Многообразие определений власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она пропитывает, пронизывает нас. Власть - это мы, наша исходная, извечная, непреодолимая погруженность в среду обитания. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены, встроены в отношения власти: в любви и неприязни, с близко и малознакомыми, дома и в не его, самоутверждаясь, мы обуреваемы наклонностью доминировать. Эта наклонность рождает власть. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производных коллективах, различного рода организациях и учреждениях. Во всем государстве в этом случае мы имеем дело с верховой, политической властью.
Я считаю, эту тему очень интересной и попытаюсь раскрыть ее в полном объеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
1.1 Многообразие определений власти
1.2 Субъект власти
1.3 Объект власти
1.4 Природа подчинения
1.5 Виды власти
1.6 Соотношение властей в обществе
ГЛАВА 2. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА
2.1 Функции политики
2.2 Взаимосвязь политики и власти, политики и права
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ
3.1 Суверенитет народа и суверенитет государства
3.2 Разновидности государственной власти
3.3 Легитимность и легальность государственной власти
3.4 Соотношение легитимности и эффективности власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик интернет.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

Борьба за власть, овладение  властью, ее захват, завоевание без  предварительно продуманной концепции  политики или с неясной идеей  политического развития может стать  борьбой за власть только ради власти. Поэтому власть не самоцель для социальных сил, стремящихся к реализации тех  или иных целей, т. е. политики. Политика, приведенная в действие властью  и воспринятая обществом, формирует  политическую жизнь страны.

Политика и право. Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Роль права  в жизни общества (так же как  и его специфика) обусловлена  тесной связью права с государством. Именно характер связей права с государством, возможности права по отношению к органам государства показывают отличие права от других нормативных систем, регулирующих общественную жизнь: норм морали, религии и т. д. Только государство в состоянии обеспечить через механизм власти, управления, правосудия разработку и реализацию единых, общеобязательных типовых масштабов для взаимоотношений и поведения в обществе. В то же время право не только поддерживается и обеспечивается государством, но в свою очередь поддерживает и обеспечивает само государство. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики, непосредственно регулирует деятельность государственных органов, определяет условия деятельности политических объединений.

Право - исторически обусловленное  социальное явление. Множество меняющихся факторов (различные идеологии, новые  классы и т. д.) вносит качественные изменения в его содержание. Однако в теории права, его принципах, нормах, институтах последовательно отражается и сохраняется идея справедливости, сбалансированного соотношения  свободы и ответственности.

Право - форма реализации государственной политики, призванной в идеале стимулировать и поддерживать прогрессивные процессы общественного  развития. Оно содержит ориентиры  для политики, поскольку право - носитель ведущих социальных ценностей общества.

Право лежит в основании  построения и реализации политики. Оно устанавливает границы одобряемой или допускаемой обществом политической деятельности (так, право под угрозой  наказания запрещает использование  в политической деятельности любых  форм насилия).

Между правом и политикой, таким образом, с одной стороны, существуют отношения инструментального  взаимодействия, но с другой стороны - конфликтные отношения. Так, например, те или иные политические силы идут в обход норм права или на их нарушение, противопоставляя законность политической целесообразности. Во имя  сиюминутных политических выгод  нередко поспешно меняются нормы  действующего права.

Правовые нормы закрепляют в действующем законодательстве господство той или иной политической силы. Однако следует иметь в виду, что нормы права ориентируются  не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства.

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ООБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ

Власть выступает в  качестве одного из существенных признаков  государства. Вместе с тем необходимость  власти выводится из организации  общества, для которого она является важнейшей функцией, обеспечивающей упорядочивающее, регулирующее воздействие  на все основные сферы его жизни. Совместная деятельность в любом  обществе обусловлена тем, что люди никогда не жили изолированно друг от друга, общение составляет необходимое  условие существования людей. Поэтому  генезис власти следует искать в  самой необходимости человеческого  общежития. Именно в таком общежитии  возникает психологическая потребность  подчинения индивида единой общественной воле, появляется чувство зависимости, состояние подвластности на одной  стороне и чувство властолюбия, воля к власти - на другой.

Конечно, явление властности не есть только, психологический феномену оно возникает под влиянием социальных условий жизнедеятельности как  общественная функция по руководству  трудовым процессом. В самом общем  виде власть рассматривается как  функция любого организованного  коллектива людей по налаживанию  их совместной деятельности с помощью  особых методов (убеждения или принуждения) для достижения определенных целей. В этом состоит понятие власти как социальной функции, которая  была присуща еще первобытному обществу: общественная власть племени, фратрии, рода, осуществляемая советами старейшин  родов и племен, народными собраниями (типа древнегреческой агоры) и т. п.

