Молодежная политика на примере Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать представление о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать основные направления государственной молодежной политики России на современном этапе и механизмы их реализации.
Для достижения этих целей были поставлены задачи:
• изучить и проанализировать политику государства по отношению к молодёжи, показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями;
• на основе результатов вторичных социологических исследований дать анализ положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Молодёжные организации и молодёжная политика на современном этапе
1.1 Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение……6
1.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики ……………….…10
Глава 2. Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе
2.1 Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации..17
2.2 Формы и методы реализации молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
2.3 Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере Пермского края……………28
Заключение …………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Glavnaya.docx

— 271.52 Кб (Скачать)

Подтверждением  того, что антифашистское демократическое  молодежное движение "Наши" действительно  является «провластной» стала акция под названием «Связной президента». Эта акция посвящалась семилетию вступления в должность, теперь уже экс-президента, Владимира Путина. Перед началом акции «Наши» собрали многочисленный митинг в центре Москвы, на котором получили подробную установку и разъехались для проведения самой акции. Активисты движения предлагали всем гражданам, преимущественно молодежи, отправить бесплатную SMS в адрес президента. А те люди, которые пожелали оставить свой номер телефона получали sim-карту, по которой в дальнейшем могли получать информацию о проведении подобных акций и соответственно участвовать в них. По заявлению руководства движения, приняли участие 15 тысяч членов движения из 50 субъектов Федерации. Последнее подтверждает, что эта организация не централизованная, а сетевая.

2. «Размытые»  стратегии. Данный тип специалисты  разделяют на следующие группы:

«Выживающие» - молодые люди, как правило, из семей с невысоким достатком и социальным статусом. Возможность самореализации, трудоустройства, повышения благосостояния, получения качественного образования здесь связана с минимальным набором благ и возможной удачей (брак, переезд в большой город).

«Плывущие по течению» - к этой группе эксперты относят представителей как низших социальных слоев, не верящих в реальную возможность изменения своего положения к лучшему, так и молодых людей из семей среднего достатка, в целом удовлетворенных своим положением и ориентированных на стабильность. Данную жизненную стратегию эксперты рассматривают как намеренное избежание рисков.

«Игроки» - группа молодых людей, для которых характерно представление об успехе как случайности или везении. Эксперты относят к ним молодых людей из семей со средним достатком, имеющих конкурентные стартовые возможности, но не стремящихся их реализовать (самостоятельно зарабатывать, приобретать знания). Таким молодым людям свойственно недостаточно развитое чувство ответственности за себя и своих близких, инфантильность, надежда на «счастливый случай». Эксперты делают вывод, что такому взгляду на жизнь способствует пропаганда в СМИ, рекламе потребительского образа жизни (подразумевающего высокую покупательскую способность без указания источника денежных средств), распространение телевизионных проектов, культивирующих легкий путь к богатству и известности, увеличение числа игровых залов, казино, букмекерских контор.

3. Протестные  стратегии.

«Герои – леворадикалы»: предполагается участие в деятельности леворадикальных организаций, таких, например, как Авангард красной молодежи (АКМ) или Национал-большевистская партия (НБП). Определенной активностью отличаются и молодежные организации либерально-демократической направленности («Оборона», «Молодежное Яблоко», «Молодежный СПС», «Пора», «Да!», «Мы»), но их привлекательность, численность, организованность и идейная сплоченность несопоставимы с левыми организациями. Численность АКМ составляет около 6 тыс. человек (в Москве – порядка 300 активистов), НБП – около 20 тыс.чел.

Социальной  базой этих организаций являются молодые люди (старшеклассники, студенты колледжей, техникумов и ВУЗов, рабочие  и служащие), недовольные существующим общественным строем или привлеченные романтикой борьбы ради светлого будущего. Эксперты называют следующие причины  привлечения таких молодых людей  к леворадикалам.

Во-первых, большую роль играет юношеский максимализм, когда реально существующий комплекс проблем в социально-экономической  и политической сферах представляется возможным быстро и справедливо  разрешить революционным путем. Многие проблемы, за радикальное решение  которых выступают левацкие организации, действительно весьма актуальны  – монетизация льгот, нарушение  прав человека, отмена отсрочек от призыва  в армию, статус русскоязычного населения  в Прибалтике и др.

