Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» - актуальна в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие местного самоуправления 5
1.2 Система местного самоуправления 8
1.3 Полномочия местного самоуправления 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 16
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти 16
2.2 Совершенствование реформирования местного самоуправления
в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 43.60 Кб (Скачать)

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и  развития местного самоуправления и  оказывают содействие населению  в осуществлении права на местное  самоуправление. В Федеральном законе 2003 г. общий принцип об оказании органами государственной власти мер государственной  поддержки местному самоуправлению отсутствует. В п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона предусматривает  только меры финансовой поддержки государства  в отношении местного самоуправления. Так, в случаях и порядке, установленных  федеральными законами и законами субъектов  РФ, финансовые обязательства, возникающие  в связи с решением вопросов местного значения, могут дополнительно финансироваться  за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.

Существуют  следующие меры государственной  поддержки местного самоуправления.

1. Принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления. Например, постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1394 утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Предусматриваются два основных этапа исполнения указанной программы: первый этап (2000—2002) — создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления; второй этап (2003—2014) — выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения. Аналогичные программы приняты в ряде регионов РФ (Волгоградской, Томской областях и т.д.).

2. Разработка модельных проектов муниципальных правовых актов. Например, распоряжением губернатора Омской области от 7 апреля 2004 г. № 80-р создана рабочая группа по подготовке проектов нормативных правовых актов Омской области в сфере местного самоуправления. Указанной рабочей группой в 2005 г. разработаны модельные муниципальные правовые акты для муниципального района и поселения, в том числе уставы муниципальных образований, положения о порядке организации территориального общественного самоуправления, публичных слушаний, реализации правотворческой инициативы граждан, бюджетном процессе в муниципальных образованиях, о местных налогах, об управлении муниципальной собственностью и т.д.

3. Оказание органам местного самоуправления финансовой помощи в решении вопросов местного значения:

■ установление нормативов отчислений в  местный бюджет от определенных видов  федеральных и региональных налогов  и сборов (ст. 58 и 59 Федерального закона 2003 г.);

■ предоставление дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов, городских  округов в целях выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения (ст. 60 и 61 Федерального закона 2003 г.);

■ предоставление субсидий из фонда муниципального развития в целях долевого финансирования инвестиционных программ ' и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований; фонда  софинансирования социальных расходов в целях долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований (ст. 62 Федерального закона 2003 г.);

4. Предоставление органам местного самоуправления материальных ресурсов для решения вопросов местного значения. Осуществляется это, например, посредством предоставления из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность нежилых помещений для размещения органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, транспортных средств для перевозки пассажиров, уборки дорог, компьютерной техники; обеспечение органов местного самоуправления средствами связи, Интернетом и т.п.

5. Организация органами государственной власти профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления. Так, в настоящее время органами государственной власти субъектов РФ организуется обучение глав вновь образованных муниципальных образований, ведется подготовка юристов, экономистов и финансистов для кадрового обеспечения местных администраций вновь образованных муниципальных образований.

6. Оказание методической помощи органам местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ периодически изучают, обобщают практику исполнения законодательства в муниципальных образованиях и разрабатывают на этой основе методические рекомендации для органов местного самоуправления по совершенствованию порядка решения вопросов местного значения, организуют обмен опытом между муниципальными образованиями, в том числе в различных регионах.

V. Принятие органами государственной власти мер по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования посредством

1. Государственная регистрация уставов муниципальных образований. Она проводится территориальными органами Министерства юстиции РФ в субъектах РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ.

2. Ведение реестра муниципальных образований РФ Министерством юстиции РФ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2005 г. № 350.

3. Контроль за осуществлением деятельности органов местного самоуправления, в том числе контроля за использованием финансовых средств, предоставленных местным бюджетам и имеющим целевое назначение.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона 2003 г. осуществление  исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в  отношении муниципальных образований  и органов местного самоуправления допускается только в случаях  и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом 2003 г. и другими  федеральными законами. Осуществление  исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий органами государственной  власти субъектов РФ в отношении  муниципальных образований и  органов местного самоуправления допускается  только в случаях и порядке, установленных  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом 2003 г., другими федеральными законами и  принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

В настоящее время федеральными законами предусмотрен только один случай контроля за местным самоуправлением —  контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных  полномочий, в иных случаях допускается только судебный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

4. Компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Статья 133 Конституции РФ предусматривает, что местное самоуправление в  Российской Федерации гарантируется  правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти. Это означает, что увеличение расходов или уменьшение доходов  органов местного самоуправления, возникшие  в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или  органами государственной власти субъектов  РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

5. Прокурорский надзор за исполнением и соблюдением органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ.

