Место России в мировом сообществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность.

Работа содержит 1 файл

РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Мир должен строиться на согласии многих стран, а не на выборе одной страны. В условиях несправедливого мирового порядка, ни ООН, ни НАТО не в состоянии обеспечить безопасность. 

Россия  должна стать одним из лидеров  неизбежной трансформации архитектуры  мирового порядка. Россия может и  должна стать региональным центром  силы и экономической привлекательности, если сумеет предложить своим соседям социально-экономическую и политическую модель, максимально сочетающую в себе свободу и справедливость. Находясь на пересечении Европы и Азии, и связанная тесными связями со странами своего региона, Россия обречена на роль мирового лидера. 

Глобальный  кризис показывает, что ни одна страна в одиночку не в состоянии защититься от социально-политических потрясений, а посему страны постсоветского пространства, Восточной Европы, Азии, Закавказья будут искать зону стабильности в происходящем хаосе. Россия, успешно преодолев кризис, может стать естественным полюсом притяжения. В условиях кризиса у России есть исторический шанс реализовать себя как регионального и мирового лидера. Для этого России необходима не только экономическая и военная мощь, но и привлекательная идея, как для собственного народа, так и для мирового сообщества. Такой идеей может быть социально-политическая модель сообщества, построенная на свободе и справедливости. Эта модель должна объединить все лучшее, что несли в себе социализм и капитализм. 

Во второй половине XX века пример СССР заставил капитализм приобретать многие признаки социализма. Сегодняшний глобальный кризис − это конец хищнической  эксплуататорской капиталистической экономики. На наших глазах создается новая экономическая система с новой общественной формацией. Признаками новой экономической системы являются: 1) усиление влияния государства и негосударственных институтов на экономику непосредственно либо косвенно; 2) в глобальной системе на экономику влияют не только государственные, но и международные структуры через установление регламентов. 3) отличительной особенностью социально-экономической Модели Нового Типа, идущей на смену американской системы, является то, что за счет внутренних и внешних регламентов обеспечивается согласование интересов разных групп граждан и различных государств во имя устойчивого экономического развития стран и всего Мирового сообщества и обеспечения его жизнеспособности, а также личной безопасности каждого человека в Новом Мире. 

Все это  создает предпосылки для зарождения социально-ориентированной, справедливой экономической системы. На наш взгляд, такой моделью должен стать национальный государственный капитализм, или  народный капитализм, или социалистическая рыночная экономика, или рыночный социализм, назовите ее как угодно. Главное, что отдельные элементы этой модели можно уже разглядеть в странах Азии, Скандинавии, Франции и др. По этой причине Франция, Китай вышли из нынешнего глобального кризиса быстрее других развитых стран и с наименьшими потерями. 

Однако, в последнее время все чаще в американских и др. западных СМИ  появляются оптимистические прогнозы о выходе из кризиса мировой (читай  американской) экономики. Если эти прогнозы не пиар-компания, а являются реальными, то можно забыть о благих намерениях по радикальной реформе мировой экономики до очень скорого очередного глобального кризиса, только в еще более катастрофических масштабах. 

Эта убежденность основывается на том, что мировая экономика будет продолжать свое функционирование в крайне несбалансированном, неестественном виде, с угрожающими проблемами, существующими и до кризиса, и после выхода из него. 

Исходя  из того, что развитые экономики  пострадали в наименьшей степени, а слабые − в большей, которые к тому же значительно увеличили свои внешние долги, выход из настоящего кризиса богатые страны осуществили за счет бедных. Расслоение мировых экономик на мощные и слабые еще более обострилось. Все предпосылки для нового и более масштабного кризиса сохранились. 

Мировая финансовая пирамида продолжает надстраиваться, и никакие «подпорки» ей не помогут, так как ни одно из решений «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки» по реформированию мировой экономики  не реализованы. А чем заканчиваются глобальные кризисы − человечество познало на своем опыте. 

