Многообразие определений власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она пропитывает, пронизывает нас. Власть - это мы, наша исходная, извечная, непреодолимая погруженность в среду обитания. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены, встроены в отношения власти: в любви и неприязни, с близко и малознакомыми, дома и в не его, самоутверждаясь, мы обуреваемы наклонностью доминировать. Эта наклонность рождает власть. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производных коллективах, различного рода организациях и учреждениях. Во всем государстве в этом случае мы имеем дело с верховой, политической властью.
Я считаю, эту тему очень интересной и попытаюсь раскрыть ее в полном объеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
1.1 Многообразие определений власти
1.2 Субъект власти
1.3 Объект власти
1.4 Природа подчинения
1.5 Виды власти
1.6 Соотношение властей в обществе
ГЛАВА 2. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА
2.1 Функции политики
2.2 Взаимосвязь политики и власти, политики и права
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ
3.1 Суверенитет народа и суверенитет государства
3.2 Разновидности государственной власти
3.3 Легитимность и легальность государственной власти
3.4 Соотношение легитимности и эффективности власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик интернет.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ

1.1 Многообразие определений  власти

1.2 Субъект власти

1.3 Объект власти

1.4 Природа подчинения

1.5 Виды власти

1.6 Соотношение властей  в обществе

ГЛАВА 2. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА

2.1 Функции политики

2.2 Взаимосвязь политики  и власти, политики и права

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ

3.1 Суверенитет народа  и суверенитет государства

3.2 Разновидности государственной  власти

3.3 Легитимность и легальность  государственной власти

3.4 Соотношение легитимности  и эффективности власти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она  пропитывает, пронизывает нас. Власть - это мы, наша исходная, извечная, непреодолимая  погруженность в среду обитания. Хотим или не хотим, но всегда и  везде мы вовлечены, встроены в отношения  власти: в любви и неприязни, с  близко и малознакомыми, дома и в не его, самоутверждаясь, мы обуреваемы наклонностью доминировать. Эта наклонность рождает власть. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производных коллективах, различного рода организациях и учреждениях. Во всем государстве в этом случае мы имеем дело с верховой, политической властью.

Я считаю, эту тему очень  интересной и попытаюсь раскрыть ее в полном объеме.

Моя работа состоит из 3 глав. В ней я хочу раскрыть, что такое  власть, как функционирует политика и власть вместе и многое другое.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ВЛАСТИ

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспективность этого явления.

В своем общем значении понятие «власть» означает право  и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних  осуществлять свою волю по отношению  к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Под  редакцией доктора экономических  наук, профессора Г.В. Полуниной // Политология - Учебное пособие для высших учебных  заведений. - Москва «АКАЛИС» 1999. С. 53

1.1 Многообразие  определений власти

Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или  иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие  аспекты трактовки власти:

1. Телеологические (с точки  зрения цели) определения характеризуют  власть как способность достижения  поставленных целей, получения  намеченных результатов. «Власть  может быть определена как  реализация намеченных целей», - пишет Бертран Рассел. Цит. по: Власть: Очерки современной политической философии Запада. М.; 1989. С. 136. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дают присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

3. Психологические интерпретации  власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (3. Фрейд) или же психическую энергию вообще (К. Г. Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняет функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» - других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе личности ради личной защищенности и успокоения.

Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование - подчинение.

4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Parsons T. Sociological Theory and modern Society. New York, 1967. P. 308 Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

5. Стуктурно-функционалистические интепретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительные социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

6. Реляционистские (от французского слова «relation» - отношение) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть представляет как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

1.2 Субъект власти

Субъект и объект -- непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект  обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет  организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени  наделены всеми этими качествами.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными -- политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, -- политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в  повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят  о решениях власти, о действиях  властей и т.п., подразумевая под  властью управленческие органы.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия через  распоряжение (приказ, команду), в котором  предписывается поведение объекта  власти, указываются или подразумеваются  поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера  содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к  нему исполнителей, объекта -- второго важнейшего элемента власти.

1.3 Объект власти

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам  разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а  не социальный феномен.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект  обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощным средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор -- погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современно мире как средство ненасильственной борьбы.

Границы отношения объекта  к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных  качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств  воздействия, которыми располагает  субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта  политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

1.4 Природа подчинения

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней  привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом  власти.

Все эти мотивы существенно  влияют на силу власти, т.е. способность  ее субъекта влиять на объект. Высокая  сила воздействия и вероятность  подчинения отличают власть от влияния -- более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести  наказания и обратно пропорциональна  вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет  тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей  избавиться от этого неприятного  эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно  воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов  подчинения государству в традиционных обществах. Она -- надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то -- голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных  к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов  позитивной мотивации подчинения -- повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.

Подчинение по убеждению  связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентации и  установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно  биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться  государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) -- важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных  для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется  на базе общей заинтересованности объекта  и субъекта власти и убежденности, подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение  без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда  руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Информация о работе Многообразие определений власти