Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» - актуальна в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие местного самоуправления 5
1.2 Система местного самоуправления 8
1.3 Полномочия местного самоуправления 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 16
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти 16
2.2 Совершенствование реформирования местного самоуправления
в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 43.60 Кб (Скачать)

                                                                                               Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3

ГЛАВА1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ                                                                                              5

1.1 Понятие местного самоуправления           5

1.2 Система местного самоуправления           8

1.3 Полномочия местного самоуправления        11

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ В  РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ         16

2.1 Взаимоотношения органов местного  самоуправления и органов государственной  власти            16

2.2 Совершенствование реформирования  местного самоуправления

в России               26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  И  ЛИТЕРАТУРЫ    31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ВВЕДЕНИЕ

     В демократическом государстве  организация и осуществление  власти базируются на принципе  разделения властей, который сочетается  с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

     Граждане Российской Федерации  осуществляют свое право на  местное самоуправление в городах,  сельских поселениях и других  муниципальных образованиях в  соответствии с федеральными  гарантиями избирательных прав  граждан. 

     Местное самоуправление в Российской  Федерации — это такой способ  организации и осуществления  власти на местах, который «обеспечивает  самостоятельное решение населением  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью» (ст. 130 Конституции  РФ.).

     Тема данной курсовой работы - «Основы местного самоуправления  в Российской Федерации» - актуальна  в силу того, что, во-первых, организация  местного самоуправления является  одним из условий признания  Российской Федерации конституционным  демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского  местного самоуправления концентрирует  в себе все сложнейшие социально-экономические  и политические проблемы страны  и отражает всю противоречивость  и неопределенность многих процессов  и решений; в-третьих, развитие  местного самоуправления содействует  укреплению государства, его территориальной  целостности, снижению вероятности  возникновения социальных и национальных  напряжений, формированию адаптированной  к местным особенностям экономики.

Таким образом, объектом исследования в данной работе является правовая основа местного самоуправления, а предметом исследования - общественные отношения, связанные с определением правовых основ местного самоуправления.

      Цель работы – рассмотреть  основы местного самоуправления  в РФ, его принципы, цели, задачи  и полномочия. Для этого необходимо  рассмотреть и решить следующие  Задачи:

  - определить конституционно-правовые  принципы организации и деятельности  местного самоуправления,

  -    выявить разграничения  в полномочиях и функциях государственной  власти и местного самоуправления, которые делают выбранную тему  особенно актуальной.

       Контрольная работа состоит из введения 2-х глав, заключения. Во введении сформулированы основные идеи работы. Глава 1 посвящена  Конституционно- правовым принципам организации и деятельности местного самоуправления.

Во 2 главе рассмотрена государственная  власть и местное самоуправление в РФ. В заключении сформулированы основные выводы. 
 
 
 

 

        ГЛАВА 1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

           1.1 Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями  и дополнениями1, это — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами — законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и  организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно  Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления «не входят в систему  органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают  правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией  закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а  также защиту этих прав.

Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые  Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано  в общую систему управления делами общества и государства.

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  Федерации, законами субъектов Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции  РФ и Федеральному закону «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивать гарантированные ими  права местного самоуправления.

Не  являясь частью системы государственных  органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации  населения для решения своих  задач. Это также форма осуществления  публичной власти, власти народа. Вот  почему деятельность органов местного Самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной  власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых  решений для всех физических, а  также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие  органы местного самоуправления.

Местное самоуправление создает условия  для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к  местным особенностям.

Оно способствует развитию инициативы и  самодеятельности граждан и, в конечном счете развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Городское, сельское население независимо от его  численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Территорию  муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности  и целевого назначения.Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установления и изменения их наименований определяется законом субъекта Федерации.

Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 44).

Устав муниципального образования разрабатывается  муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом  местного самоуправления или населением непосредственно.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Федерации создают необходимые  правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и  развития местного самоуправления и  оказывают содействие населению  в осуществлении права на местное  самоуправление2.

Важную  роль в этом деле играет Комиссия при  Президенте Российской Федерации по вопросам федеративных отношений и  местного самоуправления, являющаяся постоянно действующим консультативным органом3.

При Правительстве РФ действует Совет  по вопросам местного самоуправления. Совет является совещательным органом, образованным для предварительного рассмотрения вопросов местного самоуправления, выработки предложений по решению  основных проблем его развития и  обеспечения взаимодействия федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Федерации  и органов местного самоуправления. 

      1.2 Система местного самоуправления

Согласно  Конституции РФ (ст. 130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Непосредственное  осуществление населением местного самоуправления и участие населения  в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления обязаны  содействовать населению в непосредственном осуществлении им местного самоуправления и участию в осуществлении  местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