Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть и изучить место судебных органов в аппарате (механизме) современного государства и проанализировать, какие недостатки существуют на данный момент в Российской Федерации при реализации их полномочий.
Задачи:
1) Проанализировать механизм современного государства для определения места судебных органов в нем;
2) Рассмотреть место судебных органов в современном Российском государстве для определения недостатков и достоинств при реализации их полномочий.
Введение 3
1 Механизм государства. Принцип разделения властей 6
1.1 Понятие механизма государства 6
1.2. Структура механизма государства, понятие государственного органа 8
2. Место судебных органов в системе механизма государства в Российской Федерации……………………………………………………………………14
2.1. Судебные органы власти……………………………………………14
2.2. Судебная Реформа…………………………………………………..15
2.2.1. Институт мировых судей…………………………………….17
2.3. Судебные органы в механизме государства………………………18
Заключение 29
Глоссарий 32
Список использованных источников……………………………………..35
Приложения 37
Расширение доступа к правосудию повлекло за собой существенный рост обращений граждан в суды. Поэтому важнейшим этапом судебно-правовой реформы в Российской Федерации явилось создание нового в современной судебной системе России института мировых судей, призванного приблизить суд к нуждам местного населения и тем самым облегчить доступ граждан к правосудию.
Всего предполагается образовать в России до 8 тыс. участков мировых судей с соответствующей их численностью. В развитие Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в 88 субъектах РФ приняты собственные законы о порядке назначения (избрания) и деятельности мировых судей.
Комплектование
корпуса мировых судей в
Результаты
работы судов за 2002-03 гг. свидетельствуют
о том, что произошли существенные
изменения в структуре
В этом же году мировыми судьями было рассмотрено 2 млн. 995 тыс. гражданских дел, что составляет 55% от общего их числа, рассмотренных судами общей юрисдикции всех уровней (тогда как в 2001 г. мировые суды рассмотрели всего 24% гражданских дел). Значительный рост числа обращений граждан в мировые суды является объективным показателем растущего доверия населения к судебной власти. 14
В
то же время появление мировых
судей позволяет сосредоточить
внимание федеральных судов на рассмотрении
дел значительной сложности, имеющих
повышенное общественное значение.
2.3. Судебные органы в механизме государства
Основной целью судебных органов является осуществление правосудия в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". Главное предназначение правосудия состоит в реализации на основе закона отнесенных к компетенции судов следующих функций:
1)
рассмотрение и разрешение
2)
рассмотрение уголовных дел и
признание лиц виновными в
совершении преступлений, назначение
наказания или (при наличии
оснований) освобождения от
3)
рассмотрение определенных
4)
рассмотрение правовых споров
в сфере экономики, как
5)
разрешение дел о соответствии
Конституции РФ федеральных
Конституция
РФ (ст. 118) устанавливает, что правосудие
вправе осуществлять только суд в
установленных законом
Решающий пункт в рассматриваемом плане в том, что правосудие - важнейшая форма осуществления судебной власти. Уточним и то, что правосудие осуществляется при рассмотрении судами дел по первой инстанции, а также в кассационном и надзорном порядке. Своеобразие здесь в том, что исправлять судебные ошибки могут только вышестоящие суды. Как видно, органы исполнительной власти и др. такими полномочиями не обладают. Вместе с тем, правосудие имеет и ряд других признаков, свойств, кроме названных выше.
Заметим,
существенный признак правосудия -
порядок деятельности суда. Судебная
деятельность облечена в специальную
процессуальную форму, которая характеризуется
наиболее развитой, детально регламентированной
системой процедурных правил, определяющих
порядок деятельности суда и других
участников процесса. Эти правила
содержатся в кодексах об уголовном,
гражданском и арбитражном
Акты правосудия после их вступления в законную силу обязательны для исполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами, всеми субъектами публичного и частного права на территории страны.
Можно
сказать, что судебные органы, как
носители судебной власти играют в
государственном механизме
Следует признать, что отступление от принципа разделения властей в государстве приводит к усилению функций исполнительных и распорядительных органов, понижению роли судебной власти и ее зависимому положению. Именно в этой связи одной из главных целей реформирования страны была провозглашена идея формирования правового государства, в котором судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной 16.
Наряду с отмеченными выше особенностями, специфику судебной власти в механизме разделения властей можно раскрыть и в ином аспекте. Под таким углом зрения отметим следующее.
1.
Реализация судебной формы
2.
Осуществление судебной власти
способствует обеспечению
3.
Органы судебной власти, в отличие
от прокуратуры, милиции,
4.
Необходимость в системе
5.
Осуществление правосудия
6.
Судебные органы - не просто правоприменители
(теперь этого явно
7.
Тенденция повышения
8.
Конституционная модель
Представляется
необходимым обратить внимание на такие
сущностные признаки судебной власти,
как ее самостоятельность и
Самостоятельность судебной ветви власти означает, что отношения между всеми ветвями (законодательной, исполнительной, судебной) должны строиться только на основании и в рамках закона. Ни Президент РФ, ни законодательная, ни исполнительная ветвь не вправе оказывать какое-либо давление на судей, не вправе помимо установленного законом порядка изменить их статус. В этой связи уместен вывод о существовании ранее и в настоящее время так называемой опеки. Имеются в виду постоянные попытки прежних и сегодняшних законодателей изменить статус, компетенцию, отдельные полномочия конституционных и уставных судов, причем главным образом в сторону их ослабления. Показателен и следующий фактический материал: за 10 лет работы Конституционного Суда РФ в Государственную Думу было внесено более 50 предложений по изменению его компетенции 18.
Независимость
судебной власти, независимость правосудия
- одно из главных условий его
осуществления, а потому обеспечение
этого свойства находится в центре
особых форм конституционно-правовых
гарантий. Такая независимость
Далее.
Независимость судебной власти означает
невмешательство кого-либо в принятии
решений по любым делам, которые
рассматриваются в судах. Вместе
с тем, известно, что на деле суды,
равно как прокуроры и
Следовательно, смысл судейской независимости и обусловленные этим несменяемость и неприкосновенность судей именно состоит в том, чтобы обеспечить подлинное правосудие, исключающее любую возможность манипулирования судьями.
В
рассматриваемом плане отметим
то, что ветви власти - законодательная,
исполнительная и судебная в современной
России должны не только взаимодействовать,
но и дополнять друг друга при
осуществлении основных целей, задач,
функций государства, при условии,
что это допускает Конституция,
федеральные законы. В этой связи
можно указать на факты "переплетения"
компетенции ветвей власти, предусмотренные
Конституцией РФ и другими нормативными
правовыми актами. Так, по Конституции
РФ законодательная власть принадлежит
Федеральному Собранию. Президент страны,
как видно, в эту ветвь не входит.
Вместе с тем, он подписывает и
обнародует федеральные законы, а
также издает указы нормативного
характера. К тому же, он традиционно
осуществляет и некоторые функции,
тесно связанные с правосудием:
назначение судей, помилование преступников.
Примечательно в
Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства