Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:29, курсовая работа
Программа определяет базовые принципы и направления инвестиционного развития республики, содержит структуру работ и комплекс программных мероприятий, критерии эффективности, ответственных исполнителей, сроки, необходимые ресурсы и источники финансирования мероприятий; одновременно с этим она является инструментом реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия в средне- и долгосрочной перспективе.
Введение
Глава 1. 1. Инвестиционный потенциал Республики Бурятия
1.1. Географическое положение
1.2. Природные ресурсы
1.3. Рабочая сила
1.4. Научно-техническая база
1.5. Инфраструктура
1.6. Размер доступного продовольственного рынка РБ
1.7. Размер доступного рынка непродовольственных товаров РБ
1.8. Рейтинг инвестиционной привлекательности РБ
Глава 2. 2. Меры, предпринимаемые Правительством Республики Бурятия для привлечения инвестиций
2.1. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия
2.2. Организационная структура взаимодействия с инвесторами
2.3. Финансовое и налоговое стимулирование
2.4. Развитие инноваций
2.5. Нормативное правовое обеспечение
2.6. Маркетинговые исследования
2.7. Развитие государственно-частного партнерства
Глава 3. Технико-экономическое обоснование
Заключение.
Список литературы
В рамках создания благоприятной для инвестиций административной среды Указом Президента Республики Бурятия от 08.12.2009 N 381 создан Совет при Президенте Республики Бурятия по инвестиционной деятельности, принимающий решения по стимулированию инвестиционной деятельности в Республике Бурятия.
Вопросы
целесообразности и эффективности
республиканских целевых
Как показывает опыт лучшей практики привлечения инвестиций в субъектах Российской Федерации, создание готовых "промышленных площадок" обеспечивает для инвестора доступность таких важных ресурсов, как земля и инфраструктура. В Республике Бурятия в этом направлении проводится следующая работа:
- в 2010 году утверждены Положение о формировании реестра инвестиционных площадок (постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2010 N 258 "О формировании реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия") и Порядок софинансирования кадастровых работ в отношении земельных участков под инвестиционные площадки (постановление Правительства Республики Бурятия от 08.10.2010 N 438 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков под инвестиционные площадки, проектирование и строительство объектов инфраструктуры зон экономического благоприятствования и Методики расчета стоимости проведения кадастровых работ в отношении земельных участков под инвестиционные площадки");
-
на сегодняшний день выявлено
свыше 70 предложений по созданию
инвестиционных площадок; в текущем
году совместно с органами
местного самоуправления
-
республиканским бюджетом на 2011
- 2013 годы предусмотрено ежегодное
выделение 2 млн. рублей на финансирование
работ по постановке на
Законодательная
база в области инвестиционной политики
адекватна имеющимся
2.6. Маркетинговые исследования
Маркетинговые
исследования являются ключевым пунктом
в определении перспектив развития
региона с точки зрения производства
и сбыта продукции. В рамках проведенных
в 2009 - 2010 годы маркетинговых исследований
была сделана оценка конкурентоспособности
Республики Бурятия по основным факторам
инвестиционной привлекательности в разрезе
отраслей республики с учетом конъюнктуры
рынка и перспективных тенденций в мировой
экономике, экономике России и регионах
Сибири и Дальнего Востока; определены
сильные и слабые стороны. Установлено,
что перспективные направления специализации
Республики Бурятия на мировом, российском
и региональном рынках связаны, в первую
очередь, с развитием туристического кластера
и кластера добычи полезных ископаемых.
Помимо этого, имеют потенциал развития
агропищевой, транспортно-логистический,
лесоперерабатывающий кластеры, а также
крупная промышленность.
2.7. Развитие
государственно-частного
В Республике Бурятия поставлены задачи формирования государственно-частного партнерства. Предстоит разработать проекты нормативно-правовых актов по развитию государственно-частного партнерства.
В
рамках государственно-частного партнерства
в Республике Бурятия проводится
работа по развитию особой экономической
зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская
гавань", зон экономического благоприятствования,
по привлечению средств
По
предварительной оценке, общая стоимость
проекта особой экономической зоны
туристско-рекреационного типа "Байкальская
гавань" составляет 56,64 млрд. рублей,
в том числе бюджетные
По
итогам конкурсных отборов определены
6 муниципальных территорий, на которых
будет создано 5 зон экономического
благоприятствования туристско-
В
формате государственно-
Инвестиционные
возможности Республики Бурятия
регулярно представляются на экономических
и инвестиционных форумах, конференциях,
выставках разного уровня и вызывают
интерес потенциальных
3. Технико-экономическое обоснование
Перечисленные
выше меры недостаточны для долговременного
обеспечения высоких темпов инвестиций.
