Механизмы повышения эффективности государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления
1.1 Специфика государственного управления…………………….…стр.5
1.2 Цели, функции и принципы государственного управления……стр.7
Глава 2. Механизмы повышения эффективности государственного управления
2.1 Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.15
2.2 Информационный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.22
2.3 Региональный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.27
Заключение……………………………………………………………..стр.31
Список используемой литературы…………………………………….стр.33

Работа содержит 1 файл

Гос. управление.docx

— 60.41 Кб (Скачать)

     Требование  к информации как к средству повышения  эффективности государственного управления:

     1. Информация - это стратегический ресурс. Она должна быть полной, актуальной, достоверной, охватывать весь спектр интересующих госструктуру проблем, собираться регулярно, с определенной периодичностью и в необходимых объемах.

     2. Информация должна отвечать комбинации целей, которые ставит управленческая структура, с теми средствами, которыми она намерена их добиваться. Ее качественность и достаточность позволяют госструктуре иметь перед собой действенный план, определять реальные и точные цели управленческих воздействий.

     3. Систематизация, обработка, аккумулирование  и экспертиза. Организацию этой  работы, а также анализ поступающей  информации, ее объемов, качества  и актуальности можно возложить  на соответствующий орган, например  информационно-аналитический отдел  или аналитическую группу. Такое  подразделение наряду с определением  результативности поступающей информации  должно прогнозировать ее влияние  на деятельность органа управления. Говоря о функциональных обязанностях данной службы можно выделить следующие пожелания:

    - отслеживание информации

    - обобщение информации по конкретному вопросу

    - систематизацию оценок конкретной проблемы

    - формулирование выводов

     В качестве приоритетного направления  в организации данной службы должно быть правовое регулирование вопроса, касающегося ответственности за информационное обеспечение в органах государственного управления. В противном случае велика вероятность, что информация, направляемая в управленческую структуру, будет искажена. Поскольку от достоверности, своевременности и полноты информации зависит качество принимаемых решений, эти акты должны также предусматривать конкретную жесткую ответственность за предоставляемую информацию. Введение таких мер позволит существенно повысить качество информационного обеспечения и управляющего воздействия органов государственной власти.

     4. Помимо официальной информационной  системы должна использоваться  и неформальная система. Неформальная  система в отличии от формальной  не связана структурными ограничениями  и последовательностью отдельных  операций.

     5. Аксиомой является тот факт, что  информация обладает только потенциальной  возможностью стать полезной  для пользователя. Действительная  цена информации выявляется после  ее использования, часто через  несколько лет. Следовательно,  принцип, которого придерживаются  японские менеджеры, является  единственно верным - не делить  первичную информацию на нужную  и ненужную, а собирать всю.  В органах государственного управления  данное умозаключение приобретает  особенно глубокий смысл.

     6. Среди технологических нововведений, обещающих рост производительности труда как рядовых сотрудников, так и руководящего звена, хотелось бы отметить следующее новшество - расширение возможности управления базами данных. Система управления базами данных - это пакет программ, предназначенный для того, чтобы обеспечить системный и гибкий подход к организации данных и доступ к ним. Существует технология, позволяющая накапливать данные в одной центральной базе и обеспечивать доступ сотрудников-специалистов к сведениям, относящихся к их компетенции.

     К сожалению, наряду с рецептом повышения  эффективности информационных потоков, возникают проблемные моменты [13 с.120], связанные с информацией:

     - Некоторые виды информации с  большим трудом поддаются количественной  оценке (к примеру, мотивация)

     - Информационная система способна  учитывать только формальные  информационные связи (в то  же время большое значение  имеют неформальные контакты)

     - Несмотря на повышение гибкости  информационных систем путем  децентрализации, по-прежнему сфера  их применения ограничена определенными  внутренними и внешними условиями

     Безусловен  тот факт, что информационные системы, информационные технологии могут привести к повышению производительности государственного управления. Однако, технология - это не сам успех, необходимо компетентное, энергичное, ответственное руководство. Важно оценить варианты предполагаемого использования информационной технологии с точки зрения организационной системы в целом.[2 с. 810] В свою очередь, ответственность и эффективность управления находятся в тесной связи и взаимозависимости. Ответственность - это субъектная составляющая эффективности управленческой деятельности. Фиксируя эту взаимозависимость, можно дать следующее ее определение: ответственность - это нацеленность и способность субъекта к эффективному (результативному) выполнению обязанностей и достижению целей его деятельности в соответствии с разделяемыми им общественными ценностями. 

     2.3 Региональный аспект повышения эффективности государственного управления 

     Перед определением механизмов повышения  эффективности государственного управления следует еще раз определить критерии эффективности - это способность государственных структур на различном уровне успешно решать экономические, социальные, финансовые, организационные и другие задачи, достигать поставленных целей, согласовывать и координировать экономические и политические интересы различных групп населения, действуя при этом в строго определенном правовом пространстве.

