Многообразие определений власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она пропитывает, пронизывает нас. Власть - это мы, наша исходная, извечная, непреодолимая погруженность в среду обитания. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены, встроены в отношения власти: в любви и неприязни, с близко и малознакомыми, дома и в не его, самоутверждаясь, мы обуреваемы наклонностью доминировать. Эта наклонность рождает власть. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производных коллективах, различного рода организациях и учреждениях. Во всем государстве в этом случае мы имеем дело с верховой, политической властью.
Я считаю, эту тему очень интересной и попытаюсь раскрыть ее в полном объеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
1.1 Многообразие определений власти
1.2 Субъект власти
1.3 Объект власти
1.4 Природа подчинения
1.5 Виды власти
1.6 Соотношение властей в обществе
ГЛАВА 2. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА
2.1 Функции политики
2.2 Взаимосвязь политики и власти, политики и права
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ
3.1 Суверенитет народа и суверенитет государства
3.2 Разновидности государственной власти
3.3 Легитимность и легальность государственной власти
3.4 Соотношение легитимности и эффективности власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик интернет.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто  перерастает в идентификацию  подчиненного с руководителем. В  этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель  и защитник. Субъективная идентификация  исполнителей с руководителем может  объясняться двумя причинами: 1) быть свойством реальной двойственного  положения людей в отношениях власти, как это имеет место  в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом  власти -- выбирают и контролируют руководство, и ее объектом -- исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью; 2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

Субъект или объект характеризуют  крайние полюса, активные начала структуры  власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом -- подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями. Применительно к политической власти взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, стабилизирующего и регулирующего процесс властвования.

1.5 Виды власти

Особенности различных элементов  власти (субъекта, объекта, ресурсов и  процесса) могут использоваться в  качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную.

Экономическая власть - это  контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей» Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. №7. С. 218.

С экономической властью  тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная - распределения  позиций по социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью  социальной политики они могут влиять на общественное положение широких  слоев населения, вызывая тем  самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть - это, прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме  того, это моральная, религиозная  и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния  на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при  подготовке правительственных решений, так и для непосредственного  воздействия на сознание людей в  целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие  осуществляется через институты  социализации (школа, другие образовательные  учреждения), а также с помощью  СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению  объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию - управлению сознанием  и поведение людей вопреки  их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах  обмана.

Принудительная власть опирается  на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства - важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом - главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

1.6 Соотношение властей в обществе

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие ученые считают важнейшей  среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием многочисленного среднего класса и общественности, демократическим устройством государства.

Политическая государственная  власть, испытывая сильное воздействие  власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превалировать над  ней, подчинять ее своим целям. При  определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать  власть духовно-информационная. Ее монопольное  использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства, несмотря на неэффективность  экономической и социальной политики.

Во взаимодействии различных  властей в обществе имеет место  так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство  повышает шансы человека на вхождение  в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая  политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к  знаниям и информационному влиянию; последние же в свою очередь улучшают возможности в занятии лидирующих политических позиций и повышении  дохода.

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - плюрализм СМИ и других источников знания и информации.

Как уже отмечалось, типологии  власти разнообразны. В зависимости  от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, прафсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень - международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень - организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п.

Глава 2. Власть и политика

Термин «политика» возник в Древней Греции и первоначально  обозначал различные формы государственного правления. В течение столетий (вплоть до Нового времени) господствовали взгляды  на политику как на универсальную  форму человеческой активности; политика как бы включала в себя все формы взаимоотношений человека и социума. Позже произошло разделение политики и гражданского общества, что позволило представить политику как одну из областей человеческой жизнедеятельности.

Политика - явление социальное, она возникает только в обществе, которое представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и  волей. Взаимодействуя друг с другом, с природой, сложившимися институтами  и учреждениями общества, каждый из них преследует, прежде всего, свои интересы. Интересы индивидов могут  совпадать, отличаться и даже противостоять  друг другу. Не всякую совокупность индивидов  можно назвать обществом, не каждая обладает целостностью, а лишь такая, в которой интеграция, объединение, совместная жизнедеятельность индивидов  осуществляется на основе общего интереса, принципиально важного для всех. Только в этом случае возникает взаимное сотрудничество людей, способное обеспечить прогресс. Совместными усилиями люди реализуют те цели, которых они  не могут достичь в одиночку.

