Многообразие определений власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она пропитывает, пронизывает нас. Власть - это мы, наша исходная, извечная, непреодолимая погруженность в среду обитания. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены, встроены в отношения власти: в любви и неприязни, с близко и малознакомыми, дома и в не его, самоутверждаясь, мы обуреваемы наклонностью доминировать. Эта наклонность рождает власть. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производных коллективах, различного рода организациях и учреждениях. Во всем государстве в этом случае мы имеем дело с верховой, политической властью.
Я считаю, эту тему очень интересной и попытаюсь раскрыть ее в полном объеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
1.1 Многообразие определений власти
1.2 Субъект власти
1.3 Объект власти
1.4 Природа подчинения
1.5 Виды власти
1.6 Соотношение властей в обществе
ГЛАВА 2. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА
2.1 Функции политики
2.2 Взаимосвязь политики и власти, политики и права
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ
3.1 Суверенитет народа и суверенитет государства
3.2 Разновидности государственной власти
3.3 Легитимность и легальность государственной власти
3.4 Соотношение легитимности и эффективности власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик интернет.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

Действующая Конституция  Российской Федерации содержит конституционную  установку на обеспечение подлинно демократической государственной  власти, которая приобретает характер народовластия. Народ в составе  дружественных классов, других социальных слоев общества, наций, народностей, этнических групп является единым и  единственным источником государственной  власти. Как уже отмечалось, степень  зависимости государственной власти от народа прямо определяет степень  самостоятельности и верховенства этой власти, ибо никакая другая власть не может ограничить ее осуществление. Она действует авторитетом и  волей народа.

В условиях Российской Федерации  демократическая государственная  власть - это принадлежащая суверенному  многонациональному народу России функция  по руководству делами общества и  государства как непосредственно, так и через специальный механизм народовластия в формах и пределах, установленных Конституцией. Закрепляя  принцип народовластия, Конституция  определяет в качестве форм его осуществления  непосредственную демократию, представительную демократию, президентскую демократию, деятельность государственных и  общественных организаций, партий и  трудовых коллективов. В результате народовластие находит организационное  проявление в виде целостной системы  демократии, использующей разные способы  вовлечения граждан в правление  делами государства 
и общества, многообразные формы стимулирования их политической активности.

Демократическая власть использует все названные формы, сочетая  их в интересах обеспечения полновластия народа. Наиболее важной из этих форм является представительная демократия, выступающая своеобразным связующим звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, осуществляющим оперативную властную деятельность. Выборы представительных органов концентрируют важнейшие черты подлинного народовластия, поскольку они служат высшим непосредственным выражением власти народа и одновременно составляют институт народного представительства в нашей стране.

Представительная демократия означает вручение народом посредством  всенародных свободных выборов  определенных важных функций по руководству  делами государства и общества своим  выборным представителям (депутатам), которые объединяются в организации  осуществления государственной  власти на уровне федерации и ее субъектов или местного самоуправления на муниципальном уровне. Таким образом, данная форма обеспечивает осуществление полновластия народа через выборные представительные органы, составляющие систему представительной демократии. Именно система представительной демократии выражает государственную волю народа, воплощенную в законе, и обеспечивает решение населением вопросов местного значения. Тем самым демократические формы проявления суверенитета народа начинаются именно с представительной системы, а сам народный суверенитет определяет характер народного представительства.

Не менее существенное значение в системе народовластия  имеет непосредственная, прямая демократия. Это значение определяется той ролью, которую играет прямое выражение  воли народа, не преломленное ни через  какие промежуточные звенья как в процессе правотворчества, так и при решении важнейших вопросов государственного строительства.

Непосредственная демократия означает возможность обсуждать  вопросы государственной и общественной жизни и принимать решения  по ним не через посредство представительных органов, а путем прямого волеизъявления народа или его частей. Такое волеизъявление, надлежащим образом оформленное  в виде акта, содержащего решение  по обсуждаемому вопросу, является окончательным  и не подлежит утверждению или  отмене со стороны какого-либо органа.

Конституция РФ закрепляет институты прямой демократии в качестве высшего непосредственного выражения  власти народа, называя в их числе  референдум и свободные выборы. Но при всем их значении они не могут  быть признаны единственной формой воплощения народовластия, несмотря на прямое выражение  в них воли народа. Громадная масса  сложнейших вопросов руководства государством и обществом не может повседневно  решаться непосредственно народом, без использования форм представительной демократии. Это было бы нецелесообразно  и неэкономно, да и просто невозможно в силу организационных условий. Развивая институты прямой демократии, государство использует их в качестве необходимой гарантии привлечения  народных масс к правотворческой деятельности, к управлению государственными делами, но в сочетании с представительной демократией. Именно в таком сочетании суверенитет и власть народа находят свое полное проявление.

3.3 Легитимность  и легальность государственной  власти

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и  справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать  к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать  нелегитимной.

Легитимная власть порождает  у руководителей право на управление и соответственно обязанность у  населения подчиняться им..

Легитимность и легальность (законность) власти - не совпадающие  понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, что  выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и  оправдание власти, что выступает  ее нравственной характеристикой. Любая  власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые  иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в «чистом  виде». В конкретно-исторических условиях каждой страны, они переплетаются  при доминировании одного из них.

О степени легитимности государственной  власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному  анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний  и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным  проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. С. 51.

Во все времена предметом  постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей  власти и политики, т.е. обеспечение  их признания и одобрения со стороны  подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они  стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

3.4 Соотношение легитимности и эффективности власти

Легитимность власти коренится  в политической культуре населения  и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным -- с позиций норм нравственности, но и инструментальным -- оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти -- это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев -- элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти -- два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Несмотря на мотивационные  различия, легитимность и эффективность  власти взаимосвязаны. В конечном счете любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря) успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро  он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных  переворотов в «третьем мире». В  последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства  посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.

Неспособность правящих режимов  таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие  населения к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства  из них, относительно слабо укорененных  в политической культуре демократических  ценностей, укрепление легитимности власти возможно прежде всего на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой  стране мира, как в древности, так  и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «власть» относится  к числу широко употребляемых: власть родителей, власть семьи, власть привычки, власть чувств, власть предрассудков, власть разума, власть старших, власть денег, власть религии, власть идеологии, судебная власть, власть мафии, партийная  власть и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость  в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении постановленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами по себе перечисленные мотивы имеют большое значение для эффективности  власти и ее долговечности. Здесь  важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. « Это своеобразная плата  за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно». Политология  в вопросах и ответах. Консультации политологов: Учебное пособие для  высших учебных заведений. М., 1994. Другими  словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Любашиц В.Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И.В. // Теория государства и права: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. стр. 5-21 (Серия «Учебный курс»).

2. Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 1995.

3. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. №7. С. 218

4. Малько А.В. Теория  государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. стр. 39-41

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. С. 49 - 51

6. Под редакцией доктора  экономических наук, профессора  Г.В. Полуниной // Политология - Учебное пособие для высших  учебных заведений. - Москва «АКАЛИС» 1999. С. 53

7. Политология в вопросах  и ответах. Консультации политологов:  Учебное пособие для высших  учебных заведений. М., 1994.

8. Введение в политологию:  Учебник для студентов вузов  / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - 4-е  изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. С. 94-110

9. Власть: Очерки современной  политической философии Запада. М.; 1989. С. 136.

10. Parsons T. Sociological Theory and modern Society. New York, 1967. P. 308


Информация о работе Многообразие определений власти