Методы решения проблемы государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ текущего состояния государственного долга РФ. Для осуществления данной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность государственного долга и бюджетного дефицита,
2. выявить виды государственного долга;
3. охарактеризовать пути решения проблемы государственного долга в разных странах;
4. проанализировать текущее состояние государственного долга в России;
5. выявить проблемы и противоречия, возникающие в результате существования государственного долга;
6. определить методы решения проблемы государственного долга в России;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1. Сущность и виды государственного долга
1.2. Пути решения проблемы государственного долга в разных странах
1.3 Характеристика концепций и взглядов на государственный долг. Эволюция экономической мысли………………………………………..16
2. Анализ текущего состояния государственного долга в РФ 36
2.1. Динамика и структура обслуживания и погашения долговых обязательств, государственных заимствований 36
2.2. Проблемы и противоречия государственного долга 44
3. Методы решения проблемы государственного долга 49
3.1. Методы решения проблемы государственного долга в РФ 49
3.2. Предлагаемые методы решения проблемы государственного долга 54
Заключение 57
Список литературы 58

Работа содержит 1 файл

Гос.долг и бюджет курсовая .doc

— 514.00 Кб (Скачать)

Третья точка зрения на существование бюджетного дефицита в какой-то мере является синтезом двух предыдущих позиций. Одним из постулатов в направлении неоклассического синтеза является балансирование бюджета в ходе экономического цикла. Идея циклически балансируемого бюджета кажется наиболее здравой и в последнее время приобретает все больше сторонников.

Рост госдолга в современной экономической теории, как и прежде, объясняется увеличивающимися государственными расходами и, как следствие, бюджетным дефицитом, на покрытие которого направляются заимствования государства. К хроническим дефицитам госбюджета приводят значительные расходы государства на содержание армии, национальную оборону и ВПК. Но, помимо указанных статей, на передний план вышли государственные социальные программы и трансферты. И в этом случае все экономисты едины: государство, осуществляя социальные программы, увеличивает совокупные государственные расходы, что приводит к возникновению бюджетного дефицита. Дискуссионным остался вопрос: обязано ли государство брать на себя эту функцию и если обязано, то в каком объеме.

Одновременно, с увеличением расходов на социальные программы, возникают затраты, которые не могут окупаться как прибыльные проекты: благоустройство городов, связь, порты, страхование и т.д. Поэтому еще Й. Шумпетер утверждал, что "даже в совершенно капиталистическом обществе инвестиции центральных и местных органов власти будут расширяться и абсолютно и относительно, как и прочие формы планирования".

Таким образом, при наличии вполне объективных причин нарастания госдолга, экономическая наука сосредоточила внимание на вопросах его взаимосвязи с другими макроэкономическими показателями. Отправными точками дискуссий служат проблемы, отмеченные классиками политической экономии XIX в.

Наиболее сложным, но так и не решенным остается вопрос о влиянии госдолга на процентные ставки. Э. Долан и Д. Линдсей считают растущий госдолг причиной роста процентных ставок, что усиливает приток иностранного капитала и приводит к вытеснению государственных обязательств за границу, а это в свою очередь ложится тяжелым бременем на бюджет государства.

Данная позиция основана на присутствии "эффекта вытеснения" в экономике стимулирования совокупного спроса. Обоснование данного эффекта построено на предположении, что увеличение совокупного спроса приводит к увеличению спроса на деньги, а при постоянной денежной массе, к увеличению процентных ставок и сокращению инвестиций.[19]/ Таким образом, проблема вытеснения производительного капитала из экономики государства, связанная с ростом госдолга, получила новое развитие.

Противоположную позицию занимает П. Самуэльсон, утверждая, что растущий госдолг не влияет на процентные ставки, поскольку Федеральная резервная система путем операций на открытом рынке сглаживает колебания. Справедливости ради стоит отметить, что выводы Самуэльсона относятся только к нормальному объему долга, так как слишком большая задолженность государства, по его мнению, не поддается действенному регулированию и повышает реальные ставки процента.

В то же время, эмпирические исследования растущего госдолга и процентных ставок не указывают на существование какой-либо зависимости между этими макроэкономическими показателями.

Как и классики политической экономии, современные экономисты выделяют взаимосвязь роста госдолга с увеличением государственных расходов на его обслуживание, что в конечном итоге приводит к повышению налогов и сокращению совокупного спроса.

Тезис Милля о том, что растущий госдолг приводит к торговым кризисам, утратил актуальность, а связь госдолга с инфляционными процессами, как отмечает С. Фишер, настолько неочевидна, что должна рассматриваться в контексте каждого государства и его экономической политики.

