Монархия: понятие и разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы:
выделить причины и основы происхождения государства и права;
рассмотреть научные труды выдающихся русских ученых, которые внесли значительный вклад в исследование теорий происхождения государства и права;
рассмотреть основные теории происхождения государства и права, их роль в системе развития государства и проблемы познания.
Для достижения этих целей мы ставим следующие задачи:
Изучить научные публикации по проблеме;
Провести анализ изученных работ;
Обобщить полученные результаты.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Умозрительный характер договорной теории дал основания для всесторонней критики ее основных положений. Указывается, что данная концепция не соответствует  историческим фактам. Однако сторонники договорной теории и не пытались основывать ее на исторических фактах. Договор рассматривался не как историческая реальность, а как политический идеал, к которому нужно стремиться, как регулятивная идея, согласно которой нужно оценивать государственную жизнь.

Теория насилия объясняет возникновение  государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. «После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию».29 Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными.

Наиболее полно и последовательно  теория насилия изложена польско-австрийским  социологом и государствоведом Гумпловичем (1838 – 1909) в его работах «Раса  и государство» и «Общее государственное  право».  Он считал, что «люди появились первоначально в виде отдельных, совершенно обособленных групп. Человечество, по его мнению, с самого начала было разделено на расово-этнические группы, которые постоянно враждуют между собой. В результате порабощения одних общественных групп другими возникает государство. Совместное существование на одной территории двух или более враждебных групп требует установления определенного порядка в форме государственной организации».30

Касаясь вопросов происхождения государства, сторонники теории насилия, полагали, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. «Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации».31

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". «Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат, прежде всего социально-экономических процессов развития общества».32 В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. «Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.)».33

К наиболее существенным недостаткам  историко-материалистической теории относится  то, что для данной теории, как  и для большинства учений XIX - начала XX века, характерен европоцентристский взгляд на общественное развитие, при котором не принимаются во внимание социальные процессы в глобально мировом масштабе. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс практически ничего не говорит о зарождении государственности в странах Древнего Востока.

Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства  особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей  к поиску авторитета, которому можно  было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, «государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства».34 Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард, Д. Фрезер, русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

Ирригационную теорию связывают с  именем немецкого ученого К. Виттфогеля. «В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах».35 И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. «Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем».36

В философских, политических и юридических  науках существуют и другие концепции  происхождения государства. Одни из них утратили свое значение, другие не получили достаточно широкого научного признания.

Исторические науки не дают нам  ответа на вопрос, как и где зародились ранние государственные образования. Они не позволяют нам судить даже о том, что предшествовало государству  – первобытное состояние, родоплеменная  организация или какие-то иные политические общности, которые принципиально отличались от государства. Общее учение о государстве не содержит ответа на вопрос, что есть государство по своей исторической сущности. Из множества определений государства рождается и многообразие теорий его происхождения. Таким образом, ни одна из рассмотренных теорий не может претендовать на истину в последней инстанции. Причина почти одновременного зарождения государственности в различных районах мира до сих пор остается загадкой истории.

 

Глава 3. Основные теории происхождения права

Уже тысячелетия люди живут в  условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Создавались самые разнообразные  теории, по-разному отвечающие на вопросы происхождения права, множественность которых объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых.

Сторонники теологической теории, прежде всего Фома Аквинский, утверждали о «существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права».37 Теологическая теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом.

Вот как об этом, например, говорится в Библии: «Моисей возошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».

Представления о сакральной природе  права можно встретить во многих древнейших источниках права, таких как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману и т.д. «Так, в законах Хаммурапи констатируется, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук внушил ему даровать справедливость и достойное управление людям земли».38

И хотя эти законы были детищем  своего времени, обобщали и закрепляли опыт социальной и экономической  жизни раннеклассовых обществ, отдельные  стороны рабовладения, теологическая  теория придает им всеобщее, универсальное значение, освещает авторитетом божественного разума.

Патриархальная теория происхождения  права берет свое начало еще в  Древней Греции. Родоначальником  ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Право, по Аристотелю, является «не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения»39. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели — «благое жизни» — и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Правовая власть, по мнению сторонников  патриархальной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

С середины XVII века теологическое  направление происхождения права  начинает уступать первенство гуманистическим  и светским теориям.

Договорная теория объясняет происхождение права общественным договором — «результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов»40. Отдельные положения этой теории развивались в V — IV веках до н. э.

Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.

Руссо считает, что в интересах  создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного  равенства и свободы надо заключить  свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше»41.

Обосновывая договорную теорию Руссо  отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под  верховное руководство общей  воли, и мы вместе принимаем каждого  члена как неразделимую часть  целого»42.

Теория насилия принадлежит  к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители  считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.

Наиболее характерные черты  теории насилия изложены в работах  Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского  и других. Дюринг считал, что  «основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов».43 Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

Каутский также видит источник происхождения права во внешнем  насилии, в войнах. «Племя-победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат». 44

При этом насилие рассматривается  не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства — победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Во второй половине XIX века сложились  социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы права.

Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что право возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. «Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса». 45

«К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. В этом случае право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов».46 Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. «Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества».47

Расовая теория появилась в эпоху  рабовладения в целях оправдания существующего строя и его  основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая  теория исходит из тезиса о делении  людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала «важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая являлась жизненной необходимостью для государства»48, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Информация о работе Монархия: понятие и разновидности