Механизмы повышения эффективности государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления
1.1 Специфика государственного управления…………………….…стр.5
1.2 Цели, функции и принципы государственного управления……стр.7
Глава 2. Механизмы повышения эффективности государственного управления
2.1 Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.15
2.2 Информационный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.22
2.3 Региональный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.27
Заключение……………………………………………………………..стр.31
Список используемой литературы…………………………………….стр.33

Работа содержит 1 файл

Гос. управление.docx

— 60.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….стр.3

Глава 1. Теоретические основы государственного управления

1.1 Специфика государственного управления…………………….…стр.5

1.2 Цели, функции и принципы государственного управления……стр.7

Глава 2. Механизмы повышения эффективности государственного управления

2.1 Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.15

2.2 Информационный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.22

2.3 Региональный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.27

Заключение……………………………………………………………..стр.31

Список используемой литературы…………………………………….стр.33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы курсовой работы - реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества, а в нынешней ситуации тем более, является почти неразрешимой. Следует подчеркнуть, что для решения данной задачи государственные структуры во многом обладают неадекватными для решения этой задачи системами управления. Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или, вернее сказать, реструктуризации системы государственного управления.

     Безусловно, что данная проблема является наиболее острой и фундаментальной, а, как следствие, почти неразрешимой в контексте мировой политики. Люди страдали, страдают и будут страдать от неэффективности государственных организаций. Неоспоримым фактом является то, что в России нет стержневой мысли в организации структуры государственного управления или, вернее сказать, эффективного государственного управления. Система управления, распределения властных полномочий, в конце концов, наш основной закон-Конституция является квинтэссенцией мирового опыта, но опыта неадаптированного к специфике нашей страны, такой опыт можно охарактеризовать как обычную, бездумную кальку.

     Целью курсовой работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Рассмотреть специфику государственного управления.

     2. Выявить составляющие эффективности государственного управления.

     3. Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.

     Предметом исследования является - специфика государственного управления, как фактор, определяющий бескризисность существования и будущего развития Российской Федерации.

     Объектом  исследования является – управление, как социальное явление и государственное  управление в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы государственного управления 

     1.1 Специфика государственного управления 

     Многие  авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную  специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное  управление (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник) (8,с.34). Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:

     1. Государство, выступая в качестве  субъекта управления, придает государственному  управлению важное свойство, без  которого оно не могло бы  состояться. Это свойство системности.  Как иначе, могло бы быть  осуществлено управление огромными  массами как человеческих, так  и материальных ресурсов. Данное  свойство принципиально ведь  только при его наличии может  осуществляться согласованность,  координация, целеустремленность  и эффективность. 

     2. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как " структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.

     3. Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является " распространенность государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.

     Итак, Государственное управление - это  практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях  ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

     Термин  «государственное управление» широко используется в отечественной и  зарубежной научной литературе, а  также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым  конституционные основания для  выделения данного вида государственной  деятельности. 

     1.2 Цель, функции и принципы государственного управления 

     Оценка  и анализ состояния государственного управления РФ и поиски решений по повышению производительности государственного управления в сложившейся в Российской Федерации ситуации затруднены непроясненностью ряда общественно-политических и особенно обострившихся экономических проблем, которые выступают обьективными основаниями для самого государственного управления. В данный момент мы должны ответить на принципиальные вопросы, без ясного понимания ответов на которые государственное управление как технология их реализации не имеет большого значения. Нужно определиться в следующих моментах:

     1. В каком направление мы движемся?

     В данном контексте следует ответить на вопросы, являющиеся концептуальными, системообразующими: Определиться, какое  общество мы желаем построить и действительно  можем. Определить адекватность ресурсов, которыми мы располагаем и охарактеризовать ту политическую волю, которой мы обладаем. Да, безусловно, на данном этапе идет реструктуризация общественно-экономической формации, произошел переход к частной собственности, мы находимся в плоскости рыночных отношений и живем в демократической стране со всеми недостатками этой модели в рамках нашего, специфического общества. Но данные ценности и завоевания являются общим выбором и весьма неопределенным. На основе выбора в пользу данных ценностей нельзя построить и сформулировать новую концепцию государственного управления. Надо определиться в специфике нашего общества и выделить общее и частное в рамках мирового опыта. Здесь следует принять во внимание огромный спектр факторов: от исторической специфики до особенностей менталитета.

     2. В чем истоки преобразуемого нами общества?

     Как мы видим, этот вопрос органически перекликается  с предыдущим, так как выбор  пути включает в себя отбор и сохранение элементов накопленных знаний и их целевое использование.. Ведь нельзя полностью отторгать идеи социализма и считать, что они не востребованы. Немало от идей и принципов социализма взято и практически реализовано во многих странах. Как пример можно взять идеи "нового" курса Ф.Д Рузвельта. Значит нам нужен более глубокий и критический анализ, необходимо вычленить то, что является функциональным для развития будущего общества, а что выявило свою несостоятельность. Нам необходимо ранжировать общественные элементы, произвести селекцию элементов, которые могут быть адаптированы. Уже более 10 лет мы живем в переходном обществе и систему государственного управления необходимо адаптировать к интересам всего социального состава общества и ни в коем случае не допускать социального антаганизма.

     3. Какие действия нужно совершать в переходный период?

     Этот  вопрос является вполне логичным, так  как достижение любых целей всегда связано с использованием соответствующих  средств, ресурсов, форм и методов  и в определенной мере они накладывают  свой отпечаток на конечный результат. Можно говорить о большом количестве подобного рода опыта в современном  обществе и рассматривать историю  совершения действий по выходу из кризисного, переходного общества через призму аналогий, но данное рассмотрение теряет свою проблематику, так как потеряна специфика нашей страны, на материале  которой происходит рассмотрение.

     Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и  регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества. [6, с.5]

     Цели  государственного управления в современной  России.

     1. Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

     2. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.

     3. Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.

     4. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.

     5. Поддержание позитивной экологической обстановки.

     6. Поддержание рыночных механизмов.

     7. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

     Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное  управление. Но архиважным является создание "древа целей", в котором  были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие  и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую  целостность. Но, данную целостность  нужно соединить с адекватными  средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в  процессе их реализации будут искажены.

     Функции государственного управления - объективно обусловленые виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий  государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие  государства причем важно отметить, что оно является целостным.[7 с.18] На набор функций государственного управления влияют по крайней мере 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и ,безусловно, место и роль государства в обществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, а государственное управление как его производная, является с одной стороны тем элементом, который осуществляет насилие, т.е так называемым " легитимным насилием", а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону ограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции. Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.

Информация о работе Механизмы повышения эффективности государственного управления