В течение 60 - 70-х гг. обсуждался вопрос о причислении госдолга к общественным активам. Позиция Рикардо и Милля, утверждавших, что проценты по гособлигациям получает небольшая группа людей, имеет как сторонников, так и противников среди современных экономистов.

"Рикардианская" или "классическая" позиция явилась предметом многочисленных споров, результатом которых стало признание факта, что в основе выводов о равноценности для человека увеличения налогов или выплаты экстраординарного налога (заимствования государством) лежит слишком строгое ограничение в рациональности индивидуума. Во-первых, может отсутствовать альтруизм в отношении родителей к детям и, во-вторых, что более важно, может отсутствовать альтруизм детей к родителям. Точка зрения на госдолг как на общественный актив разделяется С. Фишером

В российской экономической науке в 90-ых годах начинает уделяться особое внимание проблеме государственного долга. Так некоторые теоретические аспекты управления российским долгом рассмотрены А.Вавиловым, Г.Трофимовым, А. Смирновым. В частности Г.Трофимов уделяет особое внимание взаимосвязи внешнего долга и денежной эмиссии в долговременном аспекте.

В книге А.Саркисянца дается комплексный анализ системы международных долгов. Автором исследуется российская внешняя задолженность как неотъемлемая часть этой системы, а также рассматривается весь инструментарий управления внешним долгов с позиции мирового опыта и с учетом российской специфики.

В работах международной группы экономистов, входящих в Российско-Европейский центр экономической политики Ш. Выплоша, Т.Кирсановой, К.Графа, Дж. Туллио и Н.Ивановой рассматривалась эконометрическая модель, включающая структурное уравнение, которое описывает динамику номинальной и реальной доходности ГКО к погашению. Н. Паутола рассматривает возможности решения внешней долговой проблемы России на основе мирового опыта.

Вопросами прогнозирования доходности на рынке внутренних займов занимаются А. Первозванский, Т. Первозванская и В. Баринов. Предложенная авторами схема эволюционных серий позволяет рассматривать доходности краткосрочных операций как стохастические последовательности.

Сотрудники ИЭППП, занимающиеся анализом развития российского финансового рынка С. Синельников, С.Дробышевский и др., в своих работах 1996-2000 годов уделяли внимание проблемам внутреннего государственного долга, его структуре и динамике доходности. В работе С.Дробышевского динамика доходности ГКО рассматривается на основе макроэкономических подходов к определению уровня номинальных ставок на рынке государственных ценных бумаг, теории паритета процентных ставок, моделей с предпочтением ликвидности, макроэкономических моделей общего равновесия. Особое внимание уделяется изучению динамики временной структуры доходности ГКО.

В научных трудах Е.Гурвича, А.Дворковича, А. Пересецкого и А.Ивантера была рассмотрена структура рынка внутренних займов на протяжении всего периода его существования, его связь и возможности арбитража с другими секторами российского финансового рынка и мировым финансовым рынком.

В ряде изданий ММВБ, а также В. Симонова и А. Кухарева было представлено подробное описание истории становления, основных принципов функционирования и характеристик состояния рынка. Также подробно рассматриваются причины краха рынка внутренних займов и возможности его восстановления.

Проблемы бюджетной политики и государственного долга в переходной экономике в той или иной мере затрагиваются многими российскими экономистами, занимающимися макроэкономическими вопросами, среди которых можно назвать С. Глазьева (1998), А. Илларионова и др.

2

 



Школа и

теоретики

Основные положения учения

Практическая значимость

1. Классическая буржуазная политэкономия

(У. Петти, А.Смит, Д. Рикардо, П. Буагильбер)

Смит доказывал, что весь или почти весь государственный доход, полученный за счет налогов, расходуется непроизводительно. Поэтому гос. расходы сокращают возможности накопления национального дохода. Отсюда его отрицательное отношение к налогам. Смит приходит к выводу что необходимо уменьшить затраты государства, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил. Главный постулат финансовой концепции классической буржуазной политэкономии - обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.

Адам Смит разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде. По его определению производительный труд-это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный труд - на доход, т.е. заработную плату и прибыль. Исходя из этой теоретической посылки А.Смит (а за ним и Д. Рикардо) дали характеристику финансовым категориям (расходам и доходам государства) Критикуя политику гос. расходов А.Смит признавал, что определенная доля их необходима, поскольку они осуществляются для охраны общих условий производства.

2. Новая историческая школа (Г. Шмоллер, М.Вебер, А. Вагнер)

Исследованиями государственных финансов в наибольшей мере занимался А. Вагнер, предложивший сове решение накопления капитала с помощью государства. Он считал, что финансы могут быть использованы для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

Выступая с позиций расширения объема государственной деятельности (административной, социально-культурной и инвестиционной), он разработал девять принципов налогообложения.

