Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа
Тема данной курсовой работы - «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» - актуальна в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие местного самоуправления 5
1.2 Система местного самоуправления 8
1.3 Полномочия местного самоуправления 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 16
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти 16
2.2 Совершенствование реформирования местного самоуправления
в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органы
местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления обязаны
в соответствии с требованиями федерального
закона предоставлять уполномоченным
государственным органам
ГЛАВА
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
2.1 Взаимоотношения органов
Конституция
РФ организационно и функционально
отделила органы местного самоуправления
от органов государственной
В ст. 5 и 6 Закона 2003 г. содержатся перечни полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. Однако из указанных перечней весьма сложно понять, чем конкретно занимаются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в сфере местного самоуправления.
Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся5:
1)
определение общих принципов
организации местного
2)
правовое регулирование по
3)
правовое регулирование прав, обязанностей
и ответственности граждан,
4)
правовое регулирование прав, обязанностей
и ответственности органов и
должностных лиц местного
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относятся:
1)
правовое регулирование
2)
правовое регулирование прав, обязанностей
и ответственности органов
3)
правовое регулирование прав, обязанностей
и ответственности органов и
должностных лиц местного
4)
правовое регулирование прав, обязанностей
и ответственности органов и
должностных лиц местного
Формы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Законы более 20 субъектов РФ о местном самоуправлении содержат отдельные главы или статьи, посвященные вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ.
I. Правовое регулирование в сфере местного самоуправления
1.
Органы государственной власти
РФ и субъектов РФ
Например,
федеральными законами урегулированы
вопросы, связанные с определением
основных гарантий избирательных прав
при проведении муниципальных выборов,
порядка государственной
Законами
субъектов РФ урегулированы вопросы,
связанные с установлением
2. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, связанные с определением компетенции органов местного самоуправления по решению отдельных вопросов местного значения (например, в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культы, спорта, градостроительства, жилищных, земельных отношений и т.д.).
В соответствии ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 6 Федерального закона 2003 г. в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному закону 2003 г. применяются Конституций РФ и указанный Закон. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону 2003 г. и другим федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон 2003 г. и другие федеральные законы.
Органы
местного самоуправления могут принимать
участие в правотворческом
II. Создание органами государственной власти организационных структур, специализирующихся на взаимодействии с органами местного самоуправления
1. Создаются уполномоченные исполнительные органы государственной власти, оказывающие содействие органам местного самоуправления в реализации их полномочий.
На федеральном уровне это Министерство регионального развития РФ, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40. В субъектах РФ это, например, Комитет государственной службы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, положение о котором утверждено указом Президента Республики Бурятия от 10 февраля 2003 г. № 38, Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации Пермской области, положение о котором утверждено указом губернатора Пермской области от 16 апреля 2002 г. № 69.
2.
Создаются территориальные
органы исполнительных
органов государственной
власти субъектов РФ
в административно-
Исполнительные
органы государственной власти субъектов
РФ вправе создавать свои территориальные
органы в административно-
3. Создаются координационные, консультативные и совещательные органы (советы, конгрессы, рабочие группы) при органах государственной власти, осуществляющие отдельные мероприятия в сфере местного самоуправления.
Указанные органы создаются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов власти, выработки рекомендаций по определенным направлениям их деятельности. Их состав, полномочия и порядок работы определяются правовым актом соответствующего органа или должностного лица государственной власти, принимаемым по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Указанные органы могут создаваться на постоянной или временной основе.
На
основании ст. 8 Закона 2003 г. в целях
организации взаимодействия органов
местного самоуправления, выражения
и защиты общих интересов муниципальных
образований в каждом субъекте РФ
образуется совет МО субъекта РФ. В
целях организации
В
соответствии с Указом Президента РФ
«О мерах по совершенствованию
III. Осуществление координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
1. Заключаются договоры и соглашения между органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения.
2. Осуществляется обмен информацией между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Например,
в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального
закона 2003 г. к полномочиям органов
местного самоуправления относится
организация сбора
Органы государственной власти также могут предоставлять органам местного самоуправления необходимую им информацию, в том числе правовые акты, методические рекомендации и т.п.
3.
Направляются органами
IV. Осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления