Меры, предпринимаемые Правительством Республики Бурятия для привлечения инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Программа определяет базовые принципы и направления инвестиционного развития республики, содержит структуру работ и комплекс программных мероприятий, критерии эффективности, ответственных исполнителей, сроки, необходимые ресурсы и источники финансирования мероприятий; одновременно с этим она является инструментом реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия в средне- и долгосрочной перспективе.

Содержание

Введение
Глава 1. 1. Инвестиционный потенциал Республики Бурятия
1.1. Географическое положение
1.2. Природные ресурсы
1.3. Рабочая сила
1.4. Научно-техническая база
1.5. Инфраструктура
1.6. Размер доступного продовольственного рынка РБ
1.7. Размер доступного рынка непродовольственных товаров РБ
1.8. Рейтинг инвестиционной привлекательности РБ
Глава 2. 2. Меры, предпринимаемые Правительством Республики Бурятия для привлечения инвестиций
2.1. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия
2.2. Организационная структура взаимодействия с инвесторами
2.3. Финансовое и налоговое стимулирование
2.4. Развитие инноваций
2.5. Нормативное правовое обеспечение
2.6. Маркетинговые исследования
2.7. Развитие государственно-частного партнерства
Глава 3. Технико-экономическое обоснование
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

упр инв - курс инн h,1.docx

— 54.12 Кб (Скачать)

    В рамках создания благоприятной для  инвестиций административной среды Указом Президента Республики Бурятия от 08.12.2009 N 381 создан Совет при Президенте Республики Бурятия по инвестиционной деятельности, принимающий решения по стимулированию инвестиционной деятельности в Республике Бурятия.

    Вопросы целесообразности и эффективности  республиканских целевых программ, поддержки и развития малого и  среднего бизнеса, агропромышленного  комплекса, туризма, развития бизнес-инфраструктуры курируются Координационным советом при Правительстве Республики Бурятия. К одной из функций этого совета относится также и формирование предложений по взаимодействию Правительства Республики Бурятия с российскими и иностранными субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности и развитию государственно-частного партнерства.

    Как показывает опыт лучшей практики привлечения  инвестиций в субъектах Российской Федерации, создание готовых "промышленных площадок" обеспечивает для инвестора  доступность таких важных ресурсов, как земля и инфраструктура. В  Республике Бурятия в этом направлении  проводится следующая работа:

    - в 2010 году утверждены Положение о формировании реестра инвестиционных площадок (постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2010 N 258 "О формировании реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия") и Порядок софинансирования кадастровых работ в отношении земельных участков под инвестиционные площадки (постановление Правительства Республики Бурятия от 08.10.2010 N 438 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков под инвестиционные площадки, проектирование и строительство объектов инфраструктуры зон экономического благоприятствования и Методики расчета стоимости проведения кадастровых работ в отношении земельных участков под инвестиционные площадки");

    - на сегодняшний день выявлено  свыше 70 предложений по созданию  инвестиционных площадок; в текущем  году совместно с органами  местного самоуправления Республики  Бурятия детально отрабатываются  вопросы эффективного размещения  на них тех или иных производств,  потребности в инфраструктурном  обустройстве этих площадок и  действия по развертыванию инвестиционного  проекта и привлечению конкретных  инвесторов;

    - республиканским бюджетом на 2011 - 2013 годы предусмотрено ежегодное  выделение 2 млн. рублей на финансирование  работ по постановке на кадастровый  учет земельных участков под  выбранные инвестиционные площадки.

    Законодательная база в области инвестиционной политики адекватна имеющимся возможностям государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия и задачам по ее социально-экономическому развитию. 

2.6. Маркетинговые  исследования

    Маркетинговые исследования являются ключевым пунктом  в определении перспектив развития региона с точки зрения производства и сбыта продукции. В рамках проведенных в 2009 - 2010 годы маркетинговых исследований была сделана оценка конкурентоспособности Республики Бурятия по основным факторам инвестиционной привлекательности в разрезе отраслей республики с учетом конъюнктуры рынка и перспективных тенденций в мировой экономике, экономике России и регионах Сибири и Дальнего Востока; определены сильные и слабые стороны. Установлено, что перспективные направления специализации Республики Бурятия на мировом, российском и региональном рынках связаны, в первую очередь, с развитием туристического кластера и кластера добычи полезных ископаемых. Помимо этого, имеют потенциал развития агропищевой, транспортно-логистический, лесоперерабатывающий кластеры, а также крупная промышленность. 

