Место судебных органов в механизме современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть и изучить место судебных органов в аппарате (механизме) современного государства и проанализировать, какие недостатки существуют на данный момент в Российской Федерации при реализации их полномочий.
Задачи:
1) Проанализировать механизм современного государства для определения места судебных органов в нем;
2) Рассмотреть место судебных органов в современном Российском государстве для определения недостатков и достоинств при реализации их полномочий.

Содержание

Введение 3
1 Механизм государства. Принцип разделения властей 6
1.1 Понятие механизма государства 6
1.2. Структура механизма государства, понятие государственного органа 8
2. Место судебных органов в системе механизма государства в Российской Федерации……………………………………………………………………14
2.1. Судебные органы власти……………………………………………14
2.2. Судебная Реформа…………………………………………………..15
2.2.1. Институт мировых судей…………………………………….17
2.3. Судебные органы в механизме государства………………………18
Заключение 29
Глоссарий 32
Список использованных источников……………………………………..35
Приложения 37

Работа содержит 1 файл

Место судебных органов в механизме современного государства.docx

— 68.16 Кб (Скачать)

       С позиции принципа разделения властей  раскроем особенности важнейших  подсистем механизма государства, практически осуществляющих государственную  власть.

     Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка: суд, прокуратура, а также  силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения  высших органов государства, в том  числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские  меры). Наиболее жесткие способы  принуждения осуществляют вооруженные  отряды людей - войско, полиция.

     Таким образом, орган государства - это  часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические  признаки. К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие. Во-первых, государственный орган наделен государственно – властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть,  принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их  реализацию. Государственно - властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на  материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний,  благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда  государственной собственности в пределах своей компетенции.

     Государственные учреждения тесно примыкают к  ним, государственным органам, но собственно не наделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции  в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. «В понятии  государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются  единство и органическая взаимосвязь государства  и права, механизма государства  в  целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той  или иной  организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных  между собой  элементов, образующих понятие государственно-властного  полномочия, можно  определить, что  это государственный орган. Наличие  государственно-властных  полномочий, обладание ими - важнейший признак  государственного органа, в тесной  связи с которым находятся  и другие его признаки». Во – вторых,  государственный орган как часть  механизма государства обладает определенной экономической и организационной  обособленностью и самостоятельностью.  Каждый государственный орган выполняет  свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства.  Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляются посредством  реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной  государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в  выполнении различных функций государства – таков третий признак. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами – четвертый. И наконец, последний, их существование невозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являются государственными служащими.

     Рассмотренные признаки органа государства в своей  совокупности и органической  взаимосвязи  раскрывают понятие органа государства  и позволяют сформулировать его  определение. Орган государства  — это юридически оформленная, организационно и  хозяйственно обособленная часть  государственного механизма, состоящая  из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей  компетенции, задач и функций  государства.

     Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

  • по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы) (см.: Приложение А);
  • в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

     Среди распорядительно-исполнительных органов:

     а) органы социально-культурной сферы,

     б) органы экономики,

     в) правоохранительные органы.

  • в зависимости от способов формирования выделяют первичные органы и производные органы.

     Первичные органы образованы непосредственно  народом или являются исторически  сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных  либо путем назначения (Государственная  Дума - первичный, правительство - производный).

  • в зависимости от сферы деятельности:

     а) высшие органы,

     б) центральные органы,

     в) местные органы.

  • в соответствии с федеральным устройством государства:

     а) федеральные (центральные),

     б) органы субъектов федерации.

     Основной  классификацией является классификация  органов государства по содержанию их властных полномочий:

  • представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации
    • исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства;
    • судебные органы - осуществляют правосудие.
    • органы надзора.
    • органы местного самоуправления.

     Органы  государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов  федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано  с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

     Органы  надзора отличаются от органов государственной  власти специфическими - надзорными - полномочиями. Они не издают общеобязательных велений  и не применяют самостоятельно государственное  принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и  обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а  в случае неустранения нарушений  законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который  может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура  не является органом государственной  власти. Это - орган надзора со специфическими полномочиями. 

