Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа
Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она пропитывает, пронизывает нас. Власть - это мы, наша исходная, извечная, непреодолимая погруженность в среду обитания. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены, встроены в отношения власти: в любви и неприязни, с близко и малознакомыми, дома и в не его, самоутверждаясь, мы обуреваемы наклонностью доминировать. Эта наклонность рождает власть. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производных коллективах, различного рода организациях и учреждениях. Во всем государстве в этом случае мы имеем дело с верховой, политической властью.
Я считаю, эту тему очень интересной и попытаюсь раскрыть ее в полном объеме.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
1.1 Многообразие определений власти
1.2 Субъект власти
1.3 Объект власти
1.4 Природа подчинения
1.5 Виды власти
1.6 Соотношение властей в обществе
ГЛАВА 2. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА
2.1 Функции политики
2.2 Взаимосвязь политики и власти, политики и права
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ
3.1 Суверенитет народа и суверенитет государства
3.2 Разновидности государственной власти
3.3 Легитимность и легальность государственной власти
3.4 Соотношение легитимности и эффективности власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Власть, основанная на интересах,
убежденности и авторитете, часто
перерастает в идентификацию
подчиненного с руководителем. В
этом случае достигается максимальная
сила власти, и субъект воспринимается
объектом как свой представитель
и защитник. Субъективная идентификация
исполнителей с руководителем может
объясняться двумя причинами: 1) быть
свойством реальной двойственного
положения людей в отношениях
власти, как это имеет место
в демократических
Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом -- подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями. Применительно к политической власти взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, стабилизирующего и регулирующего процесс властвования.
1.5 Виды власти
Особенности различных элементов
власти (субъекта, объекта, ресурсов и
процесса) могут использоваться в
качестве оснований ее типологии. Наиболее
содержательна классификация
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей» Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. №7. С. 218.
С экономической властью
тесно связана власть социальная.
Если экономическая власть предполагает
способность распределения
Культурно-информационная власть
- это, прежде всего власть над людьми
с помощью научных знаний, информации
и средств их распространения. Кроме
того, это моральная, религиозная
и некоторые другие виды власти,
связанные с подчинением на основе
авторитета. В современном обществе
из всех видов духовного влияния
на первый план выдвигается научно-
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию - управлению сознанием и поведение людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства - важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом - главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.
1.6 Соотношение властей в обществе
Различные общественные власти
находятся в сложном
Политическая государственная власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства, несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.
Во взаимодействии различных
властей в обществе имеет место
так называемый кумулятивный эффект
- усиливающееся накопление власти.
Он проявляется в том, что богатство
повышает шансы человека на вхождение
в политическую элиту и доступ
к СМИ и образованию; высокая
политическая должность способствует
накоплению богатства, доступу к
знаниям и информационному
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - плюрализм СМИ и других источников знания и информации.
Как уже отмечалось, типологии власти разнообразны. В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, прафсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень - международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень - организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п.
Глава 2. Власть и политика
Термин «политика» возник
в Древней Греции и первоначально
обозначал различные формы
Политика - явление социальное,
она возникает только в обществе,
которое представляет собой взаимодействие
индивидов, наделенных сознанием и
волей. Взаимодействуя друг с другом,
с природой, сложившимися институтами
и учреждениями общества, каждый из
них преследует, прежде всего, свои
интересы. Интересы индивидов могут
совпадать, отличаться и даже противостоять
друг другу. Не всякую совокупность индивидов
можно назвать обществом, не каждая
обладает целостностью, а лишь такая,
в которой интеграция, объединение,
совместная жизнедеятельность индивидов
осуществляется на основе общего интереса,
принципиально важного для
Потребности в Согласовании
различающихся групп интересов,
обеспечении целостности
Политика возникает в определенных географических, природных, экономических, социальных, культурных условиях конкретной страны, определяющих уровень ее цивилизованности, зрелости гражданского общества. От этих факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти.
В странах западной цивилизации, изначально ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика, возникла в результате социального расслоения общества. Дифференциация интересов и потребностей людей, обусловленная неравенством в обладании собственностью, неодинаковым престижем профессий, классовыми различиями, была вызвана общественным разделением труда и имела четкую тенденцию к усилению. Вследствие этого появилась потребность в деятельности постоянно функционирующих институтов государственной власти и людей, специально подготовленных для согласования несовпадающих интересов, для руководства и управления общественными делами.
Однако политика может возникать не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике, институтах публичной власти (государстве, бюрократии, праве и т. д.) была вызвана необходимостью решения обществом таких жизненно важных задач, как, например, обеспечение населения продовольствием и предметами первой необходимости, защита территориальной целостности страны, а ее населения - от нападений чужеземцев, освоение новых земель и организация жизнедеятельности населения на них. Для всего этого и были необходимы социальные институты, обладавшие ресурсами для объединения людей и организации их труда. Ясно, что, скажем, строительство каналов в условиях ирригационного земледелия и поддерживание их в эффективном состоянии не под силу одному человеку или семье. Это способно сделать государство, которое может объединить усилия отдельных индивидов с помощью мер принуждения, наказания или поощрения.
2.1 Функции политики
власть политика легитимность суверенитет государство
С общегосударственным макроуровнем политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:
· поддержание и укрепление
целостности общества как сложно
дифференцированной социальной системы,
обеспечение общественного
· разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
· авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
· предотвращение и регулирование групповых конфликтов.
Кроме этих присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.
Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 1995..
2.2 Взаимосвязь политики и власти, политики и права
Политика связана с различными сферами общественной жизни, активно воздействует на них. Она беспрепятственно вступает в самые различные взаимодействия, образуя целые области управления, отношений, знания и воздействия на общество. Испытывая на себе влияние тех или иных сфер (экономика, право, мораль, культура, религия и т. д.), она сама оказывает воздействие на эти области человеческой жизнедеятельности.
Характер взаимосвязей политики
и других сфер различен. Само свойство
политики «проникать» в другие области
общественной жизни или же, напротив,
«уступать место» другим отношениям
и регуляторам зависит от ряда
факторов, в первую очередь от качества
и характера общественного
Политика тесно связана с властью. Власть - центральное, организационное и контрольно-регулирующее начало политики. Но власть не может быть сведена к политике, отождествлена с ней. В науке существуют давние споры о том, что первично - власть или политика. В любом случае власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть и за ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества. Взаимовлияние власти и политики проявляется в том, что власть, с одной стороны, выступает источником политики, ее причиной. С другой стороны, для политики власть - средство ее осуществления, т. е. налицо круговая причинно-следственная зависимость.