К общим налогам относятся  большинство взимаемых в любой  налоговой системе налогов. Их отличительная  особенность заключается том, что  после поступления в бюджет они  обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем  бюджете.

В отличие от них специальные  налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными  видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут  служить: единый социальный налог; транспортный налог; налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных  ставок налогообложения налоги бывают: твердыми; процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической  целесообразности и отражения в  бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом: включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг); относимые на издержки обращения и затраты производства; относимые на финансовые результаты; уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно  подразделить так: закрепленные; регулирующие. Закрепленные налоги непосредственно  и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Регулирующие налоги поступают одновременно в  бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов  -  так называемые специальные  налоговые режимы.  В НК РФ предусмотрена  возможность установления четырех  таких режимов: система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности; упрощенная система налогообложения; система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей; система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Классификация налогов в  РФ в зависимости от субъектов  налогообложения: налоги, уплачиваемые юридическими лицами:  налог на прибыль, налог на имущество организаций; налоги, уплачиваемые физическими лицами: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц; смешанные налоги: единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, транспортный налог, налог на игорный бизнес.11

 

 

2.4 Функции налогов и их роль в развитии государства

 

Экономическая сущность налогов  проявляется через их функции, которые  реализуются непосредственно в  процессе налогообложения: отражают систему  отношений и взаимосвязи государства  и отдельного налогоплательщика. По словам крупнейшего советского экономиста В.П. Дьяченко, «функции той или иной экономической категории – проявление ее сущности в действии, т. е. выражение общественного назначения данной экономической категории». Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии они образуют систему. В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции – фискальную и экономическую, полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений и их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйствующие субъекты. По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют, по меньшей мере, еще три: распределительную, стимулирующую и контрольную. Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер. Единство функций обуславливает взаимную и внутреннюю противоречивость, а также самостоятельность каждой функции налогов. Вместе с тем в совокупности все функции налогов предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Основная задача органов власти как раз и состоит в том, чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функций, исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе, усиливать влияние одних функций и ослаблять действие других.

Фискальная функция (лат. fiscus – государственная казна) является основной функцией налога. Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Наиболее тесно с фискальной связана распределительная функция налога. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Поэтому не случайно распределительную функцию достаточно часто называют еще и социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.12

Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. Очень часто государство широко использует протекционистские мероприятия, направленные на поддержку отечественных производителей с помощью высоких импортных таможенных пошлин. При этом иногда эти мероприятия государственной протекционистской экономической политики рассматриваются как дестимулирующая подфункция налогов. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и др. В этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией. Одновременно следует отметить, что и распределительная, и стимулирующая функции налогов направлены на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта. С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности, и напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством.13

 

 

 3    НАЛОГ КАК ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА

 

3.1 Налог как средство государственного воздействия

     на социально – экономическое развитие страны

 

Обеспечение развития страны, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Важнейшим инструментом государства  в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных  социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.

Налоговая политика, как  и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от состояния  экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство  считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства.

Информация о работе Налог как признак государства