Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» - актуальна в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие местного самоуправления 5
1.2 Система местного самоуправления 8
1.3 Полномочия местного самоуправления 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 16
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти 16
2.2 Совершенствование реформирования местного самоуправления
в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 43.60 Кб (Скачать)

Органы  государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, а также  за использованием предоставленных  на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления обязаны  в соответствии с требованиями федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных  государственных полномочий.

 

          ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 

          2.1 Взаимоотношения органов местного  самоуправления и органов государственной  власти

Конституция РФ организационно и функционально  отделила органы местного самоуправления от органов государственной власти, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, самостоятельно решают вопросы местного значения (ст. 12 и 132).

В ст. 5 и 6 Закона 2003 г. содержатся перечни  полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. Однако из указанных перечней весьма сложно понять, чем конкретно занимаются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в сфере местного самоуправления.

Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся5:

1) определение общих принципов  организации местного самоуправления  в Российской Федерации, устанавливаемых  Федеральным законом 2003 г.;

2) правовое регулирование по предметам  ведения и в пределах полномочий  РФ, а также по предметам совместного  ведения РФ и субъектов РФ  прав, обязанностей и ответственности  федеральных органов государственной  власти и их должностных лиц,  органов государственной власти  субъектов РФ и их должностных  лиц в области местного самоуправления;

3) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности граждан, органов  и должностных лиц местного  самоуправления по решению вопросов  местного значения;

4) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности органов и  должностных лиц местного самоуправления  при осуществлении отдельных  государственных полномочий, которыми  органы местного самоуправления  наделены федеральными законами  в порядке, установленном Федеральным  законом.

К полномочиям органов  государственной  власти субъектов  РФ в области местного самоуправления относятся:

1) правовое регулирование вопросов  организации местного самоуправления  в субъектах РФ в случаях  и порядке, установленных Федеральным  законом 2003 г.;

2) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности органов государственной  власти субъектов РФ и их  должностных лиц в области  местного самоуправления в случаях  и порядке, установленных федеральными  законами;

3) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности органов и  должностных лиц местного самоуправления  по предметам ведения субъектов  РФ, а также в пределах полномочий  органов государственной власти  субъектов РФ по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ;

4) правовое регулирование прав, обязанностей  и ответственности органов и  должностных лиц местного самоуправления  при осуществлении отдельных  государственных полномочий, которыми  органы местного самоуправления  наделены законами субъектов  РФ в порядке, установленном  Федеральным законом 2003 г.

Формы взаимоотношений  органов местного самоуправления и органов государственной власти устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Законы более 20 субъектов РФ о местном самоуправлении содержат отдельные главы или статьи, посвященные вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ.

I. Правовое регулирование в сфере местного самоуправления

1. Органы государственной власти  РФ и субъектов РФ осуществляют  правовое регулирование отдельных отношений в сфере местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом 2003 г.

Например, федеральными законами урегулированы  вопросы, связанные с определением основных гарантий избирательных прав при проведении муниципальных выборов, порядка государственной регистрации  уставов муниципальных образований, основ организации муниципальной  службы, финансовых основ местного самоуправления, порядка передачи федеральной  собственности в муниципальную  собственность, особенностей осуществления  местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных  образованиях и т.д.

Законами  субъектов РФ урегулированы вопросы, связанные с установлением границ и статуса муниципальных образований, наименований органов местного самоуправления, порядка проведения муниципальных  выборов, местного референдума, рассмотрения обращений в органах местного самоуправления, передачи собственности  субъекта РФ в муниципальную собственность, административной ответственности  за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления и т.д.

2. Органы государственной власти  РФ и субъектов РФ принимают  нормативные правовые акты, связанные с определением компетенции органов местного самоуправления по решению отдельных вопросов местного значения (например, в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культы, спорта, градостроительства, жилищных, земельных отношений и т.д.).

В соответствии ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 6 Федерального закона 2003 г. в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции  РФ, Федеральному закону 2003 г. применяются  Конституций РФ и указанный Закон. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности  и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону 2003 г. и другим федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон 2003 г. и другие федеральные законы.

Органы  местного самоуправления могут принимать  участие в правотворческом процессе органов государственной власти. Статьей 6 Федерального закона 1999 г., законами большинства субъектов РФ предусматривается, что представительные органы муниципальных  образований обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ. Это право реализуется посредством внесения представительными органами муниципальных образований проектов законов субъектов РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

II. Создание органами государственной власти организационных структур, специализирующихся на взаимодействии с органами местного самоуправления

1. Создаются уполномоченные исполнительные органы государственной власти, оказывающие содействие органам местного самоуправления в реализации их полномочий.

На  федеральном уровне это Министерство регионального развития РФ, положение  о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40. В субъектах РФ это, например, Комитет  государственной службы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением  Администрации Президента и Правительства  Республики Бурятия, положение о  котором утверждено указом Президента Республики Бурятия от 10 февраля 2003 г. № 38, Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации Пермской области, положение о котором утверждено указом губернатора Пермской области  от 16 апреля 2002 г. № 69.

2. Создаются территориальные органы исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных единицах субъектов РФ.

Исполнительные  органы государственной власти субъектов  РФ вправе создавать свои территориальные  органы в административно-территориальных  единицах субъектов РФ, в том числе  в которых созданы МО, для решения  задач государственного значения на соответствующей территории и организации  контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, а также  назначать своих полномочных  представителей. Положения о территориальных  органах и полномочных представителях исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ утверждаются, как правило, высшим должностным  лицом субъекта РФ.

3. Создаются координационные, консультативные и совещательные органы (советы, конгрессы, рабочие группы) при органах государственной власти, осуществляющие отдельные мероприятия в сфере местного самоуправления.

Указанные органы создаются для обеспечения  согласованных действий заинтересованных органов власти, выработки рекомендаций по определенным направлениям их деятельности. Их состав, полномочия и порядок  работы определяются правовым актом  соответствующего органа или должностного лица государственной власти, принимаемым  по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Указанные  органы могут создаваться на постоянной или временной основе.

На  основании ст. 8 Закона 2003 г. в целях  организации взаимодействия органов  местного самоуправления, выражения  и защиты общих интересов муниципальных  образований в каждом субъекте РФ образуется совет МО субъекта РФ. В  целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов  МО субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных  образований РФ, в том числе  представления указанных интересов  в федеральных органах государственной  власти и организации сотрудничества муниципальных образований РФ с  международными организациями и  иностранными юридическими лицами, советы МО субъектов РФ могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004 г. № 910 6в целях исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; совершенствования правового регулирования разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления образована межведомственная рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления.

III. Осуществление координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Заключаются договоры и соглашения между органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения.

2. Осуществляется обмен информацией между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Например, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 2003 г. к полномочиям органов  местного самоуправления относится  организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние  экономики и социальной сферы  муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной  власти в порядке, установленном  Правительством РФ. В ст. 47 Закона Красноярского  края «О местном самоуправлении в  Красноярском крае» от 10 января 1996 г. № 8-209 предусматривается обязанность  органов местного самоуправления представлять собственные правовые акты, акты, принятые сходом, собранием граждан или на референдуме, договоры и иную информацию, касающуюся деятельности муниципального образования, органам государственной власти края по их требованию.

Органы  государственной власти также могут  предоставлять органам местного самоуправления необходимую им информацию, в том числе правовые акты, методические рекомендации и т.п.

3. Направляются органами местного  самоуправления обращения в органы государственной власти и органами государственной власти обращения в органы местного самоуправления.

IV. Осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления

Информация о работе Местное самоуправление в РФ