Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть и изучить место судебных органов в аппарате (механизме) современного государства и проанализировать, какие недостатки существуют на данный момент в Российской Федерации при реализации их полномочий.
Задачи:
1) Проанализировать механизм современного государства для определения места судебных органов в нем;
2) Рассмотреть место судебных органов в современном Российском государстве для определения недостатков и достоинств при реализации их полномочий.
Введение 3
1 Механизм государства. Принцип разделения властей 6
1.1 Понятие механизма государства 6
1.2. Структура механизма государства, понятие государственного органа 8
2. Место судебных органов в системе механизма государства в Российской Федерации……………………………………………………………………14
2.1. Судебные органы власти……………………………………………14
2.2. Судебная Реформа…………………………………………………..15
2.2.1. Институт мировых судей…………………………………….17
2.3. Судебные органы в механизме государства………………………18
Заключение 29
Глоссарий 32
Список использованных источников……………………………………..35
Приложения 37
С
позиции принципа разделения властей
раскроем особенности важнейших
подсистем механизма
Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка: суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.
Таким образом, орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие. Во-первых, государственный орган наделен государственно – властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно - властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.
Государственные
учреждения тесно примыкают к
ним, государственным органам, но собственно
не наделены властными полномочиями,
а выполняют общесоциальные функции
в сфере экономики, образования,
здравоохранения, науки и др. «В понятии
государственно-властного
Рассмотренные
признаки органа государства в своей
совокупности и органической взаимосвязи
раскрывают понятие органа государства
и позволяют сформулировать его
определение. Орган государства
— это юридически оформленная, организационно
и хозяйственно обособленная часть
государственного механизма, состоящая
из государственных служащих, наделенная
государственно-властными
Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:
Среди распорядительно-исполнительных органов:
а) органы социально-культурной сферы,
б) органы экономики,
в) правоохранительные органы.
Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный).
а) высшие органы,
б) центральные органы,
в) местные органы.
а) федеральные (центральные),
б) органы субъектов федерации.
Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:
Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.
Органы
надзора отличаются от органов государственной
власти специфическими - надзорными - полномочиями.
Они не издают общеобязательных велений
и не применяют самостоятельно государственное
принуждение, а осуществляют надзор
за соблюдением законодательства и
обладают особыми формами реагирования
(например, протест прокурора), а
в случае неустранения нарушений
законодательства обращаются в органы
государственной власти - суд, который
может принять принудительные меры
к нарушителям закона. Прокуратура
не является органом государственной
власти. Это - орган надзора со специфическими
полномочиями.
2. Место судебных органов в системе механизма государства в Российской Федерации
2.1. Судебные органы власти
Важное
место в структуре
Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.6
Совокупность, действующих в Российской Федерации судов, образует ее судебную систему, а именно:
а) Конституционный Суд РФ призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 КРФ).7
б) Верховный Суд РФ (см. Приложение В) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 КРФ).8
в) Высший Арбитражный Суд РФ (см. Приложение Г) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).9
г) соответствующие суды субъектов федерации.
В
связи с принятием России в
Совет Европы теперь юрисдикция Европейского
Суда распространяется и на территорию
России. Это теперь высший судебный
орган для России и ее граждан.
2.2. Судебная Реформа
Осуществление
судебной реформы в Российской Федерации
причинно обусловлено, т.к. задача построения
правового государства требует
коренных изменений в сфере
Реализация
Концепции судебной реформы, утвержденной
постановлением Верховного Совета РСФСР
24 октября 1991 года, способствовала решению
целого ряда мер, связанных с утверждением
самостоятельности и
Помимо
реформирования суда, Концепция предусматривала
глубокую реформу прокуратуры, следствия
и адвокатуры, пересмотр уголовно-
И
хотя многие из частных положений
Концепции не выдержали испытания
жизнью, значение этого документа, обосновавшего
пути превращения судов в
Практическое осуществление судебной реформы началось с принятием в июне 1992 г. Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". Впервые, на основе принципа разделения властей, суд провозглашался не только институтом правосудия, но и как судебная власть, равнозначная законодательной и исполнительной властям государства, действующая независимо и самостоятельно от них, а судья - носителем этой власти. Судьи получили реальные правовые, организационные, материальные и социальные гарантии своей независимости, что стало важнейшим условием объективного и беспристрастного правосудия.
Основные положения Концепции судебной реформы и Закона "О статусе судей в Российской Федерации"11 были учтены при подготовке и принятии Конституции РФ 1993 г., содержащей главу "Судебная власть". В.М. Савицкий верно назвал этот закон «первым основополагающим для практической реализации судебной реформы в Российской Федерации»12
Совершенствование
системы гарантий независимости
судей – важнейшее
В дальнейшем по инициативе Верховного Суда РФ либо при его непосредственном участии были приняты федеральные законы "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О финансировании судов Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", "О судебных приставах", "Об исполнительном производстве", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации" и ряд других, что явилось необходимой правовой базой для последующего развития российского правосудия.
Следует
особо отметить, что в связи
с созданием Судебного
Важнейшим
итогом судебно-правовой реформы стало
принятие третьей части Гражданского
кодекса России, нового Трудового
кодекса, а также Уголовно-
В
результате компетенция судебной власти
сегодня распространяется на все
сферы общественной жизни, позволяя
гражданину защищать в суде практически
весь спектр прав и свобод, предусмотренных
Конституцией РФ.
Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства