Налог как признак государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение комплексного анализа правовой сущности налога, его роли в развитии государства.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
исследовать историю возникновения и развития налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
3
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГА……………...
5
1.1 История развития налогообложения в древнейшие времена………….
5
1.2 Налоги в истории государства Российского……………………………
8
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА………………………...
14
2.1 Понятие, сущность и признаки налога………………………………….
14
2.2 Элементы налога и способы взимания налогов………………………...
18
2.3 Классификация налогов………………………………………………….
21
2.4 Функции налогов и их роль в развитии государства…………………..
24
3 НАЛОГ КАК ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА……………………………..
27
3.1 Налог как средство государственного воздействия на социально -

экономическое развитие страны………………………………………...
27
3.2 Налог как форма разумного ограничения фискального

суверенитета государства………………………………………………..
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 86.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...

3

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ НАЛОГА……………...

5

1.1 История развития налогообложения  в древнейшие времена………….

5

1.2 Налоги в истории  государства Российского……………………………

8

2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ  НАЛОГА………………………...

14

2.1 Понятие, сущность и  признаки налога………………………………….

14

2.2 Элементы налога и  способы взимания налогов………………………...

18

2.3 Классификация налогов………………………………………………….

21

2.4 Функции налогов и  их роль в развитии государства…………………..

24

3 НАЛОГ КАК ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА……………………………..

27

3.1 Налог как средство  государственного воздействия на социально -

 

      экономическое  развитие страны………………………………………...

27

3.2 Налог как форма разумного  ограничения фискального

 

      суверенитета  государства………………………………………………..

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В связи с этим вопросы  правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства.

Объектом исследования выступает государство и его признаки.

Предметом исследования является налог как признак государства.

Цель исследования: проведение комплексного анализа правовой сущности налога, его роли в развитии государства.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

  1. исследовать историю возникновения и развития налога;
  2. выявить экономическое содержание налога;
  3. проанализировать понятие, сущность, признаки и элементы налога;
  4. определить классификацию налогов;
  5. рассмотреть налог как средство государственного воздействия на социально – экономическое развитие страны, как форму разумного ограничения фискального суверенитета государства.

Степень научной  разработанности темы. Основные характеристики налога как явления общества и государства стали предметом исследования в работах Демина А.В., Карасевой М.В., Козырина А.Н., Кучерова И.И., Орлова М.Ю., Титова А.С., Химичевой Н.И., Юткиной Т.Ф. и др.

Методологическую  основу исследования составили общенаучный и частнонаучные методы познания: метод сравнительного анализа, метод системного анализа, функциональный метод, формально- юридический, историко – правовой.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

1    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГА

 

1.1 История развития налогообложения в древнейшие времена

 

История развития налогообложения  уходит в глубину веков. Одной  из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой. Широко применялась во многих древних государствах библейская, или  церковная, десятина, т.е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и  становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей. По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы. В Древней Греции в IV-VII вв. до н.э. представители знати ввели налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Существовали также в Древней Греции акцизы в форме превратных сборов, взимаемые при въезде в город. За счет собранных налогов содержалась наемная армия, возводились укрепления вокруг городов, строились храмы, общественные здания, водопроводы, дороги, устраивались праздники, раздача беднякам денег и продуктов. В Афинах взимание налогов не имело принудительного характера, а осуществлялось как добровольные пожертвования. Однако когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал обязательные процентные отчисления от доходов. В некоторых древних государствах еще до нашей эры были сформированы классические налоговые системы, внешне мало отличающиеся от нынешних (налоги, механизм их сбора и контроль). В частности, это касается Древнего Рима. В мирное время граждане не платили налогов, так как расходы по управлению государством осуществлялись за счет средств магистров. Крупные расходы, связанные со строительством общественных зданий, покрывались средствами, полученными от сдачи в аренду общественных земель. В военное время граждане Рима платили налоги в соответствии со своими доходами. Сумму налогов определяли чиновники-цензоры на основании представленных гражданами заявлений о своем имущественном и семейном положении. В III - IV вв. до н.э. в результате захватнических воин Римская империя разрасталась, завоевывая новые города и колонии. Длительное время в Риме не существовало единой налоговой системы, отдельные государства и общины облагались налогами по-разному. В частности, города, которые оказывали наибольшее сопротивление римским легионам, платили более высокие налоги. Долгое время в Риме не было государственных финансовых органов, контролирующих сбор налогов, поэтому римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Результатом этого стала коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э. Появилась острая необходимость реорганизации финансового хозяйства Римской империи, потребовалась налоговая реформа, которую начал Гай Юлий Цезарь (102-44 до н.э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена фиксированная сумма, которую община должна была внести в государственную казну. Размер налогов был снижен, поскольку государство могло получать их непосредственно, не прибегая к помощи откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов. Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. - 14 н.э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций, для чего были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и др. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства  - 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат). За все время существования Древнего Рима основным налогом в нем был поземельный налог, он и служил главным источником доходов государственной казны. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка. Распространенным налогом, взимаемым с жителей провинций Древнего Рима, была и подушевая подать.

