Механизмы повышения эффективности государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления
1.1 Специфика государственного управления…………………….…стр.5
1.2 Цели, функции и принципы государственного управления……стр.7
Глава 2. Механизмы повышения эффективности государственного управления
2.1 Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.15
2.2 Информационный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.22
2.3 Региональный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.27
Заключение……………………………………………………………..стр.31
Список используемой литературы…………………………………….стр.33

Работа содержит 1 файл

Гос. управление.docx

— 60.41 Кб (Скачать)

     К специфическим функциям кадровых служб  и служб управления персоналом относятся: административная, функция прогнозирования, социальная, повышения качества служебной  деятельности мотивации, информационно-аналитическая.

     Специфики функции являются рабочим инструментом осуществления общих функций. Принципиально  важно подчеркнуть, что специфические  функции подвижны.

     С изложением социально-политических условий, места и роли государства в  обществе они расширяются или  сужаются в зависимости от общественных потребностей и возможностей государства.

     Управление  персоналом государственной службы явление многогранное. Оно одновременно выступает как система организации, как процесс, как структура.

     Проблемы  реформы государственной службы РФ

     Анализ  действующего законодательства и современных  тенденций развития государственной  службы в РФ позволяет сделать  основные выводы относительно направлений  реформы государственной службы.

     1. Современное государство характеризуется  наличием множества разнообразных  задач и функций от профессионального  и точного осуществления которых  зависит существование всей общественно-политической  системы. Поэтому оно должно  включать в свой организм профессиональный  служебный корпус, организации и  деятельность которого регламентируются  законодательными актами. Очевидно, что в данном случае речь  идет о таком обязательном  государственно-правовом институте,  который называется “государственная  служба”, во многих странах  ее именуют “публичная служба”  (ФРГ, Испания, Бельгия), а в  некоторых – “гражданской службой”. В России употребляется термин  “государственная служба”.

     Современная государственная служба России представляет собой с юридической точки  зрения правовую материю, которая находится  в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные  акты, регламентирующие государственно-служебные  отношения. В этой области в будущем  должны произойти важнейшие изменения. Современное законодательство позволяет  утверждать, что Россия находится  на пути возрождения института профессионального  чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях политическом нейтралитете служащих и качественным исполнением ими служебных обязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и позитивного развития государственности.

     2. Реформа государственной службы  в РФ началась вместе с принятием  1990-94 гг. новых законов и других нормативных актов. На необходимость проведения реформы государственной службы ученые постоянно обращали внимание. Однако эти мероприятия осуществлялись до последнего времени без достаточно разработанного плана реформирования государственной службы, без четких представлений об этапах и сути нововведений в сфере государственной службы. И только в конце 1993 года одновременно с утверждением указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года “Положения о федеральной государственной службе” были опубликованы тезисы концепции реформирования государственной службы в России. В научной литературе уже появились критические заметки по поводу этих тезисов. В 1992 году в специальном издании Российских кадров России были также опубликованы тезисы концепции развития государственной службы.

     3. Государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: государственного, муниципального, трудового...

     В связи с этим, очевидно, будет усиливаться также тенденция по выделению сходных правоотношений в одну правовую отрасль. Законотворческий процесс в области государственной службы России приведет к тому, что в ближайшем будущем появится новая отрасль права – служебное право – со своим предметом правового регулирования, то есть как система правовых нор, регулирующая отношения в области государственной службы. Итогом реформирования государственной службы станет, очевидно, возникновение на месте устаревшей и неэффективной государственной службы современной публичной службы.

     Служебное право должно стать регулятором  государственных служебных отношений, не только в сфере деятельности государственных  органов, внутри государственной администрации, но и в области функционирования органов местного самоуправления. Конечно, в системе государственной службы остается много места и для  отношений, регулируемых частным правом. Ведь определенные государственные  функции будут осуществлять служащие, имеющие отличное от правового статуса  профессиональных чиновников правовое положение.

     Чиновники – это служащие со специальным  набором прав и обязанностей. Во многих странах они являются субъектами реализации высших политических полномочий государственной власти, выполняют  особо важные государственные функции, состоят в особенных правовых отношениях с государством (верности и доверия) и назначаются на должность  путем издания административно-правового  акта.

     4. Устанавливая в законодательном  порядке классическое государственно-правовое  служебное отношение, необходимо  создавать законодательство, регулирующее  правовой статус других государственных  служащих, состоящих в трудовых (частно-правовых) отношениях с государственными  органами. Эти лица также заняты определенным трудом на государственной службе, однако они не должны выполнять специфических государственных задач и функций, которые находятся в компетенции только Высшей категории служащих. Государствено-служебные отношения “простых” государственных служащих будут возникать на основе другого способа замещения должности в государственной администрации – путем заключения трудового договора, содержание которого подлежит регулированию частным правом (например, трудовым). Начало реформе всей системы государственной службы может положить реформирование административного права, регулирующего отношения публично-правового характера. В будущем предстоит развитие и конституционно-правовых норм о государственной службе. В 1991 году в одном из проектов Конституции России содержалась глава, посвященная государственной службе. Следует отметить, что все проекты Конституции России 1991-93 гг. включали в текст статью о равном доступе граждан к государственным должностям (для поступления на государственную службу). Современный уровень конституционно-правового регулирования вопросов государственной службы является весьма не полным и страдает неопределенностью.

