Место России в мировом сообществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность.

Работа содержит 1 файл

РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Толерантность России к другим народам с их культурой  и традициями стала характерной чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских, так и азиатских. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство обретает особую миротворческую миссию, подавая остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческих ценностей.

Весь  этот огромный культурный потенциал  России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую роль в определении ее облика и пути дальнейшего развития. Чтобы не случилось, Россия уже вечна своим культурным влиянием. В этом есть заслуга не только гениев, но и всего народа в целом.

Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.

 

2

 

Россия  последовательно выступает за создание системы международных отношений, в которой бы роль военной силы постепенно минимизировалась. Однако с учетом объективно существующих в мире реальностей и тенденций она сегодня должна иметь современные и эффективные Вооруженные Силы, что является одним из принципиальных условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений, важнейшим фактором противостояния национальным и глобальным вызовам. Современные ВС РФ являются ключевым компонентом военно-силового фактора, определяющего место и роль России в мире. Данный фактор не только тесно взаимосвязан с политическими, социально-экономическими, другими потенциальными возможностями, но и выступает своеобразным гарантом их реализации. Поэтому численность, структура, боевая мощь и другие параметры вооруженных сил должны определяться комплексом возможностей государства и соответствовать тому уровню задач, которые ставятся передними, исходя из национальных интересов страны. Определенное представление о военном потенциале некоторых ведущих стран мира дают данные, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

  

Страна 

Численность населения млн. чел. 

Территория  тыс. кв. км 

ВВП млрд. долл. 

Доля  военных расходов от ВВП в % 

Численность вооруженных сил млн. чел. 

Возможная численность вооруженных сил  при 5% мобилизации млн. чел.  

США 

270 

9373 

8211 

3,3-4 

1,2 

27 

Китай 

1238 

9597 

961 

2,840 

123,8 

Япония 

126,3 

378 

3783 

и 

0,236 

12,63 

Россия 

145 

17075 

447 

2,74 

1,2 

14,5 

Германия 

82 

357 

2142 

0,334 

8,2 

Франция 

59 

552 

1433 

0,359 

5,9 

Англия 

59 

244 

1357 

0,211 

5,9 

 

Как неоднократно подчеркивал Президент России В.В. Путин, современной России нужны Вооруженные Силы, способные одновременно решать задачи, как на региональном, так и глобальном уровнях. Они должны гарантировать безопасность и территориальную целостность страны, быть способны эффективно отвечать на любые попытки внешнеполитического давления на Россию, ущемления ее национальных интересов и в тоже время по численности соответствовать возможностям страны. Исходя из поставленных задач, численность ВС РФ будет доведена до оптимального уровня в 1 млн. человек.

Россия - ядерная держава, что серьезно повышает уровень ее военной мощи, придает  особый статус в мировом сообществе. Достигнутый еще в 70-е годы прошлого столетия ядерный паритет между  СССР и США до сих пор определяет ключевое положение нашей страны в мире и служит существенным гарантом глобальной стабильности. Поэтому и в новых политических реалиях перед Россией остается важнейшая задача - не только сохранить, но и существенно повысить мощь стратегических сил сдерживания, их оснащенность современными видами вооружений, такими, как атомные субмарины проекта «Борей» со стратегическими ракетными комплексами «Булава» и наземные мобильные комплексы «Тополь-М».

При этом развитие своей ядерной мощи Россия осуществляет в соответствии с принятыми на себя обязательствами по сокращению ядерных вооружений. К 31 декабря 2012 года суммарное количество ядерных боеприпасов России будет составлять 1700 - 2200 единиц.

В условиях возникновения все большего числа  локальных конфликтов руководство  России особую роль отводит укреплению сил общего назначения. В их составе к 2011 году будет находиться около 600 частей и соединений постоянной готовности.

В случае необходимости в любом потенциально опасном направлении могут быть оперативно созданы мобильные и самодостаточные группировки, костяк которых уже сегодня составляют профессионально подготовленные части и соединения постоянной готовности.

Ключевая  роль в повышении боеспособности армии отводится ее переоснащению  новыми и модернизированными образцами  военной техники, которые составят основу системы вооружения вплоть до 2020 года. За пять лет финансирование ВС РФ по данным статьям расходов значительно увеличилось. Так, если в 2002 г. оно составляло - 80 млрд. руб., то в 2006 г. - уже 237 млрд., а в 2007 г. - более 300 млрд. руб.