Во избежание  мировой катастрофы Россия должна предложить модель рыночного социализма (национального  государственного капитализма) как  парадигму мирового развития, что  значительно повысит роль России в мире и в международных отношениях. Однако, чтобы выступить инициатором и двигателем международного развития, необходимо, чтобы внутренняя политика в нашей стране соответствовала поставленным внешнеполитическим задачам. И на данном этапе развития − это приоритет России. 

Продвижение идейного мега-проекта в мировое  сообщество дает шанс России продолжить историческую миссию: Московия - Российская империя - СССР - Великая и Справедливая Россия. 

 

Доктор  экономических наук                                                                     /Котолупов О.А./ 

Доктор  социологических наук                                                                  /Хриенко П.А./ 
 

Список  основной литературы: 

1.  Соловьев  В. Соч. М. 1989, Т.2 

2.  Данилевский Н. «Россия и Европа». СПб, 1995 

3.  Ильин  В. И др. «Российская цивилизация:  границы, возможности». М. МГУ, 2000 

4.  Лукьянова  Е. «О российской национальной  идее». МГУ. Политические науки, 2003 

5.  Лавров  С. и др. «Русский народ и  государство». СПб, 1995 

6.  Потапенков  А. «Русская идея» в контексте  современности». Крымская академия

наук, 2006 

7.  Бравый  К. «Динамика и перспектива  развития мирового сообщества». 
 
 
 
 
 
 
 

Место России в современном мировом  сообществе

18.09.2009 05:53 | PDF  | | Печать | |  E-mail  

Современное положение России в мире обуславливается  многими факторами, которые условно  их можно разделить на внешние  и внутренние. 

К внешним  факторам можно отнести следующие  процессы, происходящие в мире: 

1) Изменения  в расстановке и характере мировых  сил,  происшедшие в начале 90-х годов нынешнего столетия. Эти изменения проявились в следующем:

Во-первых,  в прекращении военно-политического  союза  социалистических стран - Варшавского  договора, экономического союза - Совета экономической взаимопомощи. Бывшие социалистические страны Восточной Европы отказались от социалистической идеи и взяли курс на западный, либеральный вариант модернизации.  Противостояние двух общественных систем и их военно-политических союзов - Варшавского  договора  и НАТО, характеризовавшее  мировое  общественное развитие во второй половине 20-го столетия кануло в лету. Победу одержали силы, ориентирующиеся в  общественном развитии на рыночную экономику,  демократию, права и свободы человека и гражданина.

Во-вторых, - в развале Советского Союза, который был лидером блока стран, избравших вариант социалистической модернизации.  На базе бывших союзных республик образовались независимые суверенные государства,  признанные таковыми мировым сообществом. Развал СССР усугубил деградационные процессы (см. 11.2), было потеряно единое экономическое пространство, разорваны старые хозяйственные связи, альтернативам которым в советском плановом хозяйстве не было. Территория бывшего СССР стала ареной выяснения отношений между молодыми независимыми государствами, отношения между которыми ещё не устоялись.

В-третьих, - в усилении влияния на мировое  общественное развитие  военно-политического  блока  НАТО и США.  Об этом свидетельствуют  события в бывшей Югославии,  на Ближнем Востоке. США стремится к однополюсному миру и опираясь на силу, проводит грубый передел мира. 

2) Изменения  геополитического положения Российской  Федерации,  неоднозначный характер  ее  международного положения.  Это проявляется в следующем:

Во-первых, если раньше, будучи в составе СССР, Россия на западе, юго-западе, частично на  юге  граничила с союзными республиками,  то в настоящее время она вошла в непосредственное  соприкосновение  с  самостоятельными государствами, некоторые из них пытаются вступить в блок НАТО. Центральный экономический район, в который входит Москва, стал приграничным. Продвижение НАТО  на  восток  ухудшает  геополитическое  и  военно-стратегическое положение России

Во-вторых, объявив себя правопреемницей СССР в международных делах, Россия взяла  на себя все обязательства Советского Союза. Международное сообщество признало это и считает Россию одной из ведущих ядерных держав мира.  США и европейские  страны  НАТО уточнили свои военно-политические установки и отказались видеть в новом Российском  государстве  своего противника.  Как  указал  Президент  Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию: "Впервые в ХХ веке для России нет военной реальной угрозы. Сегодня на российские города не нацелено самое мощное ядерное оружие" . Россия также выступила с заявлением относительно  отказа  от "образа врага", существовавшего в прошлом. "Россия и США осуществляют беспрецедентные по глубине  сокращения стратегических  вооружений."  .

