Молодежная политика на примере Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать представление о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать основные направления государственной молодежной политики России на современном этапе и механизмы их реализации.
Для достижения этих целей были поставлены задачи:
• изучить и проанализировать политику государства по отношению к молодёжи, показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями;
• на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Молодёжные организации и молодёжная политика на современном этапе
1.1 Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение……6
1.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики ……………….…10
Глава 2. Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе
2.1 Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации..17
2.2 Формы и методы реализации молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
2.3 Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере Пермского края……………28
Заключение …………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Glavnaya.docx

— 271.52 Кб (Скачать)

Особое  место среди них по праву занимает федеральная целевая программа  «Молодежь России». Среди задач  программы: создание условий для  патриотического и духовно-нравственного  воспитания, интеллектуального, творческого  и физического развития молодежи и формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к  участию в общественно-политической жизни страны и государственной  деятельности; содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности  молодежи на рынке труда и формирование здорового образа жизни молодого поколения; укрепление института молодой  семьи и помощь в решении жилищных проблем молодых граждан.

Можно утверждать, что задачи федеральной целевой  программы «Молодежь России»  эффективно решались на протяжении всего  срока ее реализации.

Мероприятия, проведенные в рамках ФЦП, позволили создать в стране обширную сеть социальных центров и клубов для молодежи. В субъектах Российской Федерации было создано почти 2 тысячи учреждений социального обслуживания, осуществляющих свою деятельность более чем в 45 направлениях, более 1500 подростково-молодежных клубов по месту жительства, реализующих социальные программы.

Благодаря поддержке Программы ежегодно проводятся общероссийские игры и турниры молодежи. Среди которых: Всероссийские молодежные Дельфийские игры, фестиваль народных спортивных игр «Каравай», Всероссийский  турнир юных футболистов «Кожаный мяч», Всероссийские финальные соревнования на приз клуба «Золотая шайба», целый  ряд других массовых молодежных спортивных мероприятий.

Реализация  программных мероприятий в субъектах  Российской Федерации создала условия  для формирования системы специальных  районных и городских программ трудоустройства  подростков и молодежи. В них сегодня  задействованы центры занятости  населения, молодежные биржи труда, социальные службы. В регионах страны сложилась сеть организационных  структур поддержки и развития молодежного  предпринимательства в сфере  малого бизнеса, появились центры межрегиональной  лизинговой компании системы молодежных бизнес-инкубаторов. Проведено более 5000 ярмарок вакансий, на которых было трудоустроено более 60 тысяч молодых людей, более 200 тысяч человек получили профессиональные консультации.

Серьезная поддержка государства благодаря  Программе оказана Всероссийскому движению студенческих отрядов. В результате во всех федеральных округах страны созданы штабы студотрядов. Если в 2001 году было организовано 745 студотрядов, в которых трудилось 24179 человек, то в 2003 году почти 110 студентов работало в 2577 отрядах. В 2005 году количество студенческих отрядов составило почти 4000.

Исполнение  ФЦП «Молодежь России» позволило  оказывать реальную помощь и развитию молодежного общественного движения страны – крупнейшим молодежным организациям, входящим в Федеральный реестр, их программам, проектам и мероприятиям. В том числе: ежегодному Всероссийскому многожанровому фестивалю студенческого  творчества «Российская студенческая весна», традиционным Международным  молодежным лагерям, движению молодежных жилых комплексов. В целом за рассматриваемый период число общественных объединений, осуществляющих работу с детьми и молодежью по разным направлениям, увеличилось на 8,8%.

Реализация  программных мероприятий ФЦП  обеспечивало действенную поддержку  военно-патриотическому движению в  стране, осуществлению процесса патриотического  воспитания подрастающего поколения. Важнейшими звеньями, которого являются поисковые отряды, военно-патриотические молодежные и детские общественные объединения, клубы юных десантников, пограничников, моряков, летчиков, объединяющие свыше 400 тысяч подростков.

В рамках федеральной целевой программы  «Молодежь России» успешно развивалось  международное молодежное сотрудничество. Осуществлялось долговременное взаимодействие с государствами СНГ, «молодежными»  структурами Совета Европы, активное сотрудничество по широкомасштабным программам с Германией, Италией, Финляндией, Францией; контакты с Польшей, Эстонией, Литвой и Латвией; с государствами азиатского региона: Республикой Корея, КНДР, Китаем, Индией, Японией.

В федеральной  целевой программе «Молодежь  России» реализовылась подпрограмма развития переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью, предусматривающая разработку и реализацию системы мер по укреплению и стабилизации соответствующего кадрового потенциала. Это особенно значимо, поскольку сегодня почти пятнадцать тысяч человек в различных субъектах Российской Федерации профессионально занимаются реализацией молодежной политики, более 100 образовательных учреждений участвуют в обучении кадров для работы с молодежью в рамках специальностей «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление».

В целом, можно утверждать, что за прошедшие  с момента принятия годы ФЦП «Молодежь  России» являлась универсальным  механизмом, позволяющим эффективно реализовывать молодежную политику, решать проблемы молодежи, реально поддерживать молодежные инициативы. Существование программы в 2001-2005 годах позволило комплексно и системно развивать работу с молодежью не только на федеральном уровне, но и в регионах России.