6. Судебная защита прав местного самоуправления.

7. Привлечение органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед государством в порядке, предусмотренном ст. 72—74 Федерального закона 2003 г.

8. Проведение переговоров и согласительных процедур для разрешения споров, разногласий, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом законодательством (например, через создаваемые согласительные комиссии). 

        2.2 Совершенствование реформирования  местного самоуправления в России

Реформирование  местного самоуправления на современном  этапе является одной из важнейших  задач развития российской государственности. Не случайно Конституция Российской Федерации относит институт местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации наряду с институтом государственной власти, федеральным устройством государства, республиканской формой правления и другими положениями первой главы Основного закона.

Население, проживающее на территории местных  самоуправлений, постепенно начинает осознавать действенность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение  ряда проблем жизнедеятельности  людей во многом зависит от них  самих. Несмотря на существующие, прежде всего финансовые трудности, проводится большая работа по комплексному развитию территорий местного самоуправления, связанная со строительством жилья, дорог, благоустройством населенных пунктов, совершенствованием работы медицинских  учреждений, учреждений культуры, школьного  образования, детских дошкольных учреждений, развитием спортивных сооружений, бытового обслуживания населения, сохранением  и развитием исторических и культурных традиций, охраной общественного  порядка, окружающей природной среды  и земельных ресурсов.

Однако  процесс становления местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, главными среди них являются финансово-экономические  трудности местного самоуправления, недостаточно развитая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы функционирования местного самоуправления, проблемы взаимоотношений  органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Одной из основ экономической самостоятельности  местного самоуправления является собственность  местного самоуправления, в первую очередь земельные ресурсы и  другое недвижимое имущество. Актуален вопрос формирования бюджета местного самоуправления на основе стабильных нормативов, позволяющих обеспечить реальную финансовую самостоятельность  местного самоуправления. В связи  с чем целесообразно было бы повысить установленные Федеральным законом  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» нормативы  отчислений от федеральных в качестве закрепленных на постоянной основе доходных источников местных бюджетов и скорректировать перечень видов федеральных и региональных налогов, отчисления от которых закрепляются за местными бюджетами, перевести часть федеральных и региональных налогов в муниципальные (например, налог на недвижимость).

Остро стоит вопрос о праве муниципальной  собственности на землю. Земля муниципальных  образований является одной из важнейших  составляющих экономической самостоятельности  местного самоуправления. Органам местного самоуправления должна быть предоставлена  реальная возможность осуществления  права собственника земельных участков. Принятие в субъектах Российской Федерации законов о земле  и других нормативных правовых актов, регулирующих процедуру передачи государственных  земель в собственность местного самоуправления, не может в полной мере решить все проблемы. Принятие Земельного кодекса Российской Федерации, не учитывающего интересы местного самоуправления, способно привести к целому ряду негативных последствий для становления  местного самоуправления, если вообще сделает это возможным.

Требуют своего разрешения проблемы кадрового  обеспечения органов местного самоуправления, организации обучения их работников, подготовки соответствующих специалистов для работы в этих органах. В сложившейся  ситуации, когда органы местного самоуправления не имеют достаточных финансово-экономических  возможностей для реализации своих  полномочий, отсутствие эффективной  властной вертикали не всегда позволят оперативно и своевременно решать наиболее острые вопросы общегосударственного и местного значения. В этой связи  представляется актуальным образование  представительных и исполнительных органов государственной власти на уровне административно-территориальных  единиц субъектов Российской Федерации. Представляется также необходимым  в целях решения проблемы управляемости  в субъектах Российской Федерации  усилить роль органов государственной  власти субъектов в сфере влияния  на деятельность местного самоуправления. В частности, предоставить субъектам Российской Федерации право:

Информация о работе Местное самоуправление в РФ