2.7. Развитие  государственно-частного партнерства

    В Республике Бурятия поставлены задачи формирования государственно-частного партнерства. Предстоит разработать  проекты нормативно-правовых актов  по развитию государственно-частного партнерства.

    В рамках государственно-частного партнерства  в Республике Бурятия проводится работа по развитию особой экономической  зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская  гавань", зон экономического благоприятствования, по привлечению средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации на реализацию крупных инвестиционных проектов.

    По  предварительной оценке, общая стоимость  проекта особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская  гавань" составляет 56,64 млрд. рублей, в том числе бюджетные инвестиции - 18,64 млрд. рублей (33%), частные инвестиции - не менее 38 млрд. рублей (67%). В настоящее  время подписаны соглашения с 9-ю  резидентами особой экономической  зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская  гавань", которые начнут строительство  коммерческих объектов после ввода  основных инфраструктурных объектов.

    По  итогам конкурсных отборов определены 6 муниципальных территорий, на которых  будет создано 5 зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (г. Северобайкальск, г. Улан-Удэ, Тункинский, Северо-Байкальский и Заиграевский районы) и одна - промышленно-производственного типа (г. Улан-Удэ).

    В формате государственно-частного партнерства  структурирован инвестиционный проект "Комплексное развитие Забайкалья", включающий в себя 12 инфраструктурных объектов (железная и автомобильная  дороги, линии электропередач и объекты  генерации) на общую сумму 35,6 млрд. руб., а также 8 коммерческих объектов на общую сумму 74,0 млрд. рублей.

    Инвестиционные  возможности Республики Бурятия  регулярно представляются на экономических  и инвестиционных форумах, конференциях, выставках разного уровня и вызывают интерес потенциальных инвесторов. 

3. Технико-экономическое  обоснование

    Перечисленные выше меры недостаточны для долговременного  обеспечения высоких темпов инвестиций. Системная организация работы по привлечению инвестиций в республику требует создания новых и развития уже имеющихся механизмов привлечения  инвестиций, разработки комплексных  мер, направленных на привлечение средств  отечественных и зарубежных инвесторов, эффективное использование местных  инвестиционных ресурсов.

    Согласно  целям и задачам долгосрочной Программы социально-экономического развития республики до 2020 года по базовому сценарию развития республики для получения валового внутреннего продукта в 2020 г. в объеме 383,7 млрд. руб. необходимо вложить 81,7 млрд. инвестиций. При этом доля инвестируемого капитала увеличится незначительно: с 20,85% в 2010 г. до 21,3% в 2020 г.

    При максимальном использовании природно-ресурсного и промышленно-инновационного потенциалов  республики (максимальный сценарий) объем  ВРП может достигнуть 475 млрд. руб. При этом совокупная стоимость инвестиционных проектов и предложений на 10-летний период с учетом инфраструктурных проектов для достижения такого уровня ВРП  составит 430,1 млрд. руб. (табл. 5). В случае реализации всех предлагаемых инвестиционных проектов (максимальный вариант) объем инвестиций в 2020 году составит 135,4 млрд. руб., при этом доля инвестиций в ВРП может увеличиться до 28,5%.

    Вместе  с тем, реализация максимального  сценария ограничивается рисками нереализации части представленных проектов, связанными с изменениями конъюнктуры рынков сбыта, кредитной политики, курсов валют, условий финансирования российских институтов развития, а также с возможными изменениями в природоохранной политике государства и высокой вероятностью ужесточения требований к ведению хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории. С учетом возможных рисков часть проектов может быть приостановлена, поэтому объем ВРП в 2020 году достигнет значения в 406 млрд. руб., объем инвестиций составит 101,6 млрд. руб., норма инвестирования - 25%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5 

