Место судебных органов в механизме современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть и изучить место судебных органов в аппарате (механизме) современного государства и проанализировать, какие недостатки существуют на данный момент в Российской Федерации при реализации их полномочий.
Задачи:
1) Проанализировать механизм современного государства для определения места судебных органов в нем;
2) Рассмотреть место судебных органов в современном Российском государстве для определения недостатков и достоинств при реализации их полномочий.

Содержание

Введение 3
1 Механизм государства. Принцип разделения властей 6
1.1 Понятие механизма государства 6
1.2. Структура механизма государства, понятие государственного органа 8
2. Место судебных органов в системе механизма государства в Российской Федерации……………………………………………………………………14
2.1. Судебные органы власти……………………………………………14
2.2. Судебная Реформа…………………………………………………..15
2.2.1. Институт мировых судей…………………………………….17
2.3. Судебные органы в механизме государства………………………18
Заключение 29
Глоссарий 32
Список использованных источников……………………………………..35
Приложения 37

Работа содержит 1 файл

Место судебных органов в механизме современного государства.docx

— 68.16 Кб (Скачать)
fy">     2.2.1. Институт мировых  судей 

     Расширение  доступа к правосудию повлекло за собой существенный рост обращений  граждан в суды. Поэтому важнейшим  этапом судебно-правовой реформы в  Российской Федерации явилось создание нового в современной судебной системе  России института мировых судей, призванного приблизить суд к  нуждам местного населения и тем  самым облегчить доступ граждан  к правосудию.

     Всего предполагается образовать в России до 8 тыс. участков мировых судей  с соответствующей их численностью. В развитие Федерального закона "О  мировых судьях в Российской Федерации" в 88 субъектах РФ приняты собственные  законы о порядке назначения (избрания) и деятельности мировых судей.

     Комплектование  корпуса мировых судей в большинстве  субъектов РФ практически завершено. По состоянию на 01.01.04 назначено 5674 мировых  судей или 86,7%. В их компетенцию  входят дела о преступлениях небольшой  тяжести, за которые предусмотрена  мера наказания до 2 лет лишения  свободы, гражданские дела о спорах, не затрагивающих федеральные интересы либо гарантированные непосредственно  Конституцией РФ права человека, а  также дела о мелком хулиганстве  и других административных нарушениях.

     Результаты  работы судов за 2002-03 гг. свидетельствуют  о том, что произошли существенные изменения в структуре судебного  производства, вызванные совершенствованием института мировых судей, расширением  их полномочий в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Если в 2001 г. мировые судьи рассматривали всего 11,2% уголовных дел то в 2003 г. - уже 29,7%. Всего в 2003 г. мировые судьи рассмотрели около 288 тыс. уголовных дел.

     В этом же году мировыми судьями было рассмотрено 2 млн. 995 тыс. гражданских  дел, что составляет 55% от общего их числа, рассмотренных судами общей  юрисдикции всех уровней (тогда как  в 2001 г. мировые суды рассмотрели всего 24% гражданских дел). Значительный рост числа обращений граждан в мировые суды является объективным показателем растущего доверия населения к судебной власти. 14

     В то же время появление мировых  судей позволяет сосредоточить  внимание федеральных судов на рассмотрении дел значительной сложности, имеющих  повышенное общественное значение.  

     2.3. Судебные органы  в механизме государства

     Основной  целью судебных органов является осуществление правосудия в порядке, установленном Конституцией РФ и  ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". Главное предназначение правосудия состоит в реализации на основе закона отнесенных к компетенции судов следующих функций:

     1) рассмотрение и разрешение правовых  споров между гражданами, юридическими  лицами; установление фактов, имеющих  юридическое значение (отцовство,  недееспособность, признание безвестно  отсутствующим и т.д.) (гражданское  судопроизводство);

     2) рассмотрение уголовных дел и  признание лиц виновными в  совершении преступлений, назначение  наказания или (при наличии  оснований) освобождения от них  и др. (уголовное судопроизводство);

     3) рассмотрение определенных категорий  дел об административных правонарушениях  (административное судопроизводство);

     4) рассмотрение правовых споров  в сфере экономики, как правило,  между юридическими лицами, решение  вопросов о ликвидации субъектов  хозяйствования, банкротстве и др. (арбитражное судопроизводство);

     5) разрешение дел о соответствии  Конституции РФ федеральных законов,  нормативных правовых актов Президента  РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства  РФ, конституций республик, уставов,  законов и иных нормативных  актов субъектов РФ по вопросам  федерального или совместного  ведения и т.д. (конституционное  судопроизводство).