В-третьих, Россия принята в Совет Европы, что означает признание этой старейшей европейской организацией  реального продвижения ее к правовому,  демократическому государству, Россия заключила не имеющее аналогов по охвату и глубине Соглашение  о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. При этом европейские и российское общество находятся на разных уровнях развития, у них разные базовые потребности, и требования и приоритеты ЕС для России выглядят несвоевременными или несуразными, как требование об отмене смертной казни. Поэтому принятие России в ЕС является не сколько практичным, сколько символическим событием.

В-четвертых, Россия является участником многих международных  форумов, на которых решаются наиболее важные вопросы международной жизни.  Благодаря ее активной позиции удалось  обеспечить бессрочное  и  безусловное продление Договора о нераспространении ядерного оружия,  а также провести в Москве в апреле 1996 года  саммит  руководителей ведущих стран мира о ядерной безопасности.  В то же время Россию не принимают в клуб ведущих индустриальных стран мира в  качестве его полноправного члена, не прислушиваются к ее голосу и по поводу продвижения НАТО на восток,  "В ряде стран раздаются призывы к игнорированию, а то и прямому противодействию законным российским интересам в СНГ,  в ходе югославского урегулирования,  в вопросах баланса обычных вооружений в Европе, сохранения действенности Договора по ПРО"

В-пятых, удалось создать политические и  правовые условия для расширения экономического сотрудничества России с международными финансовыми и  торгово-экономическими  организациями, общественными  зарубежными  странами и регионами,  для выхода российской экономики на новые рынки и сохранение позиций на  многих традиционных, особенно со странами АСЕАН, Персидского залива. Тем не менее,  иностранные инвесторы не спешат  вкладывать деньги в российскую экономику,  частокол различных, в том числе дискриминационных процедур, выстроен на  пути  российского  экспорта,  США теснят Россию с международных рынков по продаже оружия. Разорваны многие экономические связи с бывшими партнерами по Совету  экономической взаимопомощи и Советскому Союзу. Тяжелым грузом, давящим российскую экономику, является доставшийся от СССР внешний долг в размере 64,3 млрд. долларов. 

Таким образом,  наряду с признанием и  укреплением авторитета России на международной арене,  остается много проблем, усложняющих реализацию ее внешнеполитических интересов. Это, естественно, сказывается на тех социальных изменениях,  которые сегодня происходят в Российском обществе. 

А каковы внутренние факторы? К ним можно отнести следующие: 

1) Невыгодные  стартовые позиции развития России  как  самостоятельного государства.  Она, как и другие союзные  республики, к началу 1990-х годов  была в  глубоком  кризисе.  Причем,  кризис охватил  не  только  экономику Советского Союза,  но и политику,  социальную структуру и культуру общества. Что, в конце концов, привело к его распаду. 

2) Отсутствие  у  руководства страны научно  обоснованной как долгосрочной, так и краткосрочной программы  выхода из  кризисного состояния,  реформирования  Российского  общества.   

Приступая к так называемым реформам, новое  российское руководство в основном боролись с Коммунистической партией  России, будучи сами выходцами из компартии. Главная задача политики того времени  – слом советского государственного аппарата. Окончательная победа этой политики – это события октября 1993 года. С этого момента, принятия Конституции в 1993 году началась новая эпоха России. Однако в строительстве новой политической системы, в том числе и государственной власти, не было четких целей и задач. Приступая к построению рыночной экономики, власть не имела представления об особенностях функционирования и развития обществ с рыночной экономикой; в итоге приходилось двигаться на ощупь, методом проб и ошибок, и только на своих ошибках, на набивании шишек пришёл опыт. 

Информация о работе Место России в мировом сообществе