Молодежная политика на примере Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать представление о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать основные направления государственной молодежной политики России на современном этапе и механизмы их реализации.
Для достижения этих целей были поставлены задачи:
• изучить и проанализировать политику государства по отношению к молодёжи, показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями;
• на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Молодёжные организации и молодёжная политика на современном этапе
1.1 Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение……6
1.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики ……………….…10
Глава 2. Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе
2.1 Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации..17
2.2 Формы и методы реализации молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
2.3 Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере Пермского края……………28
Заключение …………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Glavnaya.docx

— 271.52 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Молодёжные организации и молодёжная политика на современном этапе

1.1 Политика государства по отношению  к молодежи: понятие и значение……6

1.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики ……………….…10

Глава 2. Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе

2.1 Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации..17

2.2 Формы и методы реализации молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………..19

2.3 Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере Пермского края……………28

Заключение …………………………………………………………………………33

Список литературы…………………………………………………………………35

Приложения…………………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В политической жизни общества важное место принадлежит  молодежи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Государство  и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного  прогресса.

Роль  молодежи в современной России возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере, велика (малое предпринимательство, новые технологии, банковские структуры).

Вместе  с тем, в условиях модернизации российского  общества и в сложившейся социально-экономической  обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия  государства на молодое поколение  с целью формирования физически  и морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и общественную деятельность, поддержке таких молодежных организаций, которые направляют свою деятельность в интересах России.

Выдвигая  на каждой ступени исторического  развития определенные требования к  подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Это  осуществляется через государственную  молодежную политику.

Актуальность  данной курсовой работы - сохраняющиеся  в российском обществе кризисные  явления, которые актуализируют  потребность в качественном улучшении  положения молодежи, в локализации  риска в молодежной среде, в поддержке  со стороны государства инициатив  молодых граждан, молодежных объединений  через совершенствование государственной  молодежной политики.

Цель  данной работы – дать представление  о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать основные направления государственной молодежной политики России на современном этапе и механизмы их реализации.

Для достижения этих целей были поставлены задачи:

  • изучить и проанализировать политику государства по отношению к молодёжи, показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями;
  • на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении).

Предмет курсовой работы - определение основных мер по становлению и совершенствованию  взаимодействия государства и молодежных организаций в современной России.

 

Глава 1. Молодёжные организации и молодёжная политика на современном этапе

1.1 Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение

Государство занимает особое место в политической системе общества, которая представляет собой совокупность государственного аппарата, социальных объединений и  отдельных граждан, принимающих  участие в политической жизни  общества.

Особое  внимание государства уделяется  молодым гражданам и молодежным объединениям. Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению  к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН). В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация  о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; в 1985 г., объявленном Международным  годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих  последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций  в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.

Представляется, что реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего  субъектами реализации, самого понятия  «молодежная политика». Само понятие  «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством».

Таким образом, понятие «политика» является родовым  по отношению к понятию «молодежная  политика». В свою очередь молодежная политика — это сложная, многогранная система отношений. Возникает еще  один вопрос, касающийся понятия «молодежи».

В настоящее время понятие «молодежь», используемое в зарубежных странах, определяется, исходя из различных  компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных  черт (ресурс или проблема). Современные  возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских  стран, США и Японии, определяются в интервале от 13-14 до 29-30 лет.

Согласно  действующим в Российской Федерации  нормативным документам, молодежь –  это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Нижняя  возрастная граница определяется, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя  граница определяется достижением  экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

При этом следует отметить, что молодежь – это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет. Молодежь – это объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.

«Молодежь – это один из скрытых  ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность», - считал К.Мангейм. Он выделял два типа общества в зависимости от того, в какой степени данные общества опираются на молодежь: статичные и динамические. Статичные общества опираются главным образом на опыт старших поколений и, следовательно, развиваются постепенно при медленном типе изменений. Динамические же, напротив, стремятся к новым возможностям, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития.

В.И. Ленин  видел задачу молодежи в строительстве  нового коммунистического общества путем учебы и активной общественной жизни.

По мнению профессора Скробова А.П., «государственная молодежная политика – это деятельность государства по выработке доктрины, концептуальных направлений молодежной политики и обеспечению их целостной системой социально-экономических, организационных мер с целью создания социально-правовой защищенности (гарантий) молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии с коренными интересами, склонностями, физическими возможностями и с учетом интересов реформирующегося общества, его прогресса».

Государство должно играть главенствующую роль в  формировании молодежной политики и  регулировании деятельности молодежных организаций, поскольку социальное предназначение государства как  раз и заключается в том, что  оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить  обществу. «Государство – это исторически  сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом». Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального  регулирования. Управленческие акты государства  обладают приоритетом перед предписаниями любых социальных объединений и обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой.

Взаимосвязи государства и социальных объединений  достаточно многообразны. В соответствии с законодательством государство  осуществляет «контроль за деятельностью политических партий и иных общественных организаций; нормативно определяет содержание права граждан на объединение, основные гарантии этого права, определяет статус общественных объединений, основания, порядок их создания, деятельности и реорганизации и (или) ликвидации».

Понятие государственной молодежной политики можно коротко сформулировать следующим образом – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики

С периода  распада СССР и до недавнего времени  со стороны государства и основных политических партий отсутствовал запрос на систематическое гражданско-политическое воспитание подрастающего поколения, формирование преемственности носителей  определенной системы ценностей.

Следствием  социально-экономической нестабильности и неопределенности 1990-х гг. стало  дистанцирование части молодежи от политической жизни, рост аполитичности. Нынешнее молодое российское поколение  очень неоднородно. Исследователи  отмечают, что сложно выделить группу, ценности и практики которой являлись бы доминирующими.

Вместе  с тем, специалисты считают, что  можно выделить следующие условные «идеальные типы» жизненных стратегий  молодежи, наиболее четко отраженные сегодня в СМИ, литературе, кинематографе  – те, на которые реально молодежь ориентируется. Это три типа жизненных  стратегий: 1) стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм; 2) «размытые» стратегии; 3) протестные стратегии.

Рассмотрим  эти типы.

К первому  специалисты относят следующие  группы:

- «молодые  профессионалы» - высокооплачиваемые наемные специалисты крупных российских и международных компаний, а также молодые владельцы бизнеса, которые радикально отличаются от своих предшественников 1990-х годов;

- «молодые бюрократы» - государственные и муниципальные служащие и участники молодежных политических организаций, ориентирующихся на власть;

- «золотая»  («гламурная») молодежь» - стандарт задают дети представителей предпринимательских кругов, шоу-бизнеса, политиков, крупных чиновников, вошедших в элиту и сформировавших свои состояния в 1990-е гг.

Если  говорить о формировании объединений  или организаций из числа молодых  людей, представляющих данные группы, то следует выделить вторую группу – «молодые бюрократы», поскольку  жизненная стратегия первой и  третьей групп менее подвержена к формальным объединениям в силу, в основном, занятости в бизнесе и безразличия к политике. Наиболее известное и успешное среди молодежных проектов 2005 г. – молодежное демократическое антифашистское движение «Наши», участников которого можно отнести именно ко второй группе – «молодым бюрократам».

Почему  молодые люди (в возрасте, в основном, 17-20 лет) пополняют ее ряды? Эксперты считают, что можно выявить несколько  важных мотиваторов.

Во-первых, это ориентация на индивидуальный успех - карьерный рост, обучение, доступ к  материальным благам, самореализацию (движение своими задачами ставит «модернизацию  правящей элиты», «смену у руля управления страной поколения пораженцев новым  поколением лидеров»).

Во-вторых, близость организации к власти, чувство  своей причастности к чему-то по-настоящему значимому (в данном случае к политике президента страны и его курсу), возможность  «творить историю».

В-третьих, расширение круга своего общения, установка  полезных в будущем дружеских  и деловых контактов – своеобразного  «трамплина», внешняя эффектность (массовые шествия, митинги, ношение унифицированных  символов принадлежности к организации, внимание СМИ). «Наши» отличаются от других молодежных организаций тем, что  сумели с самого начала заявить о  себе как об успешной сетевой (а не централизованной, как принято во «взрослых» партиях), организации, в  чем-то максималистской, но вызывающей интерес у молодых людей. С  другой стороны, исследователями отмечается, что у «Наших» отсутствует  четкая идеологическая позиция по ряду ключевых проблем, члены движения в  большей степени ориентируются  на его внешнюю эффектность и материальные блага, что может привести к сворачиванию проекта (как это уже случилось с движением «Идущие вместе»).

Информация о работе Молодежная политика на примере Пермского края