     Для России, как для федеративного государства существует вполне оправданная модель развития, заключающаяся в следующем: в переходный период, в реформируемом обществе особенно нужна сильная центральная власть, располагающая надежными рычагами управления. Тем не менее, нельзя не давать себе отчет в том, что жизнедеятельность данной стадии должна быть ограничена и на смену ей должны прийти сбалансированные механизмы в модель: Мощный федеральный "центр" с его властными полномочиями и финансовыми ресурсами должен взаимодействовать с сильными регионами, способными эффективно решать самостоятельно или совместно с "центром" основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью людей. Придерживаясь такой точки зрения возникает вопрос о распределении полномочий в рамках этой модели. Здесь можно выделить 3 уровня взаимоотношений "центра" и регионов [8 с.131] :

     - Экономические и социальные проблемы находятся в ведении регионов.

     - Выделяется круг проблем для совместного решения.

     - Собственно вопросы государственной важности ( оборона, внешняя политика и.т.д ) находятся в ведении федерального "центра".

     В контексте мировой теории управления все чаще проявляется тенденция к делегированию полномочий при общем контроле, что представляет собой весьма здравое зерно и является способом разгрузки "центра" от региональных проблем, тем самым сконцентрировавшись на проблемах стратегического значения.

     Делегировать  полномочия можно по следующей схеме, то есть все, что касается работы с  регионом должно быть распланировано следующим образом:

    - Приоритетность, то есть все проекты должны быть поделены на три категории: а.. Важнейшие. б. Насущные. в. Второстепенные.

    - Структура решения вопросов.

    - Промежуточные " летучки " (коррекция позиций).

    - Точная дата решения вопросов.

    - Личная ответственность в проекте.

     Правильно делегируя полномочия, можно создать  безупречный механизм, который будет  поражать своей эффективностью.

     Тем не менее, нельзя говорить о универсальности данной схемы ведь между регионами существуют различия и нужно разработать таких схем с определенными нюансами пропорционально количеству регионов. Но основной мыслью в данном контексте является то, что одним из направлений повышения эффективности государственной власти в целом может стать укрепление ее региональной составляющей.

     В столь непростой ситуации представляется лишь один выход из данной ситуации - укрепление экономической и финансовой основы регионов. Это действенный  путь повышения эффективности региональной власти, которая получает возможность  формировать нормальный бюджет и  внебюджетные фонды и тем самым  решать стоящие перед ней вопросы, не выпрашивая деньги у Федерального "центра". Такие подходы могут быть реализованы на практике применительно к депрессивным регионам. Им важно дать помощь на старте, предоставить на целевой основе капитал для запуска экономики, оживления производства. Но для этого нужны хорошо проработанные программы с четко поставленными целями и задачами. С этой целью, возможно, придется даже структурно перегруппировать финансовые ресурсы из федерального финансового фонда поддержки регионов. Их целесообразно разделить на две составляющие: фонд текущей поддержки (дотации через систему трансфертов) и фонд развития. Сегодня дотации, идущие на удовлетворение сиюминутных потребностей регионов, доминируют. Но они кардинально не решают проблему. К тому же нередки случаи, когда эти средства используются не по назначению. Во всяком случае, в нашей печати постоянно сообщается о том, что деньги «не дошли» до регионов, где-то «затерялись» и многочисленные контролирующие органы начинают их искать.

     Нужно предоставлять регионам не безвозвратные  дотаций, а предоставлять кредиты  под конкретные проекты… Для этого есть условия. Регионы располагают природными ресурсами, многие имеют развитую добывающую и перерабатывающую промышленность, владеют собственностью, имеют акции. Это означает, что кредиты есть чем материально обеспечивать. Такой порядок повысит ответственность регионов за более рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, заинтересует их самостоятельно зарабатывать деньги, а не ждать дотаций из федерального бюджета.

     Еще один ресурс, пожалуй, наиболее эффективный, если его реализовать. Превратить часть  доходов населения в инвестиции. Ведь население сегодня каждый месяц  покупает валюты на сумму в несколько  миллиардов долларов. На эти цели расходуется  примерно четверть всех доходов. То есть деньги либо не работают, либо находятся  в спекулятивном секторе экономики.

     Успешное  экономическое и социальное развитие регионов - это центральный аспект повышения эффективности государственного управления. Именно на этой почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и необходимую динамику. А это главные составляющие эффективности  государственного управления.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Перестройка государственного управления требует  прежде всего восстановления отношений  доверия, взаимопонимания, искренности  и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными  структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено народом, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.

     Общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не "спешащим следом" за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.

       Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и "работать" на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

Информация о работе Механизмы повышения эффективности государственного управления