Помимо прямых налогов  в Римской империи существовали косвенные, наиболее существенными  среди которых являлись: налог с оборота  - 1%; особый налог с оборота при торговле рабами  - 4%; налог на освобождение рабов - 5%. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как вносились деньгами. Следовательно, для того, чтобы платить налоги, население вынуждено было производить излишки продукции для продажи, что способствовало развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.

Многие хозяйственные  традиции Древнего Рима перешли к  Византии, где существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушевая подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободится от воинской повинности, и др. Особыми налогами облагались доходы сенаторов, а также чиновников, получивших повышение в должности.

Однако обилие видов налогов  не привело к финансовому процветанию  Византийской империи. Наоборот, следствием чрезвычайного налогового бремени  стало сокращение налоговой базы, возникновение финансовых кризисов, ослаблявших мощь государства.1

1.2 Налоги в истории  государства российского

 

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Дань взималась двумя  способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за ней.

Применялось в древней  Руси и косвенное налогообложение  в форме разнообразных торговых и судебных пошлин: за провоз товаров через горные заставы  - «мыт»; за перевоз товаров через реки  - «перевоз»; за право иметь склады  - «гостиная»; за право устраивать рынки  - «торговая»; при продаже взвешиваемых товаров  - «номерное»; с измеряемых товаров  - «осмичее»; при клеймении животных  - «пятно»; при причаливании судов  - «побережное»; за убийство  -  «вира»; за преступления  - «продажа» и др.

Особое влияние на формирование российской налоговой системы оказало  татаро-монгольское нашествие. В  результате на русские княжества  была наложена дань в форме прямого денежного налога  - «выход», взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана  - баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани  - откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины. Избавление от татаро-монгольского ига не освободило население от налога, появившегося в форме дани, ее сбор был возложен на московского князя.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г. но был введен новый прямой налог, имевший название «соха». Его размер определялся на основании «сошного письма», которое составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, и переводивший их в условные единицы  - «сохи». Соответственно на их основе писец определял величину налогов. «Соха» составляла около 0,5 десятины, ее размер был неодинаков и зависел от территории, качества почвы. «Соху» как единицу измерения отменили в 1679 г., когда единицей налогообложения стал «двор». Косвенные налоги, в частности торговые пошлины, взимались через систему откупов, что служило серьезным препятствием для развития торговли в стране.

Необходимость содержать  большую армию, вооружать и перевооружать  ее вызвала необходимость введения налогов на покрытие военных расходов. К таким налогам можно отнести  пищальные деньги, сбор на городовое и засечное дело, поляничные и стрелецкие деньги.

В структуре налоговых  доходов русского государства значительную долю занимали косвенные налоги в  виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины всех доходов. Практически каждый пятый  рубль, собираемый в казну, использовался  на военные цели, что свидетельствовало  о военном характере российского  бюджета.2

В XV в. в нашей стране не была упорядочена ни финансовая, ни налоговая системы, что приводило к тяжелым последствиям. Так, во времена правления Алексея Михайловича (1629-1676) правительство для пополнения казны повысило косвенный налог (налог на соль  - с 5 до 10 коп. за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится равномерно на всех. Однако на деле оказалось, что пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, население стало жить впроголодь.

В России соляной налог  отменили после народных (соляных) бунтов в 1648 г.; началась работа по обоснованному упорядочению финансов. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо взимания случайных таможенных пошлин. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество, который взимался с переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с прямых наследников.

В эпоху Петра I (1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи  - пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов.

Информация о работе Налог как признак государства