Одним из важных показателей последних  лет стала интенсивная боевая и оперативная подготовка. Проведены  десятки полевых учений, дальних  морских походов. В 2007 году на эти  цели предусмотрено порядка 24 млрд. руб., что позволяет провести более 200 серьезных мероприятий оперативной подготовки, в т.ч. 20 крупных и очень крупных. При этом Россия принимает активное участие в проведении совместных учений в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, двусторонних тренировок с различными государствами.

Интересы  обеспечения национальной и коллективной безопасности стран - участниц СНГ определяют необходимость военного присутствия России в некоторых из них. Сегодня эту задачу ВС РФ обеспечивают, находясь практически во всех государствах Содружества. При этом не исключено, что глобальные интересы России приведут к созданию в них новых военных баз. Это свидетельствует о готовности России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в соседних регионах, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Россия  выступает за развитие конструктивного  сотрудничества и взаимопонимания  с Североатлантическим альянсом, что должно обеспечить сохранение стабильности в мире. Признание за Россией важнейшей  роли в формировании архитектуры региональной и международной безопасности нашло свое подтверждение в деятельности Совета «Россия-НАТО», созданного в мае 2002 года. В ее рамках уже действуют около 15 рабочих и экспертных групп. Традиционными стали совместные мероприятия представителей армий стран НАТО и России, особенно связанные с антитеррористической деятельностью.

Вооруженные Силы России играют важную роль в борьбе с международным терроризмом. Столкнувшись с этой проблемой, наша страна предприняла  немало усилий, чтобы создать эффективную систему противостояния терроризму на постсоветском пространстве и активизировать международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом и другими глобальными угрозами. Так, по ее инициативе в 2000 году был образован Антитеррористический центр, объединивший усилия 11 государств СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом. В рамках ОДКБ в 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), которые включают воинские формирования России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, а также подразделения авиации, расположенные на российской авиационной базе в Канте (Киргизия). Они играют существенную роль в пресечении деятельности террористических группировок исламских экстремистов на территории Центральной Азии. В целом подразделения Вооруженных Сил России, дислоцированные на Северном Кавказе, в ряде стран СНГ служат надежным форпостом борьбы мирового сообщества с международным терроризмом, другими глобальными угрозами в этих геополитически важных регионах.

Осознавая всю опасность этих угроз для человечества, Россия выступила инициатором формирования под эгидой ООН глобальной системы противодействия терроризму, что нашло понимание и поддержку в мире, особенно после терактов 11 сентября 2001 года в США. Контртеррористический комитет СБ ООН, куда входит и Россия, рассматривается ею как главный компонент мировой антитеррористической архитектуры.

Важнейшим элементом укрепления международного авторитета России служит участие ее Вооруженных Сил в миротворческой деятельности. С 1992 года Россия активно включилась в миротворческий процесс на территории СНГ и за его пределами. Российские военнослужащие выполняют миротворческие функции в составе: сил ООН; КСПМ; самостоятельно, в форме воинских контингентов и военных наблюдателей (см. таблицу 2).

 

Таблица 1

  

п/п 

Регион 

Основание 

Сроки 

Основные  задачи 

Численность 

1. 

Сьерра-Леоне 

Мандат  ООН 

с 2000 г. 

Авиационное обеспечение миссии ООН, воздушное  сопровождение конвоев. 

до 115 чел. 

2. 

Приднестровье, Молдова 

Двустороннее соглашение 

с 1992 г. 

Контроль  за соблюдением условий перемирия, содействие поддержанию законности, правопорядка, оказание помощи местному населению. 

около 500 чел. 

3. 

Южная Осетия, Грузия 

Двустороннее  соглашение 

с 1992 г. 

около 500 чел. 

4. 

Абхазия, Грузия 

Мандат  СНГ 

с 1994 г. 

около 2000 чел. 

 

Решающая  роль российских миротворцев позволила  прекратить массовое кровопролитие  на постсоветском пространстве и  перейти к поиску мирных путей  урегулирования конфликтов. Результаты миротворческих операций СНГ, главным образом России, в Таджикистане (завершена в 2000 г.) и Абхазии (Грузия) получили одобрение ООН в качестве наиболее успешных за последние десятилетия.

Информация о работе Место России в мировом сообществе