     Конституция РФ (ст. 118) устанавливает, что правосудие вправе осуществлять только суд в  установленных законом процессуальных формах. Это исключает возможность  создания или наделения иных государственных  или общественных органов функциями  правосудия. Известно, что в прошлом  в нашей стране эту функцию  выполняли и другие государственные  органы - особые совещания, "тройки" и т.п.15

     Решающий  пункт в рассматриваемом плане  в том, что правосудие - важнейшая  форма осуществления судебной власти. Уточним и то, что правосудие осуществляется при рассмотрении судами дел по первой инстанции, а также в кассационном и надзорном порядке. Своеобразие здесь в том, что исправлять судебные ошибки могут только вышестоящие суды. Как видно, органы исполнительной власти и др. такими полномочиями не обладают. Вместе с тем, правосудие имеет и ряд других признаков, свойств, кроме названных выше.

     Заметим, существенный признак правосудия - порядок деятельности суда. Судебная деятельность облечена в специальную  процессуальную форму, которая характеризуется  наиболее развитой, детально регламентированной системой процедурных правил, определяющих порядок деятельности суда и других участников процесса. Эти правила  содержатся в кодексах об уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве.

     Акты  правосудия после их вступления в  законную силу обязательны для исполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами, всеми субъектами публичного и частного права на территории страны.

     Можно сказать, что судебные органы, как  носители судебной власти играют в  государственном механизме существенную и вместе с тем некоторую посредническую роль. Они поддерживает необходимый  баланс между представительной и  исполнительными властями посредством  контроля суда за соответствием федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Конституции РФ (конституционное  судопроизводство). К тому же, судебная власть осуществляет контроль за законностью  актов исполнительно-распорядительных органов, изданных в ходе государственного управления (административное судопроизводство). Имеется в виду также рассмотрение жалоб на действия должностных лиц  и др.

     Следует признать, что отступление от принципа разделения властей в государстве  приводит к усилению функций исполнительных и распорядительных органов, понижению  роли судебной власти и ее зависимому положению. Именно в этой связи одной  из главных целей реформирования страны была провозглашена идея формирования правового государства, в котором  судебная власть должна стать одним  из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной 16.

     Наряду  с отмеченными выше особенностями, специфику судебной власти в механизме  разделения властей можно раскрыть и в ином аспекте. Под таким  углом зрения отметим следующее.

     1. Реализация судебной формы деятельности  характеризуется определенной направленностью  на осуществление судебной политики  в государстве, в уголовно-правовой, хозяйственно-правовой, эколого-правовой  и иных сферах жизнедеятельности  общества.

     2. Осуществление судебной власти  способствует обеспечению фактического  и правового равенства всех  социальных групп и слоев населения,  каждого отдельного гражданина  перед законом (по сути, именно  так должно быть!).

     3. Органы судебной власти, в отличие  от прокуратуры, милиции, отличаются  независимостью, призваны к осуществлению  правосудия посредством правоприменительной  деятельности.

     4. Необходимость в системе правосудия  обусловлена неизбежностью и  систематичностью возникновения  в обществе целого ряда конкретных  ситуаций, преимущественно конфликтного  характера, которые нуждаются  в постоянном разрешении на  основе законов и иных нормативных  правовых актов.

     5. Осуществление правосудия предопределяется  также стремлением государства  защитить от противоправных посягательств  установленный им правопорядок, обеспечить утверждение социальной  справедливости, в частности, путем  восстановления на работе лиц,  уволенных без достаточных к  тому правовых оснований или возложения наказания на субъектов за совершенные правонарушения, и др.

     6. Судебные органы - не просто правоприменители (теперь этого явно недостаточно!). Они вправе применить закон  в целях осуществления именно  правосудия, то есть постоянно  быть в поисках права, справедливости, истины.