     Концепция реформирования государственной службы РФ определяет следующие этапы реформы:

     1. Конституирование института федеральной государственной службы.

     2. Установление статуса федерально-государственного служащего.

     3. Систематизация и спецификация процесса прохождения федерально-государственной службы.

     4. Формирование единой системы государственной службы.

     5. Реформирование государственной службы до планируемых пределов – длящийся процесс, связанный (а во многом и зависимый от других обстоятельств с другими реформами со многими дополнениями и изменениями, происходящими внутри самого государства и законодательства). Серьезный государственный подход к проблемам государственной службы требует учета многих факторов управленческих, политических, экономических, правовых. Изменения, происходящие в обществе, экономике и политике, непременно будут влиять на формирование новой системы государственной службы. Реформа государственного управления и реформа государственной службы взаимосвязаны между собой. Надо учитывать дореволюционный опыт советский, международный. Реформирование государственный службы в других государствах – бывших социалистических, подтверждают, что этот процесс очень медленный.

     Можно сказать, что уже сформировалась общемировая закономерность, которая выражена в том, что место государства и его позиции на мировой арене от двух взаимоопределяющих факторов - качества подготовки специалистов и условий, создаваемых для раскрытия и использования их потенциальных возможностей и способностей. Стратегическая задача государственной кадровой политики - формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного аппарата управления. Его призвание - эффективно решать задачи и выполнять функции федеральных органов.  

     2.2 Информационный аспект повышения эффективности государственного управления 

     Мировая обществоведческая мысль второй половины двадцатого столетия рассматривает  все происходящее в мире в рамках парадигмы: аграрное общество - индустриальное общество - информационное общество (постиндустриальное). Можно сказать, что мы живем сейчас в информационном обществе, где ценность информации трудно переоценить, а, точнее, она является одной из базисных основ, которые цементируют общество. "Кто владеет информацией, тот владеет миром" - это аксиома. Особо важное значение она приобретает в органах государственного управления, обеспечивая его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность государственного аппарата. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т.д. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль. Информация, циркулирующая в органах государственного управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для соответствующих региональных управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов. Информацию в органах государственного управления можно классифицировать по разным основаниям и признакам. В литературе уже делались попытки классификации социально-управленческой информации при изучении проблем информатизации и технологизации социального пространства (Г. Атаманчук, М. Рассолов, Ю. Батурин и др.). Поскольку управленческая информация представляет собой определенное отражение социальной действительности (а также природной в той мере, в какой она вовлечена в орбиту общественной человеческой деятельности), признано, что ее следует классифицировать прежде всего в зависимости от степени соотнесения с этой действительностью, реальными процессами, протекающими в ней

     Информация  может быть как официальная, так  и неофициальная, общая и отраслевая, горизонтальная и вертикальная. При  разделении информации внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя, на второе - для должностных лиц.

     Попробуем определить главную цель государственного управления. Таковая состоит в  том, чтобы на базе собранных исходных данных получить вторичную, обработанную информацию, которая служит основой  для принятия управленческих решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач, таких, как сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями органа управления и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции.

     Информацию  в структурных подразделениях органа управления можно классифицировать по следующим основным признакам:

     • функциональному назначению и характеру  деятельности структурных подразделений;

     • отношению сообщения к субъекту, управляющему структурным подразделением;

     • типу связи структурного подразделения  и внешней среды (осуществляется прямая и обратная связь по обмену информацией путем налаживания  постоянных контактов, проведения пресс-конференций, брифингов, информационных встреч.)

     • отношению к целевой функции  структурного подразделения.

     • логическому содержанию. Информация структурного подразделения может  подразделяться на три самостоятельных  подмножества - о субъектах органа управления, объектах его управленческого  воздействия (регионах, предприятиях и  организациях, гражданах) и присущих им свойствах и отношениях.

     • физической форме представления

     • процедурам преобразования (вероятностные, социологические, моделирующие, аналитические, вычислительные и т.д.).

     • степени преобразования (основная, или вновь поступающая; обработанная в аналитические и прогнозные записки, теле-радио-фотоматериалы; сгруппированная  в информационные еженедельники  и бюллетени)

     Данная  классификация является отнюдь не беспорной, но представляется наиболее полной. Следует  остановиться на другом важном моменте, связанным с классификацией информации - это ее необходимость. В целом  классификация позволяет получать весьма ценные сведения об информации, содержащейся в структурных подразделениях госаппарата, способствует решению  многих принципиальных вопросов проектирования информационной системы госуправления  и анализа соответствующего обеспечения структурных подразделений. Не располагая исчерпывающими данными о важнейших свойствах и характеристиках информации, нельзя оптимизировать ее, обеспечивать заданную точность, надежность и эффективность использования.

Информация о работе Механизмы повышения эффективности государственного управления