3. Марксистское учение (К.Маркс, Ф.Энгельс)

Исследуя методы первоначального накопления капитала Маркс правомерно отнес к ним в первую очередь финансовые методы – государственные расходы, гос. кредит и налоговую систему. Именно они обеспечили быстрый рост накопления капитала создав материальные предпосылки для бурного развития капиталистического производства. Уделяя большое внимание налогам, К.Маркс отдавал предпочтение подоходному налогу, выступая за прогрессивные формы обложения. Косвенные налоги как наиболее тяжелые он называл прогрессивными налогами «навыворот». Анализируя сущность гос. Бюджета Маркс писал, что основным вопросом бюджета является соотношение расходной и доходной частей, т.е. сальдо бюджета. Именно сальдо определяет сокращение или увеличение налогообложения.

К.Маркс раскрыл непроизводительный антинародный характер расходов государства, показал связь государственных займов с налогами.

4. Кейнсианская школа (Дж.Кейнс)

Кейнс обосновывал необходимость вмешательства государства в экономику в условиях нестабильного развития. Основными инструментами такого вмешательства должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Рост государственных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, а также ликвидировать безработицу. Для достижения этой цели государство обязано не только поднять уровень своих расходов но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Кейнс выступил со своей теорией, когда экономика переживала тяжелейший циклический кризис 1929-1933 гг. Особое значение он уделял налогам и их воздействию на основной «психологический закон», согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос либо увеличением своих расходов за счет налоговых поступлений, займов, либо стимулированием частных инвестиций разными методами. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались на практике многими государствами в течение длительного времени

5. Стокгольмская школа.(Э. Линдаль, Б. Мюрдаль)

Предлагали теорию «циклического сбалансированного бюджета» т.е. приспособления доходов и расходов к экономическому циклу. Государство должно покрывать дефициты, возникшие в периоды кризиса, излишками, образовавшимися в периоды подъема экономики

. Следуя этим рекомендациям, правительства ряда капиталистических стран создали специальные денежные фонды циклического регулирования. Средства этих фондов пополнялись при подъеме экономики и использовались в период наступления экономического спада производства.

6. Неокейнсианцы (А.Хансен, Е.Домар, А.Лернер)

Согласно воззрениям представителей указанного течения, в фазе кризиса недоиспользование производственных мощностей компенсируется ростом спроса за счёт роста государственного долга, а сокращение прибыли и заработной платы — увеличением пособий по безработице. В фазе подъёма увеличение размеров прибыли и заработной платы ведёт к росту налоговых поступлений, а выплаты по безработице сокращаются, что создаёт условия для активного сальдо государственного бюджета.

Требование неокейнсианцев активнее применять гос. бюджет для регулирования и стимулирования хозяйства нашло отражение в теории «встроенного бюджетного стабилизатора» По Кейнсу «налоговые стабилизаторы» должны действовать автоматически, регулируя циклические колебания, смягчая их и обеспечивая определенную гибкость. Неокейнсианцы дополняют их «управляемыми стабилизаторами», т.е. постоянно изменяющимися налоговыми мероприятиями государства в соответствии с новыми экономическими условиями.

7. Неоклассическая теория (Р.Слоу, Дж. Кенрик, А Роббинс, Дж.Мид)

Пропагандировали идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Теоретики, отстаивая основной принцип невмешательства государства в экономику, выступили за сокращение общего объема гос. расходов, одновременно изменив их структуру, путем увеличения доли затрат на образование, науку.

Предполагалось снижение уровня налогов но при этом требовалось достижение бездефицитного бюджета.

8. Неоконсерватив-ное

направление

(Г. Стейн, М. Уэйнденбаум, Дж. Хау, А Уолтер)

Разрабатывало теорию «экономики предложения».

Ее финансовая концепция исходит из того, что экономический рост определяется сбережениями и накоплением. Государство через налоговую систему должно создать необходимые условия для формирования сбережений, достаточных для обеспечения инвестиций. Финансам предлагалось обеспечить долгосрочное поощрение экономического роста. В целом роль государства сводилась к минимуму.

Выступали за сокращение налогов. Некоторые авторы теории предлагали ограничить роль государства функциями «ночного сторожа и полицейского»

9. Посткейнсианцы

(Н.Калдор, Г.Шэкл, Р. Клауер)

Подвергли критике основные положения как неокейнсианцев, так и представителей неоклассической школы. В основе теории посткейнсианцев по – прежнему - идея расширения государственного вмешательства с помощью финансового механизма. Финансовая политика должна стать главной и направляться на ограничение деятельности монополий и сокращение военных расходов. В «политике доходов» они выступают за решение социальных вопросов, проведение социальных реформ. Наилучшим методом обложения считаются налоги на расходы. Н. Калдор развивает идею замены подоходного налога налогом на потребление, рассматривая последний как обложение части дохода, идущего на личные расходы. Эта мера сможет стимулировать сбережение и ослабить инфляцию.

