Место России в мировом сообществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность.

Работа содержит 1 файл

РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)
align="justify">Фактически  мировое сообщество признало за СНГ (Россией) право и возможность  своими усилиями сохранять стабильность на постсоветском пространстве. Пока конфликты полностью не урегулированы, усилия российских миротворцев в этих регионах служат основной гарантией сохранения определенной стабильности и безопасности мирного населения.

Российские  военнослужащие являются активными участниками миротворческих операций и за пределами СНГ, показывая миру свой высокий профессионализм и результативность. Так, благодаря российским военнослужащим, находившимся в Ливане с миротворческой миссией в течение нескольких месяцев 2006 года, руководству этой страны удалось решить ряд наиболее острых транспортных проблем. Подобные действия российских военнослужащих вносят ощутимый вклад в укрепление международного авторитета нашей страны.

Таким образом, ВС РФ выступают важнейшим фактором определения места России в международном сообществе и укрепления ее роли в мировых процессах. России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные угрозы и вызовы, обеспечить реализацию национальных интересов страны. Создание таких Вооруженных Сил одна из приоритетных задач государства

 

Рекомендуемая литература:

1. Актуальные  задачи развития Вооруженных  Сил Российской Федерации// Красная  Звезда. - 2003 -11 октября.

2. Гордиевский  А. Перспективы развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Ориентир - 2005 - № 1.

3. Макаренков  Е., Павлов С. Военная политика  России в системе современной  международной обстановки // Ориентир - 2006 - № 10.

4. На  нас положиться ты можешь, страна // Красная Звезда - 2006 - 22 ноября.

5. Павлов  С. Российская Федерация в системе  военно-политических отношений // Ориентир - 2005 - № 12.

 

Полковник

Олег  ЛИВЕНЬ,

кандидат  исторических наук.

Майор

Сергей  СИНАЙСКИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Россия  в мировом сообществе 

Введение

  

Сейчас  на нашей планете завершается формирование определенной модели мирового общества – объединенных временем и пространством государств, не разделенных на противоборствующие группировки, не противостоящих друг другу в схватке из-за жизненно необходимых ресурсов, живущих в обстановке взаимозависимости, партнерства и сотрудничества.

Формально такого общества не существует. Но на деле многие государства и негосударственные  игроки объединяются сетью общих  интересов, универсальных ценностей  и общих правил поведения. Все  находятся на одной планете и подчиняются как ее физическим законам, так и общим этическим и правовым нормам.

Этот  процесс касается всех стран мира. Трудно назвать хотя бы одну, которая  объективно осталась бы в стороне  от него, даже если в активной форме  участия в нем она не принимает.

Положение отдельных стран в формировании мирового общества и их роли не одинаковы.

Во многом роль страны определяется традиционными  показателями силы: размерами территории и населения, наличием достаточной  военной мощи, финансовыми и иными ресурсами.

С этой точки зрения у России все в  порядке: огромная территория, ресурсы, ядерный потенциал, финансовые средства.  

Однако, нам необходим общий концептуальный подход места России в мировом  сообществе. И необходимость этого  делает эту нашу работу, чрезвычайно актуальной, как с теоретической, так и с практической точек зрения. 

1. Особенности  современного состояния России  в мировом сообществе 

Процесс пореформенной «рыночной» трансформации  России не просто сопровождался колоссальным упадком ее совокупной мощи - и экономической, и политической.

Очевидно, что именно такое падение мощи и укладывалось в планы как  внешних заказчиков, так и внутренних исполнителей, которые таким образом  реализовывали лояльность заказчику.

Собственно, это и есть содержание концепции «проигранной третьей мировой», или «исторического поражения России.

Кстати, ничего специфически антироссийского, некоего злобного и извечного  антироссийского заговора за этим искать нет смысла (хотя есть и историческая злоба и, может быть, кое-какие заговоры). Это нормальная политическая цель любой державы, заключающаяся в том, чтобы упрочить свое могущество и предотвратить появление силы, способной ему противостоять.

Нет никаких  сомнений, что такая политика будет  последовательно продолжаться и дальше, причем совсем не обязательно персонально против России.

Давление  на Россию вплоть до ее расчленения  может быть связано даже совсем не с опасениями собственно российского  соперничества, а с противодействием другим угрозам, например, китайским, исламским, европейским, а также с обеспечением той или иной конфигурации контроля Соединенных Штатов над мировыми ресурсами.

Важно другое.

В результате этого процесса Россия впервые за несколько веков оказалась не субъектом истории, а ее объектом. При этом не потеряв еще окончательно предпосылок возвращения реального суверенитета.

Все проблемы нынешней России в ее отношении со своим западным партнером (а партнер, по сути, один) - это проблемы заявки России на восстановление своей субъектности в мировой политике, то есть на реальный суверенитет.

Пока  Россия не проявляла намерений восстановить субъектность, по отношению к ней  не проявлялось никакой специально направленной враждебности.

Нынешняя  откровенная враждебность, проявляемая  по отношению к России практически всем массивом западных СМИ, вызвана всего-навсего открытым заявлением амбиций на активную роль в самых ключевых, жизненно важных для России частях ближайшего постсоветского пространства - Грузии и Украине.

