Механизмы повышения эффективности государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления
1.1 Специфика государственного управления…………………….…стр.5
1.2 Цели, функции и принципы государственного управления……стр.7
Глава 2. Механизмы повышения эффективности государственного управления
2.1 Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.15
2.2 Информационный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.22
2.3 Региональный аспект повышения эффективности государственного управления………………………………………………………………стр.27
Заключение……………………………………………………………..стр.31
Список используемой литературы…………………………………….стр.33

Работа содержит 1 файл

Гос. управление.docx

— 60.41 Кб (Скачать)

     Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять  на себя функции государственного управления и обеспечить их должную реализацию. Оптимальным вариантом было бы нахождение некоего баланса, так как в современном обществе мы являемся свидетелями уменьшения государственного сектора (приватизация в данный момент рассматривается одним из основных способов повышения эффективности в государственном секторе), но с другой стороны, повышения роли государственного регулирования в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений.

     Функции государственного управления.

     1. Функция планирования. (При этом нужно ответить на вопрос чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция.)

     2. Функция организации. (Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.)

     3. Функция регулирования. (Функция направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.)

     4. Функция работы с персоналом. (В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.)

     5. Функция контроля. (Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций.)

     К сожалению, постулат неоконсерваторов о всеобщем, пронизывающем все сферы общественной жизни рыночном регулировании в рамках нашей страны не может найти подтверждение. Здесь важно определить специфические функции государства, чтобы данные функции не ушли на откуп рыночным механизмам, а сделать так, чтобы государство определило объем данных функций на федеральном уровне и на уровне рыночных механизмов. Результативность в данном случае должна осуществляться на уровне налогов, льгот, инвестиций - это и есть контроль в сфере рыночной экономики. К специфическим функциям относятся: научно-техническое развитие, контроль и регулирование за сферой трудовых отношений и, естественно, финансовая система. Данные функции стоят особняком и требуют строжайшего контроля со стороны государства, так как в противном случае можно говорить об угрозе безопасности страны. То есть при их реализации необходимо учитывать все особенности развития страны, ее специфику.

     Не  секрет, что многие трансформации и преобразования в государственном управлении проходят хаотично и весьма субъективно. Методологически целостного подхода к государственному управлению нет и это следует признать. Мы поставлены в ситуацию, когда нет комплексного механизма в создании, трансформации структур, как на федеральном, так и на местном уровне. В данном контексте необходимо поговорить о принципах государственного управления. Итак, принцип (от лат. "principium" - первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами.[8 с.186]. То есть, те закономерности и отношения общественно-политической жизни, содержания, организационной структуры и жизнедеятельности компонентов государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической управленческой деятельности людей. Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:

     - Онтологический (этот аспект включает в себя генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают).

     - Гнесеологический (анализ характера принципов, языка, логики и структуры их адекватной научной интерпретации).

     - Методологический (указывает на механизмы теоретического и практического применения принципов).

     Очевиден  тот факт, что на данный момент нельзя говорить о полном познании всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описании их посредством принципов. Практическое же осуществление принципов государственного управления не зависит от них самих, а определяется отношением к ним людей. Не столь важно знать принципы, а уметь ими пользоваться в практической деятельности, в практическом управлении. Поскольку принцип государственного управления призван вначале в научной, а потом в правовой форме выражать закономерности, отношения, взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционировании. Говоря о технологии выявления и обоснования принципов государственного управления, можно предложить следующие индикаторы, требования:

     - Отражать существенные закономерности, отношения и взаимосвязи.

     - Закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть устойчивыми.

     - Закономерности, отношения и взаимосвязи  должны быть присущи государственному  управлению, как целостному социальному  явлению.

     - Отражать специфику государственного  управления.

     Принципы  государственного управления.

     1. Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития)

     2. Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий)

     3. Организционно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий)

     4. Государственно-управленческой деятельности (раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций.)

     Вопрос  о распределении управленческих полномочий между органами государственной  власти является для России на всех этапах ее развития концептуальным, центральным, так как он аккумулирует в себе несколько особенно актуальных проблем:

  • - Обеспечение демократизма и рациональности государственного управления в масштабах всей страны.

     - Федеративное построение государственного управления.

     - Целостность, рациональность, эффективность государственного управления.

     - Единство законодательного регулирования и дифференцации применения правовых норм в зависимости от конкретных условий, факторов и обстоятельств.

     - Прочность государственно-правовых устоев.