Во-вторых, привлекательной оказывается «революционная романтика» - конспирация (например, штаб НБП называют «Бункером»), образы революционеров и радикалов (от В.И. Ленина до Эрнесто  Че Гевары, боевиков «Красных бригад» и антиглобалистов), ношение партийной символики (футболок, нарукавных повязок) и масок, эпатирующие «акции прямого действия» (забрасывание «антинародных» политических деятелей пищевыми продуктами, захват административных зданий, столкновения с политическими оппонентами), противостояние с правоохранительными органами.

В-третьих, образ «героев-мучеников», создаваемый  рядом СМИ арестованным леворадикалам (так, особенно освещался в прессе судебный процесс по делу членов НБП, арестованных в 2004г. после акций в Минздраве и в приемной администрации Президента). Характерно, как считают эксперты, что участие молодежи в праворадикальных организациях гораздо реже связывается с жизненной стратегией, это скорее «хобби», коллективное действие и выражение позиции, чем борьба за свое будущее.

В последнее  время леворадикальные организации  стали действовать совместно  с либерально-демократическими. Так 5 марта 2007 года прошло одно из самых крупных мероприятий объединенной оппозиции – «Марш несогласных» в Санкт-Петербурге. В нём участвовали члены организации Объединенный гражданский фронт (ОГФ), молодые люди из команды Эдуарда Лимонова (НБП), представители партий "Яблоко", "Авангард красной молодежи", Народно-демократического союза России. Администрация Петербурга дала согласие только на проведение митинга на площади перед Финляндским вокзалом, но «несогласные» решили пройти маршем по маршруту Большой концертный зал "Октябрьский" (БКЗ) - 4-я Советская – Суворовский. Представители оппозиции мотивировали свое неповиновение городским властям заявлениями: "Петербург - наш город, где хотим, там и пройдем". Марш сопровождался громкими криками: "Россия без Путина" и "Матвиенко в отставку". На подступах к главному проспекту города путь нарушителей закона преградили сотрудники отряда милиции особого назначения. Здесь начались первые задержания марширующих. Толпа численностью около трехсот человек (в основном молодые люди из НБП) прорвала милицейский кордон и вместо того, чтобы последовать по заранее обозначенному маршруту в сторону Смольного, направилась на Невский, тем самым парализовав движение на самой оживленной дороге. Сотрудники ОМОНа несколько раз пытались остановить и рассеять участников незаконного марша. В итоге "шествие" все же было остановлено. Сотни участников манифестации были задержаны и доставлены в отделения милиции.

«Герои  – бандиты», «удачливые герои криминальных структур». Участие в деятельности криминальных структур значительного числа молодых людей, по мнению экспертов, имеет ряд причин. Это общий рост преступности с рубежа 1980-90-х гг.; криминализация сознания части населения в результате обнищания, эрозии ценностных ориентаций и норм советского периода, рассмотрение противозаконной деятельности как канала вертикальной социальной мобильности в эпоху общественных преобразований; ослабление правоохранительной системы, частичная утрата ею контроля за развитием криминогенной ситуации. Также одним из факторов роста числа молодых людей, вошедших в ряды криминальных структур, стало влияние СМИ, кинематографа и низкопробной литературы, а именно – формирование и пропаганда позитивного образа преступника-героя («Бригада», «Бумер», «Парни из стали», «Брат» и другие). Этот фактор зачастую недооценивается, но именно СМИ доносят до нас информацию о преступлениях и лицах, их совершивших (и реальных, и вымышленных), влияя в той или иной степени на формирование наших взглядов, оценок, суждений.

Можно сделать  вывод, что рассматриваемые выше стратегии современной российской молодежи и молодежных организаций  во многом являются реакцией на сохранение неопределенности и риска во всех жизненных сферах, присущих современной  России. Однако, как считают исследователи, в каждом типе условных жизненных  стратегий можно выделить элементы, которые возможно использовать для  конструктивного развития общества в целом.

Представляется, что со стороны государства необходима поддержка общественно-политической деятельности молодежных организаций, а именно активизация мер по поддержке  общественных инициатив молодежных организаций, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, потенциала молодежи во всех сферах общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном  этапе

2.1  Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации

В законодательстве Российской Федерации по вопросам государственной  молодежной политики можно выделить несколько уровней:

• Конституция  РФ – содержит общие положения, применяемые  при решении вопросов разработки и применения молодежной политики, а также фундаментальные положения, касающиеся порядка и деятельности общественных организаций, в т.ч. и  молодежных. В то же время, Конституция  напрямую не обозначает молодежную политику в качестве предмета своего ведения, в ней отсутствует само понятие  «молодежная политика»;

• федеральные  законы, рассматривающие вопросы  молодежной политики и регулирования  основ деятельности молодежных объединений.

Специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной  политики в отношении молодежи отсутствует, но действует, в частности, федеральный  закон от 28.06.1998г. № 98-ФЗ «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений»;

• законодательство, регламентирующее вопросы создания и деятельности молодежных организаций: специальный законодательный акт  отсутствует, применению подлежат преимущественно  общие положения законодательства РФ, регламентирующие вопросы создания и деятельности общественных объединений  – Гражданский кодекс РФ, федеральный  закон «Об общественных объединениях», федеральный закон «О некоммерческих организациях», федеральный закон  «О профсоюзах, их правах и гарантиях  деятельности» и ряд других законов;

• законодательные  акты различной отраслевой принадлежности, содержащие положения, связанные с  государственной молодежной политикой  – законодательство об образовании, о труде, социальной защите, жилищное и семейное законодательство;

• акты международного сотрудничества, межправительственные соглашения;

• указы  и распоряжения Президента РФ;

• нормативные  правовые акты Правительства РФ. К  ним относятся:

- постановления  по отдельным вопросам государственной  молодежной политики (социальная  защита, образование, патриотическое  воспитание, обеспечение жильем  и т.д.), например, Государственная  программа «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации  на 2006-2010 годы», принятая Постановлением  Правительства РФ от 11.07.2005 № 422; «Стратегия государственной молодёжной  политики в Российской Федерации» (введена в действие распоряжением  Правительства РФ № 1760-р от 18 декабря 2006 г.);

- федеральные  целевые программы. Например, до 2006 г. действовали федеральные  целевые программы «Молодежь  России: 1998-2000 гг.», «Молодежь России: 2001-2005 гг.» (была утверждена Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2000 г. №  1015);

• нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти;

• региональные нормативно-правовые акты. Нужно отметить, что большинство субъектов РФ, не дожидаясь федеральной инициативы, приняли свои законы о молодежной политике. Например, в Москве действует Закон города Москвы «О молодежи» от 28 января 2004 г. (с изменениями от 26.11.2006); 11 сентября 2007 г. принято Постановление Правительства Москвы «О городской целевой Программе «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) (аналогичные программы действовали на периоды 2001-2003 гг. и 2004-2006 гг.), аналогичные законы и программы действуют в целом ряде субъектов РФ.

 

 

 

 

2.2 Формы и методы реализации молодежной политики в Российской Федерации

Анализ  положения дел в сфере молодежной политики России, в том числе в  части нормативно-правового, организационного обеспечения, институционального оформления вынуждает согласиться с мнением  авторов проекта Доктрины государственной  молодежной политики Российской Федерации  о том, что «модель государственной  молодежной политики в Российской Федерации  не отвечает масштабу задач, стоящих  перед государством и обществом. Нормативная база государственной  молодежной политики лишена целостности  и не соответствует современной  политической и социально-экономической  ситуации. Этим обусловливается фактическое  отсутствие у государственной молодежной политики официально признанного статуса».

В условиях отсутствия концептуально оформленной  государственной молодежной политики примененный на практике государственными органами, осуществлявшими молодежную политику, программно-целевой метод  в течение 15 лет являлся единственным выходом из той непростой ситуации, в которой оказалась молодежная политика. Некоторые исследователи  вполне обоснованно считают, что  «именно при разработке приоритетов  федеральной целевой программы  «Молодежь России» стратегическое видение государственной молодежной политики получало наиболее емкое выражение».

С самого начала, с момента выхода в 1992 году Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной  молодежной политики» в осуществлении  государственной молодежной политики широко используется программно-целевой  подход, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация целевых программ. До недавнего времени среди них  можно было отметить: федеральная  целевая программа «Молодежь  России (2001-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации  от 27.12.2000 г. № 1015; государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2001-2005 годы» утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2000 г. № 122; подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» утвержденная постановлением Правительства России от 28.08.2002 г. № 638.

Эти нормативные  документы, не только определили основные направления реализации государственной  молодежной политики в стране, но и  создали и развили правовые, социально-экономические  и организационные условия для  самореализации молодежи, духовно-нравственного  воспитания молодого поколения.

Информация о работе Молодежная политика на примере Пермского края