В случае реального восстановления российской мощи реакция будет предельно истерической, и к этому надо быть готовыми. Опять же это не повод для отказа от восстановления российской политической и экономической мощи.

Однако, сейчас это состояние резко поменялось.

Но при  этом у России сохранились некоторые серьезные преимущества своего положения.

 В  военном, экономическом, морально-политическом  плане Россия сохранила все  предпосылки для восстановления    и развития своей мощи.

1. Ядерный  стратегический потенциал - единственный  параметр, по которому Россия сохраняет подобие паритета с единственной доминирующей мировой супердержавой, паритет взаимного гарантированного уничтожения -  сохранен. И может сохраняться на период, как минимум достаточный для модернизационного рывка. Таким образом, реанимация ядерного сдерживания при отсутствии иных гарантий и механизмов может стать основой для сохранения реального российского суверенитета.

2. За  семь лет удалось остановить  развал основных, базовых государственных  институтов. «Институт президентства работает, и трудно усомниться, что он работает самостоятельно. Правительство хотя и неоднородно, но управляемо, административная реформа хоть и не переварена, но запущена, и на сегодняшний день представляется технически возможным вменить правительству в обязанности задачи, необходимые для обеспечения экономического прорыва».

3. Так  или иначе, дорогой ценой в  России создана основа саморегулирующейся, самовыживаемой, рыночной экономики,  адаптивной к нормальному рыночному  регулированию, оставляющей для  государства возможность ограничить свое вмешательство и свои обязательства необходимыми и реально возможными пределами. Эта «свободная экономика в условиях, когда ей будут предъявлены вменяемые и четко направленные сигналы, обеспечены условия жесткой, равной, внутренней конкуренции, защита от непрерывного и корыстного вмешательства государства в вопросы, которые его совершенно не касаются, способна обеспечить мощную подпитку экономического прорыва». Когда государство наконец сосредоточится на выполнении своих обязательств, в том числе в экономической политике.

4. Россия  сохранила, причем под своим  национальным контролем, природные  ресурсы, по совокупности самые  большие в мире, превращающие  ее не только в необходимый  элемент мирового хозяйства, то  есть ставящие пределы дискриминации и санкциям, но и позволяющие обеспечить достаточную степень экономической безопасности в условиях наименьшего внешнего благоприятствования со стороны крупнейшего мирового игрока и его сателлитов.

5. За  время стабилизации Россия накопила огромные даже по мировым масштабам, абсолютно свободные (по мнению некоторых экономических специалистов, даже излишние) финансовые ресурсы, правда, не научившись пока их сколько-нибудь рационально использовать на цели развития. Если эти ресурсы не будут потеряны - поскольку в настоящее время содержатся в максимально уязвимом состоянии, они могут быть использованы для ускоренной модернизации, в том числе и военной, увеличив мощь России в разы.

6. В  своем непосредственном окружении  Россия, безусловно, остается недостижимым лидером. Никто из соседей не обошел Россию в основных элементах могущества. Практически все бывшие советские республики в разной степени находятся в состоянии цивилизационного падения, во всяком случае, более глубокого, чем наше. Россия единственная сохранила - не без серьезных потерь - научный, образовательный и технологический потенциал.

7. «Пореформенная  травма не сломила психическое  здоровье народа. Настроение смятения  в значительной степени сменилось  мощнейшими позитивными ожиданиями. Эти ожидания должны быть удовлетворены. В общественном сознании присутствует жажда исторического реванша. В какую форму он выльется, в позитивную или в разрушительную, зависит от адекватности и эффективности политики власти.

Восстановление  смысла и цели существования России как государства, общества, цивилизации и восстановление сил и могущества для реализации этих целей».

К этому, собственно, сводится основная задача.

елью  всякой политики является усиление могущества. Могущество - это мера свободы.

Степенью могущества определяется способность любого политического лица, группы, государства суверенно принимать и реализовывать решения.

Никакой суверенитет, никакое право не может  опираться на законы, договоры, коалиции, гарантии, обещания, если оно не опирается на могущество.

Могущество  страны - единственное основание суверенитета.

Мощь  экономики, безусловно, важнейшая составляющая государственного могущества, но и  военная мощь государства, а также  его политический и дипломатический  вес являются важнейшей, а иногда и решающей частью экономической мощи.

Так например, важнейшей составляющей экономической  мощи Соединенных Штатов является количество авианосных группировок и способность  к их применению.

Можно с уверенностью утверждать, что, если бы военная мощь Соединенных Штатов свелась хотя бы к японской, капитализация  американской экономики упала бы втрое.

Доллар  рухнул бы вместе со всей действующей  мировой финансовой системой.

То есть экономика США отнюдь не испытала бы долгожданного облегчения и не удесятерила бы силы от освобождения от груза непомерных военных обязательств.

Капитальная мощь и политическое могущество - две  взаимосвязанные составляющие свободы  и независимости любой страны. Ущербность в той или иной части приводит к ущемлению свободы и утрате независимости. Форма общественного устройства и способы управления вторичны по отношению к решению этой основной политической задачи, и в разные моменты истории их пригодность может быть разной. Таким образом, для России выбор таковых форм должен определяться не нормами и правилами, продиктованными «цивилизованными» менторами, а только единственным критерием: задачей усиления могущества.  

Информация о работе Место России в мировом сообществе