Инвестиционные  и инфраструктурные проекты Республики

Бурятия, предлагаемые к реализации на период до 2020 года 

      
Комплексы          Коммерческие  
проекты   
Объекты      
инфраструктуры
Итого  
Минерально-сырьевой комплекс 22 проекта     
(148,7 млрд.   
руб.)        
51 проект (45,8  
млрд. руб.)    
73 проекта  
(194,5      
млрд. руб.)
Лесопромышленный  комплекс    4 проекта (7,0 
млрд. руб.)  
12 проектов (1,6 
млрд. руб.)    
16 проектов 
(8,6 млрд.  
руб.)     
Промышленность, в т.ч. ЗЭБ    
промышленно-производственного 
типа, индустриальный парк     
"Гусиноозерский"            
12 проектов    
(15,9 млрд.    
руб.)        
13 проектов (2,3 
млрд. руб.)    
25 проектов 
(18,2 млрд. 
руб.)     
Инновационный сектор         5 проектов     
(4,3 млрд.     
руб.)        
1 проект (0,2    
млрд. руб.)    
6 проектов  
(4,5 млрд.  
руб.)     
Агропромышленный  комплекс    15 проектов    
(9,2 млрд.     
руб.)        
56 проектов (2,5 
млрд. руб.)    
71 проект   
(11,7 млрд. 
руб.)     
Туризм                       28 проектов    
(71,4 млрд.    
руб.)        
94 проекта (23,1 
млрд. руб.)    
122 проекта 
(94,5 млрд. 
руб.)     
Жилищное  строительство       2 проекта      
(61,3 млрд.    
руб.)        
11 проектов      
(14,0 млрд.      
руб.)          
13 проектов 
(75,3 млрд. 
руб.)     
Социальная  сфера             3 проекта  (3,6 млрд. руб.)                
Жилищно-коммунальная сфера   3 проекта  (15,9 млрд. руб.)               
Транспортная  инфраструктура  2 проекта  (3,3 млрд. руб.)                
Итого:                       334 проекта  (430,1 млрд. руб.)            
 

    В связи с этим целевые индикаторы Программы рассчитаны исходя из трех вариантов развития ситуации:

    - базового варианта - реализации проектов  согласно Программе СЭР РБ;

    - целевого варианта - реализации наиболее  подготовленных перспективных инвестиционных  и инфраструктурных проектов;

    - максимального варианта - реализации  полного массива представленных  в Программе инвестиционных и  инфраструктурных проектов на  сумму 430,1 млрд. руб.

    Для реализации "максимального" сценария необходимо комплексно организовать дальнейшую работу по привлечению инвестиций в  экономику республики.

    Будет осуществляться разработка новых нормативных  правовых актов по привлечению инвестиций и приведение в соответствие с  необходимыми требованиями имеющейся  нормативной правовой базы.

    Для налаживания всей дальнейшей работы с инвесторами, структурирования и  заключения сделок по инвестиционным проектам Республики Бурятия будет  организована работа по привлечению  инвестиционных консультантов. Одним  из перспективных направлений является создание специализированной структуры  по привлечению инвестиций и работе с инвесторами - современного подразделения  с хорошо образованным штатом менеджеров, которые не только ждут приезда инвесторов, а сами занимаются их поиском как в России, так и за рубежом, постоянно улучшают и продвигают инвестиционные возможности и проекты региона.

    В дальнейшем в связи со значительными  финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации проектов государственно-частного партнерства, будет выстроена схема  проектного финансирования с участием институтов развития.

    Кроме указанных выше разрабатываемых  и реализующихся проектов, необходимо внести элементы коммерческой составляющей в сферы экономики, которые традиционно финансировались за счет бюджетных средств. Это такие отрасли, как образование, культура, здравоохранение и социальное обеспечение, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Для этого необходимо на основе лучших региональных практик определить структуру проектов и механизмы их реализации. Это позволит сформировать адекватную нормативно-правовую базу по развитию государственно-частного партнерства, проработать вопросы собственности и прав на готовые объекты, конкретные правила компенсации понесенных расходов, распределения доходов от реализации проектов, что позволит, в конечном счете, от слов перейти к делу и реализовать значимые для республики проекты с привлечением масштабных частных инвестиций.

Информация о работе Меры, предпринимаемые Правительством Республики Бурятия для привлечения инвестиций