Такая власть не отделяется от ее источника и носителя, выражает общие интересы и потребности  общества и применяется для руководства  его общими делами.

Подобная власть носит  негосударственный характер, она  выступает в качестве общественной (публичной) власти, или власти в  социальном смысле. Она может принадлежать организованному коллективу людей  не только в условиях бесклассового  общества, но ив обществе, разделенном  на классы. Так, социальную власть использует трудовой коллектив для налаживания  совместной производственной деятельности своих членов; любая другая социальная ячейка общества является носителем  власти как функции соответствующего организованного коллектива (семья, общественные объединения, религиозные  организации, партии, ассоциации предпринимателей и др.).

Таким образом, в качестве основных признаков власти как таковой (в социальном смысле слова) прежде всего, необходимо отметить ее понимание  как особой общественной функции. Именно функциональный подход позволяет отграничить  наиболее общее понятие власти от иных, частных проявлений, характеризующих  те или иные формы властной деятельности.

С появлением государства  власть отчуждается от общества и  становится отличительным признаком  любого государства, приобретая политический характер. Это значит, что власть как социальная функция преобразуется в политическую власть, которая служит концентрированным выражением экономических потребностей своего носителя - класса, сотрудничающих социальных сил, национальной элиты, политической партии и т. д. Политическая природа данной власти означает, что именно в государственных формах управления обществом она получает свою относительную самостоятельность от иных видов общественной деятельности (выделяется из общества и становится над обществом). В этом состоит особый характер публичной власти, отделенной от всей совокупности входящих в состав государства лиц.

3.1 Суверенитет  народа и суверенитет государства

Государственная власть выступает  как функция экономически и политически  господствующего социального слоя по руководству делами общества через  специально организованный аппарат  осуществления власти. Государственная  власть характеризуется рядом специфических  признаков. Она обладает собственным  субъектом (носителем власти), выражающим ее социальную сущность; имеет юридически неограниченный характер; воплощает  в себе концентрацию силы, используя  метод убеждения, но с опорой на принуждение (в этом заключается принудительный характер государственной власти); обладает реальной способностью к организации  общественных отношений и установлению правовых форм их развития.

Названные признаки государственной  власти позволяют отграничить ее от иных видов социальной власти. Но при этом особо следует выделить положение о суверенном характере  государственной власти.

Российская Конституция  закрепляет в качестве носителя суверенитета многонациональный народ Российской Федерации. Это означает, что в  составе основ конституционного строя России видное место занимает полновластие народа, поскольку именно народ-суверен осуществляет руководство  делами государства и обществе, в  чем проявляется сущность государственной  власти как власти суверенной. Тем  самым обеспечивается тесная взаимосвязь  между суверенитетом государственной  власти и суверенитетом народа.

Социальную сущность суверенитета в государстве составляет его  принадлежность целиком и исключительно  народу, в чем находит воплощение действительное народовластие, осуществляемое во всех сферах общественной жизни. Эта  сущность проявляется в единстве суверенитета, покоящемся на прочных  социально-политических основаниях: единстве самого народа и единстве принадлежащей  ему государственной власти. Так, в условиях Российской Федерации  народ выступает как единая политическая общность, охватывающая многонациональное  население всего государства. Важнейшие  признаки данной общности - единое экономическое  пространство; взаимосвязь граждан  государства по линии единой государственной  организации; общность судьбы различных  наций, соединенных в рамках исторически  сложившейся территории; чувство  ответственности за свою землю, неприкосновенность ее границ, ее экологическую безопасность; нерушимость основ демократической  организации общества, прав и свобод каждого человека. Все это в  наибольшей степени позволяет установить сущностные качества суверенитета народа как единого, целостного явления  общественной жизни, определить его  носителя, выступающего источником государственной  власти.

Именно в той глубокой сфере общественных отношений, в  которой возникает и приобретает  реальное выражение фактическая  власть народа, сливаются воедино  экономические и социально-политические основы осуществления этой власти, формируется политическая воля единого  и единственного суверена. В этом плане выявляется единство власти и  суверенитета народа по их субъекту и  источнику, волевому характеру и  социальной направленности.

Отсюда следует, что в  Российской Федерации суверенитет  народа - это фактическое и юридическое  полновластие социально-политической общности людей - многонационального народа России как единого и единственного  источника и носителя всей власти в государстве, осуществляемой в  демократических формах в целях  полноправного управления государственными и общественными делами.