     7. Тенденция повышения самостоятельности  судебной власти подтверждается  ситуацией, сложившейся в связи  с введением в действие норм  нового УПК РФ, предусматривающих  только судебный порядок применения  ареста (заключения под стражу).

     8. Конституционная модель самостоятельности  судебной власти и реальная  фактическая самостоятельность  судов могут не совпадать. Опыт  последних 10 лет, подтверждаемый  в нередких публикациях, позволяет  обратить внимание на то, что  как Конституционный суд РФ, так  и конституционные (уставные) суды  субъектов Федерации находятся  фактически под плотной опекой  двух других ветвей власти - исполнительной  и законодательной. В этой связи  отмечается и то, что конституционные  (уставные) суды регионов испытывают  сильное давление местной администрации  17.

     Представляется  необходимым обратить внимание на такие  сущностные признаки судебной власти, как ее самостоятельность и независимость.

     Самостоятельность судебной ветви власти означает, что  отношения между всеми ветвями (законодательной, исполнительной, судебной) должны строиться только на основании  и в рамках закона. Ни Президент  РФ, ни законодательная, ни исполнительная ветвь не вправе оказывать какое-либо давление на судей, не вправе помимо установленного законом порядка изменить их статус. В этой связи уместен вывод  о существовании ранее и в  настоящее время так называемой опеки. Имеются в виду постоянные попытки прежних и сегодняшних  законодателей изменить статус, компетенцию, отдельные полномочия конституционных  и уставных судов, причем главным  образом в сторону их ослабления. Показателен и следующий фактический материал: за 10 лет работы Конституционного Суда РФ в Государственную Думу было внесено более 50 предложений по изменению его компетенции 18.

     Независимость судебной власти, независимость правосудия - одно из главных условий его  осуществления, а потому обеспечение  этого свойства находится в центре особых форм конституционно-правовых гарантий. Такая независимость проявляется  не порядком создания судебной власти (судьи в основном назначаются  главой государства), а в том, что  суды должны быть независимы при осуществлении  полномочий от органов другой ветви  власти. В пределах "своей" ветви  власти подчиненность или зависимость, разумеется, существует, скажем, вышестоящие  суды могут отменить решение нижестоящих  и направить дело на новое рассмотрение 19.

     Далее. Независимость судебной власти означает невмешательство кого-либо в принятии решений по любым делам, которые  рассматриваются в судах. Вместе с тем, известно, что на деле суды, равно как прокуроры и следователи, нередко испытывают значительный пресс  со стороны заинтересованных лиц, определенных структур. Психологическое и иное давление на судей оказывают преступники, их родственники, оставшиеся на свободе  сообщники, а также участвующие  в гражданском процессе стороны. К тому же, существенную опасность  для независимости судей представляют чиновники разных уровней, пытающиеся добиться выгодных для них приговоров и иных судебных решений. В такой  ситуации независимость судей, по сути, ставится под сомнение. Это означает, что содержащиеся в уголовном  законе гарантии в настоящее время  недостаточны.

     Следовательно, смысл судейской независимости  и обусловленные этим несменяемость  и неприкосновенность судей именно состоит в том, чтобы обеспечить подлинное правосудие, исключающее любую возможность манипулирования судьями.

     В рассматриваемом плане отметим  то, что ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная в современной  России должны не только взаимодействовать, но и дополнять друг друга при  осуществлении основных целей, задач, функций государства, при условии, что это допускает Конституция, федеральные законы. В этой связи  можно указать на факты "переплетения" компетенции ветвей власти, предусмотренные  Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами. Так, по Конституции  РФ законодательная власть принадлежит  Федеральному Собранию. Президент страны, как видно, в эту ветвь не входит. Вместе с тем, он подписывает и  обнародует федеральные законы, а  также издает указы нормативного характера. К тому же, он традиционно  осуществляет и некоторые функции, тесно связанные с правосудием: назначение судей, помилование преступников. Примечательно в рассматриваемом  аспекте и то, что законодатель объявляет амнистию и решает вопрос о назначении судей высших судов. Судебная власть в свою очередь не только разрешает споры и наказывает правонарушителей, но и отменяет решения  законодательной и исполнительной властей при несоответствии их Конституции  РФ и законам, т.е. в определенном смысле корректирует их деятельность.20

Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства