Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» - актуальна в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие местного самоуправления 5
1.2 Система местного самоуправления 8
1.3 Полномочия местного самоуправления 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 16
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти 16
2.2 Совершенствование реформирования местного самоуправления
в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 43.60 Кб (Скачать)

Важной  составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, местной  администрации (исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов  местного самоуправления, а также  иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государства.

Представительный  орган муниципального образования  обладает правами юридического лица. В исключительной его компетенции  находятся:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

4) принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

5) определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении  тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

9) контроль за исполнением органами  местного самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  полномочий по решению вопросов  местного значения.

Иные  полномочия представительных органов  муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных  доходов бюджетов соответствующих  муниципальных образований.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом  муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он в соответствии с уставом  муниципального образования:

1) избирается на муниципальных  выборах либо представительным  органом муниципального образования  из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных  выборах либо входит в состав  представительного органа муниципального  образования с правом решающего  голоса и является его председателем,  либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным  органом муниципального образования  является председателем представительного  органа муниципального образования;

4) не может быть одновременно  председателем представительного  органа муниципального образования  и главой местной администрации;

5) в случае формирования представительного  органа муниципального района  является председателем представительного органа муниципального района. 

          1.3 Полномочия местного самоуправления

  Полномочия местного  самоуправления —  это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.

Полномочия  местного самоуправления реализуются  как непосредственно населением городских и сельских поселений, других территорий путем прямого  волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее  большинство этих полномочий. Вот  почему в правовых схемах полномочия местного самоуправления обычно определяются путем закрепления полномочий органов  местного самоуправления.

Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся  к различным областям деятельности — экономической, социально-культурной и др.

В области бюджета и финансов органы местного самоуправления формируют, утверждают, исполняют бюджет муниципального образования, а также осуществляют контроль за исполнением этого бюджета; устанавливают, изменяют и отменяют местные налоги и сборы. Они организуют выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

В области управления муниципальной собственностью, взаимосвязанной с предприятиями, учреждениями и организациями на территории местного самоуправления, органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.

Органы  местного самоуправления создают муниципальные  предприятия и учреждения, финансируют  муниципальные учреждения, формируют  и размещают муниципальный заказ; устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые  муниципальными предприятиями и  учреждениями, если иное не предусмотрено  федеральными законами.

В области земельных отношений и охраны окружающей природной среды органы местного самоуправления организуют благоустройство территории муниципального образования, территориальное зонирование земель муниципального образования, устанавливают правила землепользования и застройки территории, изъятия земельных участков в границах образования для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа; осуществляют земельный контроль за использованием земель; организуют мероприятия по охране окружающей среды; организуют и осуществляют экономический контроль объектов производственного и социального назначения на территориальном образовании, за исключением объектов, экономический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти.

В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления организуют в границах муниципального образования электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, снабжение населения топливом; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования; создают условия для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организуют утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организуют строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создают условия для жилищного строительства; организуют освещение улиц и установку указателей с названием улиц и номерами домов; организуют ритуальные услуги и содержание мест захоронения.

В области социально-культурного  обслуживания населения  органы местного самоуправления организуют библиотечное обслуживание населения; создают условия для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры; организуют охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования; обеспечивают условия для массового отдыха жителей и организуют обустройство мест массового отдыха населения;

В области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; обеспечивают первичные меры пожарной безопасности; организуют охрану общественного порядка на территории муниципального образования муниципальной милицией; осуществляют мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории поселений от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного ха создают и организуют деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, организуют и осуществляют мероприятия по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений; осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Органы  местного самоуправления вправе решать и другие вопросы, не отнесенные к  компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и доплат, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации)4.

Одним из наиболее важных полномочий органов  местного самоуправления является право  на издание муниципальных правовых актов.

Устав муниципального образования и оформленные  в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической  силы в системе муниципальных  правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные  муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных  федеральными законами, законами субъектов  Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования, издает постановления  по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Органы  местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации  — законами субъектов Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Органы  местного самоуправления несут ответственность  за осуществление отдельных государственных  полномочий в пределах выделенных муниципальным  образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