Системная организация работы по
привлечению инвестиций в республику
требует создания новых и развития
уже имеющихся механизмов привлечения
инвестиций, разработки комплексных
мер, направленных на привлечение средств
отечественных и зарубежных инвесторов,
эффективное использование
Согласно целям и задачам долгосрочной Программы социально-экономического развития республики до 2020 года по базовому сценарию развития республики для получения валового внутреннего продукта в 2020 г. в объеме 383,7 млрд. руб. необходимо вложить 81,7 млрд. инвестиций. При этом доля инвестируемого капитала увеличится незначительно: с 20,85% в 2010 г. до 21,3% в 2020 г.
При
максимальном использовании природно-
Вместе
с тем, реализация максимального
сценария ограничивается рисками нереализации
части представленных проектов, связанными
с изменениями конъюнктуры рынков сбыта,
кредитной политики, курсов валют, условий
финансирования российских институтов
развития, а также с возможными изменениями
в природоохранной политике государства
и высокой вероятностью ужесточения требований
к ведению хозяйственной деятельности
на Байкальской природной территории.
С учетом возможных рисков часть проектов
может быть приостановлена, поэтому объем
ВРП в 2020 году достигнет значения в 406 млрд.
руб., объем инвестиций составит 101,6 млрд.
руб., норма инвестирования - 25%.
Таблица
5
Инвестиционные и инфраструктурные проекты Республики
Бурятия,
предлагаемые к реализации на период
до 2020 года
Комплексы | Коммерческие проекты |
Объекты инфраструктуры |
Итого |
Минерально-сырьевой комплекс | 22 проекта (148,7 млрд. руб.) |
51 проект (45,8 млрд. руб.) |
73 проекта (194,5 млрд. руб.) |
Лесопромышленный комплекс | 4 проекта (7,0 млрд. руб.) |
12 проектов (1,6 млрд. руб.) |
16 проектов (8,6 млрд. руб.) |
Промышленность,
в т.ч. ЗЭБ промышленно-производственного типа, индустриальный парк "Гусиноозерский" |
12 проектов (15,9 млрд. руб.) |
13 проектов (2,3 млрд. руб.) |
25 проектов (18,2 млрд. руб.) |
Инновационный сектор | 5 проектов (4,3 млрд. руб.) |
1 проект (0,2 млрд. руб.) |
6 проектов (4,5 млрд. руб.) |
Агропромышленный комплекс | 15 проектов (9,2 млрд. руб.) |
56 проектов (2,5 млрд. руб.) |
71 проект (11,7 млрд. руб.) |
Туризм | 28 проектов (71,4 млрд. руб.) |
94 проекта (23,1 млрд. руб.) |
122 проекта (94,5 млрд. руб.) |
Жилищное строительство | 2 проекта (61,3 млрд. руб.) |
11 проектов (14,0 млрд. руб.) |
13 проектов (75,3 млрд. руб.) |
Социальная сфера | 3 проекта (3,6 млрд. руб.) | ||
Жилищно-коммунальная сфера | 3 проекта (15,9 млрд. руб.) | ||
Транспортная инфраструктура | 2 проекта (3,3 млрд. руб.) | ||
Итого: | 334 проекта (430,1 млрд. руб.) |
В связи с этим целевые индикаторы Программы рассчитаны исходя из трех вариантов развития ситуации:
- базового варианта - реализации проектов согласно Программе СЭР РБ;
-
целевого варианта - реализации наиболее
подготовленных перспективных
-
максимального варианта - реализации
полного массива
Для реализации "максимального" сценария необходимо комплексно организовать дальнейшую работу по привлечению инвестиций в экономику республики.
Будет осуществляться разработка новых нормативных правовых актов по привлечению инвестиций и приведение в соответствие с необходимыми требованиями имеющейся нормативной правовой базы.
Для
налаживания всей дальнейшей работы
с инвесторами, структурирования и
заключения сделок по инвестиционным
проектам Республики Бурятия будет
организована работа по привлечению
инвестиционных консультантов. Одним
из перспективных направлений
В дальнейшем в связи со значительными финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации проектов государственно-частного партнерства, будет выстроена схема проектного финансирования с участием институтов развития.
Кроме указанных выше разрабатываемых и реализующихся проектов, необходимо внести элементы коммерческой составляющей в сферы экономики, которые традиционно финансировались за счет бюджетных средств. Это такие отрасли, как образование, культура, здравоохранение и социальное обеспечение, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Для этого необходимо на основе лучших региональных практик определить структуру проектов и механизмы их реализации. Это позволит сформировать адекватную нормативно-правовую базу по развитию государственно-частного партнерства, проработать вопросы собственности и прав на готовые объекты, конкретные правила компенсации понесенных расходов, распределения доходов от реализации проектов, что позволит, в конечном счете, от слов перейти к делу и реализовать значимые для республики проекты с привлечением масштабных частных инвестиций.