     Важно сформулировать стратегическую и оперативную  концепцию системного государственного управления, так как, к сожалению, сейчас мы наблюдаем картину, когда властные полномочия являются элементом торга и их перераспределение в масштабе государства носит конъюнктурный характер, характер носящий политический оттенок, когда предоставление тех или иных полномочий является моментом некоего политического шантажа. В данном контексте можно выделить два автора этой, так называемой, игры: это федеральный центр и региональные власти. Как мы видим, в поставленной проблеме четко прослеживаются исторические аналогии, что подтверждает тезис о плохой исторической памяти тех, кто еще недавно видел панацеей от всех бед ликвидацию союзного центра.

     Поскольку проблемы построения работоспособной  по большей части системы, способной  к саморегуляции и адаптации, не решаются на федеральном уровне, тем самым это проецируется на региональный, а дальше на местный  уровень.

     Таким образом, вопрос о целях, функциях и принципах государственного управления является важнейшим при попытке создать систему эффективного государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Механизмы повышения эффективности государственного управления

     2.1 Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления

      

     Обозначение данных проблем выводит нас на субъективный фактор государственного управления, то есть на людей, на персонал, который должен обеспечивать проводимость тех решений, которые созревают  в недрах властных структур.

     Реформирование  государственной службы РФ объективно потребовало обеспечить органы власти надежными, инициативными, профессионально  грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные  на них функции.

     Необходимым условием решения поставленной задачи является нормативно-правовое регулирование  деятельности государственной службы и функционирования ее персонала, определение  порядка регулирования процессов  подбора, перемещения, оценки кадров...

     Управление  персоналом государственной службы является важной основной частью государственного управления. Однако, в Конституции  РФ, принятой в 1993 г., отсутствует термин “государственное управление”, что  привело к появлению точки  зрения о неправомерности признания  государственного управления как государственно-правовой категории.

     Такие суждения нельзя признать объективными. Дух и буква таких статей Конституции  предполагают активное влияние государства  на экономические, политические, социально-культурные процессы. Особенно это касается органов  государственной власти, их персонала, что получило юридическое выражение  в принятии Федерального закона “Об  основах государственной службы РФ”.[4 с.14-15] Закон позволяет поставить работу с персоналом органов государственной власти на прочную законодательную основу и научный фундамент.

     Среди двенадцати принципов государственной службы, содержащихся в ст.5 Федерального закона, к проблемам управления персоналом относится семь :

  1. равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со

способностями и профессиональной подготовкой;

  1. единство основных требований, предъявляемых к государственной

службе.

  1. профессионализм и компетентность государственных служащих;
  2. гласность в осуществлении государственной службы;
  3. ответственность государственных служащих за подготавливаемые и

принимаемые решения, неисполнение либо не надлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

  1. внепартийность государственной службы.
  2. стабильность кадров государственных служащих в государственных

органах.

     С одной стороны, закон четко определил  требования к чиновнику, с другой – определил права и гарантии служащего в отношениях с государством. Управление персоналом государственной службы – явление сложное и слабо изученное. Почти не выявлена его специфика и приоритетные направления в условиях демократизации общества и перехода к рынку. Управление персоналом - это внутреннее качество системы (государственной службы), основными элементами которой являются субъект – управляющий элемент (руководитель органа государственной власти и кадровая служба этого органа) и объект – управляемый элемент (персонал органа государственной власти), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации. Проблема не так проста и очевидна, как может показаться на первый взгляд.

     Эффективность управления персоналом может быть обеспечена только на основе четкого определения  субъектов и объектов этого воздействия, разграничения функций руководства  и кадровой службы в решении кадровых вопросов, тем более преувеличение роли последнего.

     Именно  руководство органа государственной  власти решает главные кадровые значения, утверждает состав аттестационных и  конкурсных комиссий, принимает по их выводам управленческие решения, освобождает от занимаемых должностей сотрудников.

     В подготовке и нормативном оформлении этих решений велика роль кадровых служб органов государственной  власти, но их функции в управлении персоналом сводятся к проблемам  улучшения качества персонала, его  профессионального развития, подготовки, переподготовки, консультирования.

     Следовательно, управление персоналом государственной  службы выступает как целенаправленное упорядоченное воздействие, реализуемое  в связях между субъектом и  объектом и осуществляемые непосредственно  субъектом управления.

     Применительно к сфере управления персоналом государственной  службы можно считать, что функции  – это основные направления содержания управленческой деятельности органа государственной  власти, его кадровой службы. Правомерно выделить функции универсальные, пригодные  для любого процесса управления, и  конкретные специфические функции  кадровой службы, выражающие содержание ее управленческого воздействия.

     К универсальным функциям относятся: планирование, организация, координация, регулирование, контроль. Именно они  отражают сущность процесса управления.

Информация о работе Механизмы повышения эффективности государственного управления