Суверенитет народа характеризуется  не только его социальной сущностью, но и имеет определенное правовое содержание и формы реализации. Содержание суверенитета служит показателем его осуществления государственной властью, принадлежащей народу, в силу чего он находит организационное и юридическое выражение как суверенитет государственной власти. Соответственно полновластие народа раскрывается через формируемую народом, ему подчиненную и от него зависимую государственную власть: полновластие (суверенитет) народа в правовом аспекте выступает как верховенство (суверенитет) государственной власти. Чем более государственная власть зависит от народа, чем более четко выполняет его волю, тем выше степень ее верховенства внутри страны и независимости на международной арене, а, следовательно, более высок уровень суверенности государственной власти. Таким образом, сущность государственной власти наиболее полно проявляется именно в ее суверенитете, в то время как остальные ее признаки, носящие сугубо юридический характер, определяются местом и ролью суверенной власти в обществе.

Наконец, следует отметить, что суверенитет народа может  реализоваться в соответствующих  правовых формах. При характеристике его понятия нельзя ограничиваться только правовым содержанием - рассмотрением  суверенитета государственной власти. В качестве формы выражения суверенитет  относится к более широкому понятию - государству в целом. Именно суверенитет  государства является высшей юридической  формой воплощения полновластия народа, суверенности наций, верховенства государственной  власти в границах территории России (тем самым он охватывает все стороны  организации государства - население, власть, территорию).

Суверенитет является одним  из важнейших свойств, неотъемлемых качеств государства. Он характеризует  государство со стороны его политической независимости и самостоятельности. Значение суверенитета определяется тем, что в нем выражается высшая воля, неограниченная власть государства, обладающего  всеми необходимыми правами как  внутри, так и вне границ. В  принципе, государства без суверенитета не существует. Если то или иное образование  утрачивает суверенитет, оно перестает  быть государством как таковым и  может быть отнесено к разряду  государственноподобных образований или даже административных единиц.

Все сказанное может быть выражено определением: суверенитет  государства - это такое общее  свойство государства, в силу которого оно осуществляет самостоятельную  и верховную власть внутри своих  границ и является независимым на международной арене.

3.2 Разновидности  государственной власти

Единая по своей социальной сущности, источнику и суверенному  характеру государственная власть может иметь различные виды - в  зависимости от типа общества, где  она функционирует, способов и пределов своего существования. Единство государственной  власти неизбежно сочетается с определёнными  формами ее выражения и структурой внутренней организации. В соответствии со структурным и функциональным назначением принципов рациональной организации всей властной деятельности выделяются отдельные виды и ветви  государственной власти, которые  в зависимости от характера полномочий их органов действуют самостоятельно в пределах собственной компетенции, но при этом уравновешивают друг друга  и взаимодействуют между собой. Именно способность государственной  власти разветвляться в процессе своей реализации лежит в основе принципа разделения властей.

Разновидности государственной  власти определяются по разным основаниям: способам господства социальных сил  в обществе; полномочиям органов  государства; территориальным масштабам  их деятельности.

Первое из данных оснований  выражает господство соответствующей  социальной группы в зависимости  от того или иного исторического  типа общества. Это господство может  осуществляться через тоталитарную, авторитарную, демократическую государственную  власть. В своем первоначальном (классическом) проявлении государственная власть может служить олицетворением диктатуры  господствующего класса и обеспечивать организованное насилие этого класса для подавления другого. При отсутствии демократических форм ее осуществления  и тотального (всеобщего) распространения  на все сферы общественной жизни  личной и бесконтрольной власти диктатора  устанавливается тоталитарная государственная  власть. Ее действие направлено на беспредельное  вмешательство в жизнь человека и устранение институтов гражданского общества. В условиях господства тоталитарной власти отсутствуют условия осуществления  прав и свобод граждан, устанавливается  однопартийная система, обеспечивается принудительное регулирование всех сторон организации общества. Для цивилизованного общества возрождение тоталитарной власти может означать только исторический тупик и полную деградацию в развитии государства.

По способам господства выделяется еще одна разновидность - авторитарная государственная власть. Ее отличительная  черта - сильная исполнительная власть, как правило, основанная на личности лидера, но опирающаяся на развитую систему парламентской демократии. Наличие авторитарной власти не всегда служит показателем антидемократической  сущности государства. Сильная централизованная власть иногда является необходимым  противовесом распаду и анархии  и может стать переходным этапом к началу создания гражданского общества. Но в целом авторитарная власть допускает  вмешательство в общественную жизнь  и нарушение частной автономии  граждан. Поэтому альтернативой  такой жесткой власти с элементами личной диктатуры обычно выступает  демократическая государственная  власть. Она осуществима в подлинно демократическом государстве, где  может быть обеспечен процесс  обратного «поглощения» государственной  власти обществом. Именно в этом случае единым и единственным носителем  всей власти в государстве становится весь народ. Народ должен быть суверенным обладателем государственной власти, которая принадлежит ему в  полном объеме.

Информация о работе Многообразие определений власти