Потребности в Согласовании различающихся групп интересов, обеспечении целостности общества, защите прав и свобод отдельного индивида привели к появлению политики и ее институтов - государства, элиты, лидеров, парламентов, профсоюзов, партий и т. д. С помощью этих институтов индивидуальные стремления людей переводятся  в политическую волю общества, воплощаются  в политических решениях, отражающих обобщенные интересы широких социальных, этнических и иных групп населения. В отличие от других социальных институтов (например, морали, религии) политика служит удовлетворению главным образом не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без государственной власти. Задачи сохранения целостности общества, согласования общей позиции различных индивидов и их групп, интеграции разнородных интересов политика осуществляет благодаря наличию такого эффективного инструмента, как государственная власть.

Политика возникает в  определенных географических, природных, экономических, социальных, культурных условиях конкретной страны, определяющих уровень ее цивилизованности, зрелости гражданского общества. От этих факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти.

В странах западной цивилизации, изначально ориентировавшихся на приоритет  прав и свобод личности, политика, возникла в результате социального расслоения общества. Дифференциация интересов  и потребностей людей, обусловленная  неравенством в обладании собственностью, неодинаковым престижем профессий, классовыми различиями, была вызвана  общественным разделением труда  и имела четкую тенденцию к  усилению. Вследствие этого появилась  потребность в деятельности постоянно  функционирующих институтов государственной  власти и людей, специально подготовленных для согласования несовпадающих  интересов, для руководства и  управления общественными делами.

Однако политика может  возникать не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике, институтах публичной власти (государстве, бюрократии, праве и т. д.) была вызвана необходимостью решения обществом таких жизненно важных задач, как, например, обеспечение населения продовольствием и предметами первой необходимости, защита территориальной целостности страны, а ее населения - от нападений чужеземцев, освоение новых земель и организация жизнедеятельности населения на них. Для всего этого и были необходимы социальные институты, обладавшие ресурсами для объединения людей и организации их труда. Ясно, что, скажем, строительство каналов в условиях ирригационного земледелия и поддерживание их в эффективном состоянии не под силу одному человеку или семье. Это способно сделать государство, которое может объединить усилия отдельных индивидов с помощью мер принуждения, наказания или поощрения.

2.1 Функции политики

власть политика легитимность суверенитет государство

С общегосударственным макроуровнем политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

· поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка  и организованности;

· разработка целей всего  общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация  ресурсов на их осуществление;

· авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

· предотвращение и регулирование  групповых конфликтов.

Кроме этих присущих в большей  или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд  специфических для определенных типов социальных систем функций. Это  поддержание классового или социального  господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан  к управлению государственными и  общественными делами; обеспечение  социальной справедливости и общего блага и др.

Многообразие функций  политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении  на весьма различные социальные явления Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 1995..

2.2 Взаимосвязь  политики и власти, политики и  права

Политика связана с  различными сферами общественной жизни, активно воздействует на них. Она  беспрепятственно вступает в самые  различные взаимодействия, образуя  целые области управления, отношений, знания и воздействия на общество. Испытывая на себе влияние тех  или иных сфер (экономика, право, мораль, культура, религия и т. д.), она  сама оказывает воздействие на эти  области человеческой жизнедеятельности.

Характер взаимосвязей политики и других сфер различен. Само свойство политики «проникать» в другие области  общественной жизни или же, напротив, «уступать место» другим отношениям и регуляторам зависит от ряда факторов, в первую очередь от качества и характера общественного сознания.

Политика тесно связана  с властью. Власть - центральное, организационное и контрольно-регулирующее начало политики. Но власть не может быть сведена к политике, отождествлена с ней. В науке существуют давние споры о том, что первично - власть или политика. В любом случае власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть и за ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества. Взаимовлияние власти и политики проявляется в том, что власть, с одной стороны, выступает источником политики, ее причиной. С другой стороны, для политики власть - средство ее осуществления, т. е. налицо круговая причинно-следственная зависимость.

Информация о работе Многообразие определений власти