Сформирована  система органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, созданы элементы правовой база государственной  молодежной политики. Важным элементом  нормативного обеспечения и управления реализацией государственной молодежной политики стали комплексные программы  «Молодежь», принятые и реализуемые  в большинстве регионов страны.

Сегодня перед органами государственной  власти, как в центре, так и  на местах, стоит задача по обеспечению  преемственности в государственной  молодежной политике. Это в первую очередь обусловлено реформированием  федеральных органов исполнительной власти, в ходе которого вопросы  государственной молодежной политики были переданы Министерству образования  и науки Российской Федерации  и Федеральному агентству по образованию.

22 марта  2005 года коллегия Министерства  образования и науки Российской  Федерации был обсужден и утвержден  проект Федеральной целевой программы  "Молодежь России" на 2006-2010 гг. Концепция данной программы предлагает  существенно повысить среднегодовое  финансирование ФЦП "Молодежь  России". Работа будет организована  по 6 направлениям: "Здоровое поколение", "Гражданин России", "Молодая  семья", "Профессионализм молодых", "Молодежь в трудных жизненных  ситуациях", "Молодежь в информационном  пространстве". Планируется создание  пяти инновационных молодежных  центров, семи молодежных лагерей,  пилотного центра интеграции молодых людей с ограниченными возможностями.

Для оценки эффекта программы разработана  система индикаторов. Проект предполагает, что к 2010 году доля безработных среди  молодежи уменьшится на 10%, а среднее время поиска работы сократится с 8 до 5 месяцев. На 50% возрастет доля молодых людей в органах управления всех уровней. На 50% станет больше муниципальных образований, где действуют общественно-политические организации, отстаивающие интересы молодых. На 40% вырастет число участников международных обменов. На 30% повысится число молодых людей, активно занимающихся физической культурой. Общий показатель достижения целей программы - Индекс развития молодежи по регионам РФ, методика его расчета предложена ЮНЕСКО.

Но, к  сожалению, данная программа не была утверждена Правительством Российской Федерации на сегодняшний день в  России нет федеральной целевой  программы молодежной политики.

В нынешней ситуации представляется крайне важным сохранить достигнутую динамику в сфере осуществления молодежной политики. Для этого необходимо пересмотреть позицию Правительства РФ и обеспечить реализацию федеральной целевой  программы «Молодежь России»  с обновленными целями и задачами в соответствии правительственной  программой реформирования бюджетного планирования, а также с обеспечением достаточного уровня финансирования мероприятий  ФЦП.

Анализ  нормативно-правовой базы в отношении  государственной молодежной политики позволяет сделать вывод, что  «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» на сегодня является основным документом, регламентирующим отношение государства  к молодёжи. Для многих молодёжных организаций, в т.ч. и для студенческих профсоюзов, это – основной  «регламент» участия в реализации государственной молодёжной политики.

В документе  отмечается, что «государственная молодежная политика формируется и реализуется  органами государственной власти и  местного самоуправления при участии  молодежных и детских общественных объединений, неправительственных  организаций и иных юридических  и физических лиц. Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет».

В разделе  о предпосылках принятия Стратегии  говорится, что проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие  десятилетия выдвигают требования по выработке государством нового стратегического  подхода к молодежной политике.

Целью молодежной политики государства, как указывается  в документе, является развитие и  реализация потенциала молодежи в интересах  России.

В разделе  о приоритетных направлениях государственной  молодежной политики отмечается, что  государственная молодежная политика в Российской Федерации будет  реализована с учетом тенденций  социально-экономического общественно-политического  развития страны на среднесрочную перспективу. При этом выделяется ряд приоритетных направлений, среди которых вовлечение молодежи в общественную жизнь и  ее информирование о потенциальных  возможностях развития в России. Для  реализации данного направления  Стратегией предусмотрен ряд проектов: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России».

Ограничимся на основных вопросах данных проектов в рамках темы настоящей курсовой работы.

Стоит отметить, что основной из целей проекта  «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» является популяризация  ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная  позиция и гражданская позиция  и ответственность) средствами социальной рекламы. Таким образом, отмеченная в первой главе настоящей работы необходимость корректировки некоторых жизненных позиций молодых людей корреспондируется, по нашему мнению, с указанными целями данного проекта.

Основной  из целей проекта «Доброволец  России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную  общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых  россиян, а одним из видов работы по реализации указанного направления  является развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений.

Основными целями проекта «Карьера» являются самоопределение молодежи на рынке  труда, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую  деятельность, направленную на решение  вопросов самообеспечения молодежи, для достижения которых предусматривается реализация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи.

Для реализации приоритетного направления, включающего  развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты  «Команда» и «Успех в твоих  руках».

Одной из основной целей проекта «Команда»  является обеспечение участие молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью, развитие у молодых людей положительных  навыков индивидуального и коллективного  управления общественной жизнью, вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества. К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся, в том числе, развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи, привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, популяризация идей такого участия, поддержка молодежных общественных организаций и объединений, включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов. Указанный проект адресован российской молодежи в возрасте до 25 лет.

В рамках проекта «Карьера» одной из основных целей является привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения.

Для достижения целей Стратегии требуется внедрение  механизмов прямого взаимодействия с молодежью. «Для каждого проекта, - как указывается в V разделе документа, - Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации».

Информация о работе Молодежная политика на примере Пермского края