Мысль Калдора нашла широкую поддержку среди ученых Запада, которые выступают за упрощение налоговой системы вплоть до единого налога на расходы, при котором обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 



2. Анализ текущего состояния государственного долга в РФ

 

2.1. Динамика и структура обслуживания и погашения долговых обязательств, государственных заимствований

 

По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

                   задолженности владельцам ГКО-ОФЗ (около 160 млрд. рублей);

                   задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей);

                   задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей);

                   внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 100 млрд. долларов США);

                   вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами (более 50 млрд. долл.).

Высокий уровень внешней задолженности в структуре государственного долга в значительной степени обусловлен падением долларовой стоимости российского валового внутреннего продукта в результате резкого обесценивания рубля по отношению к иностранным валютам осенью 1998 года.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Структура внешнего долга в млрд.долл. ( по данным МинФина РФ) [16]

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008

1.11.2009

Государственный внешний долг Российской Федерации - всего:

114,1

76.48

52.0

44,9

38,036

По кредитам правительств иностранных государств

53,9

30,8

8,3

5,5

4,274

в том числе:

 

 

 

 

 

-задолженность официальным кредиторам Парижского клуба

47,55

25,15

3,1

1,8

1,08

-задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба

3,69

3,55

3,3

2,2

1,858

-задолженность бывшим странам СЭВ

2,69

2,1

1,9

1,5

1,336

По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

2,1

1,1

0,8

0,7

1, 2319

в том числе:

 

 

 

 

 

-задолженность кредиторам Лондонского клуба

0

0

0

0

0

-коммерческая задолженность

2,1

1,1

0,8

0,7

1, 2319

Кредиты международных финансовых организаций

9,69

5,7

5,5

5

3,908

Государственные ценные бумаги

42,46

38,62

36,8

33,1

28,02

в том числе:

 

 

 

 

 

-евраоблигационные займы

35,34

31,5

31,9

28,6

26,24

-ОВГВЗ

7,71

7,12

4,9

4,5

1,78

Кредиты ВЭБ

5,5

0

0

0

0

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

0,35

0,26

0,6

0,6

0,6


 

Как видно из таблицы 1, в среднесрочном периоде предполагаемая динамика государственного долга по отношению к ВВП имеет понижающуюся направленность, что связано, прежде всего, с ограничительной политикой заимствований в целях рефинансирования государственного долга в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. На начало 2007 г. государственный внешний долг был снижен до 52 млрд. долларов (5% ВВП) Согласно прогнозу, к началу 2010 года совокупный размер государственного внешнего долга составит порядка 2,6 % ВВП, что почти в семь раз ниже уровня начала 2005 года.

Рис.1. Динамика государственного долга [17, c.157]

 

Рис.2. Верхний предел государственного внутреннего долга

на 1.01.2009 [16]

Как видно из рис.2, в структуре внутреннего государственного долга основную долю (87,04%) занимают обязательства, оформленные облигациями федерального займа, на 1 мая 2009 года большая часть – 64,42 процента — приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд. рублей. ОФЗ-ПД составляли 291,923 млрд. рублей (21,32%), ГСО-ФПС — 132 млрд. рублей (9,64%), ОФЗ-ФК — 17,828 млрд. рублей (1,3%), ГСО-ППС – 45,415 млрд. рублей (3,32%).

 

Рис.3 Объем государственного внутреннего долга РФ  с 1993-2009 гг.

 

По результатам проведенных проверок Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала, что Правительство Российской Федерации не создало систему, позволяющую обеспечить привлечение иностранных кредитов на решение действительно жизненно важных проблем социально-экономического развития страны, а также систему действенного контроля за целевым использованием и своевременным возвратом российскими предприятиями и организациями предоставленных займов.

В 2004—2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).В целом задолженность Российской Федерации перед международными финансовыми организациями сократилась за 2002 год на 1,6 млрд. долларов США. Заметное снижение государственного внешнего долга в 2002 году произошло в секторе обязательств по кредитам правительств иностранных государств - на 4,1 млрд. долларов США, в том числе задолженность Российской Федерации официальным кредиторам Парижского клуба сократится на 2,5 млрд. долларов США.

Информация о работе Методы решения проблемы государственного долга