 

     2. Место судебных органов в системе механизма государства в Российской Федерации

2.1. Судебные органы  власти

     Важное  место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов (см. Приложение Б), основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

     Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и  исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти.

     Судебная  власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в  ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.6

     Совокупность, действующих в Российской Федерации  судов, образует ее судебную систему, а  именно:

     а) Конституционный Суд РФ призван  осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых  международных договоров. Также  Конституционный Суд решает споры  между федеральными органами государственной  власти России и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 КРФ).7

     б) Верховный Суд РФ (см. Приложение В) является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 КРФ).8

     в) Высший Арбитражный Суд РФ (см. Приложение Г) является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).9

     г) соответствующие суды субъектов  федерации.

     В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан. 

     2.2. Судебная Реформа

     Осуществление судебной реформы в Российской Федерации  причинно обусловлено, т.к. задача построения правового государства требует  коренных изменений в сфере осуществления  правосудия. То есть,  превращения  его в реально независимую  и самостоятельную ветвь государственной  власти, создания условий для осуществления  судебными органами независимой  и эффективной деятельности по обеспечению  защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и вытекающих из международных договоров РФ.

     Реализация  Концепции судебной реформы, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 года, способствовала решению  целого ряда мер, связанных с утверждением самостоятельности и независимости  судебной власти.10

     Помимо  реформирования суда, Концепция предусматривала  глубокую реформу прокуратуры, следствия  и адвокатуры, пересмотр уголовно-процессуального  и гражданско-процессуального законодательства, демократизацию всего правосудия путем  введения судов присяжных заседателей.

     И хотя многие из частных положений  Концепции не выдержали испытания  жизнью, значение этого документа, обосновавшего  пути превращения судов в независимую  судебную власть, работающую во имя  интересов общества и гражданина, весьма велико.

     Практическое  осуществление судебной реформы  началось с принятием в июне 1992 г. Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". Впервые, на основе принципа разделения властей, суд провозглашался не только институтом правосудия, но и как судебная власть, равнозначная законодательной и исполнительной властям государства, действующая независимо и самостоятельно от них, а судья - носителем этой власти. Судьи получили реальные правовые, организационные, материальные и социальные гарантии своей независимости, что стало важнейшим условием объективного и беспристрастного правосудия.

     Основные  положения Концепции судебной реформы  и Закона "О статусе судей  в Российской Федерации"11 были учтены при подготовке и принятии Конституции РФ 1993 г., содержащей главу "Судебная власть". В.М. Савицкий верно назвал этот закон «первым основополагающим для практической реализации судебной реформы в Российской Федерации»12

     Совершенствование системы гарантий независимости  судей – важнейшее концептуальное направление судебной реформы. Ст. 120 Конституции РФ закрепляет принцип  независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и Федеральному закону». Уточняет и конкретизирует этот принцип ст.5 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации»13

     В дальнейшем по инициативе Верховного Суда РФ либо при его непосредственном участии были приняты федеральные  законы "О дополнительных гарантиях  социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", "О Судебном департаменте при  Верховном Суде Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О финансировании судов Российской Федерации", "О  военных судах Российской Федерации", "О судебных приставах", "Об исполнительном производстве", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации" и ряд других, что явилось необходимой правовой базой для последующего развития российского правосудия.

     Следует особо отметить, что в связи  с созданием Судебного департамента при Верховном Суде РФ значительно  укрепилась самостоятельность и  полная независимость судебных органов  от исполнительной власти по вопросам материально-технического и кадрового  обеспечения судов общей юрисдикции, т.к. они полностью были переданы из ведения Министерства юстиции  РФ в систему судебной власти.

     Важнейшим итогом судебно-правовой реформы стало  принятие третьей части Гражданского кодекса России, нового Трудового  кодекса, а также Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального и  Арбитражного процессуального кодексов, обеспечивающих дополнительные гарантии прав человека.

     В результате компетенция судебной власти сегодня распространяется на все  сферы общественной жизни, позволяя гражданину защищать в суде практически  весь спектр прав и свобод, предусмотренных  Конституцией РФ.  

Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства