Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы, формированием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.
В последние годы в юридической науке идут процессы, связанные с признанием нового, «широкого» правопонимания. Однако в силу инерции нередко не происходит выработки новых, соответствующих широкому пониманию права, подходов к другим правовым явлениям. Относится это и к таким понятиям, как «реализация» (или «действие права») и механизмы такой реализации (действия).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Сущность механизмов действия права 5
1.2. Юридические механизмы правового регулирования 7
1.3. Неюридические механизмы правового регулирования 12
2. СТАДИИ СИСТЕМНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ПРАВА 15
2.1. Механизм правообразования 15
2.2. Механизм правотворчества 17
2.3. Механизм правореализации 20
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
3.1. Понятие эффективности правового регулирования 22
3.2. Критерии эффективности правового регулирования 24
3.3. Результативность юридических средств в механизме правового регулирования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Механизм правового регулирования-курс юля.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Без определения фактической эффективности невозможно и определение социальной эффективности. Вместе с тем, социальная эффективность не исчерпывается измерением фактической эффективности.

3.2. Критерии  эффективности правового регулирования

     Для характеристики эффективности права  с качественной стороны используют такие критерии, как, обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность16.

     Обоснованность  и целесообразность - это условия  и требования, осуществление которых  необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны.

     Эта сторона оценки социальной эффективности  касается, прежде всего, правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д.

     Экономичность - это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей.

     Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние  юридической практики, выявленные в  ней недостатки и трудности в  решении юридических вопросов, фактические  возможности юридических органов в их преодолении.

     Задача  определения эффективности той  или иной правовой нормы может  быть решена еще на стадии ее разработки. Для этого нередко прибегают  к ее опытной проверке, к постановке правового эксперимента. Его конечная цель заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта правового регулирования.

     Проведение  правового эксперимента предполагает издание компетентными органами экспериментальных правовых норм. Их действие опробуется на экспериментальных  объектах. Выделяют следующие признаки экспериментальной нормы: она во всех случаях имеет ограниченную сферу применения, является временной и носит поисковый характер.

     Применение  правового эксперимента имеет определенные границы. Так, ни при каких условиях не могут быть допущены эксперименты, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, попадающих в сферу опыта, отрицательно влияющие на их материальные, духовные и иные интересы.

3.3. Результативность юридических средств  в механизме правового регулирования

 

     Проблема эффективности права рассматривается и с сугубо юридической стороны, как результативность самой юридической формы. С этой точки зрения представляет особый интерес ответ на вопрос, какова действенность, результативность всей совокупности юридических средств, включенных в механизм правового регулирования, насколько эффективны тот или иной способ, метод, тип регулирования, используемые в данном случае.

     Например, решение какого-то экономического вопроса  требует предоставления тем или  иным лицам субъективных прав. В каком порядке их эффективнее предоставить - общедозволительном или разрешительном? Какой метод регулирования - административный или гражданский - в данном случае наиболее оптимален? Важно также нахождение оптимальных средств и приемов юридической техники, всемерное использование кодификаций, передовых способов обработки законодательных текстов, юридическая точность и доступность нормативных актов.

     Результативность  правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных  актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую работу.

     Правоприменительные акты являются важным средством для  достижения тех целей (конкретных и  перспективных), которые стоят перед  нормой права. Таким образом, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом целей.

     Отсюда  измерять эффективность правоприменительных  актов следует так же, как и  эффективность правовых норм, сопоставляя  фактически достигнутый результат  их действия с целями соответствующих правовых норм.

     Вместе  с тем не во всех случаях можно  говорить о социальной эффективности  актов применения права. Все зависит  от применяемой нормы, ее содержания.

     Так, многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение.

     Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменение здесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, с той только разницей, что предполагает в данном случае издание правоприменительного акта.

     Иную  ситуацию можно наблюдать при  применении норм, дающих свободу усмотрения правоприменителю (относительно-определенных, диспозитивных норм). В этом случае результаты индивидуального регулирования могут существенно отразиться на степени достижения целей применяемых норм, внести определенный вклад в общую эффективность правового регулирования.

     Эффективность правоприменительных актов зависит  от их юридической и фактической  обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.

     Измерение социальной эффективности права должно, прежде всего, исходить из оценок права с качественной стороны.

     Вместе  с тем существуют особенности  в показателях эффективности  права в зависимости от того, какие  функции - регулятивные или охранительные - подвергаются оценке.

     Эффективность регулятивных функций права тесно связана с результативностью социально-экономических, политических мероприятий, облекаемых в правовую форму. Здесь количественное измерение эффективности может получить выражение в точных экономических и иных социальных показателях. Необходимо только вычленить из этих показателей тот эффект, который достигнут именно с помощью юридических средств17.

     Эффектность правоохранительной функции права  выражается главным образом в  показателях, характеризующих состояние  правопорядка - динамика правонарушений, результативность санкций и т.п.

     Данные, получаемые в результате изучения эффективности  права, являются основой для его  дальнейшего совершенствования. По своему значению эти данные служат важнейшим каналом обратной связи  между законодательством и практикой его применения.

 

Заключение

 

     Механизм   действия   права  - это взятая в единстве совокупность экономических, социально-политических, правовых и иных факторов, действующих на общесоциальном, региональном, групповом и индивидуальном уровнях на стадиях (этапах) правообразования, правотворчества, правореализации и определяющих в конечном итоге правомерность поведения субъектов общественных отношений, законность и правопорядок в обществе.

     Структура и действие механизма  действия  права представлены следующим образом.

     Правообразование, правотворчество и правореализация происходят под воздействием всего общества, структуру которого образует ряд комплексов (экономический, социальный, политический, духовный, правовой, управленческий и др.), являющихся системным образованием, имеющим три уровня действия:

  • общесоциальный (общество в целом);
  • региональный (республики, края, области, города, районы и пр.);
  • групповой (семья, трудовой коллектив, общественные объединения).

     Под воздействием всех факторов происходит формирование качеств и свойств личности человека и выбор им варианта определенного поведения (индивидуальный уровень), чем в конечном итоге и определяются характер и направленность процессов, происходящих на каждой из указанных стадий.

     Первая  стадия (правообразование) характеризуется  зарождением новых общественных отношений, постепенно приобретающих  массовый характер. В этой связи  складываются новые правила поведения, которые государство начинает признавать в качестве правовых посредством аналогии, правового обычая, судебной и иной юридической практики и правового эксперимента.

     На  второй стадии (правотворчество) компетентные государственные органы (или иные организации по уполномочию государства) создают нормативные правовые акты и тем самым окончательно закрепляют правовой характер указанных правил.

     На  третьей стадии (правореализация) под  воздействием системы указанных  факторов происходит фактическая реализация правовых предписаний и требований в деятельности (поведении) субъектов права.

     Связь стадий механизма   действия   права представляет определенный процесс. Переход от первой стадии ко второй осуществляется перерастанием всех взаимообусловленных факторов правообразования в начальный вариант правотворчества, когда законодатель, не приступив к самому правотворческому процессу, осознает необходимость юридического урегулирования некоторых тенденций развития общественных отношений.

     Качество  законов и иных нормативных актов (прежде всего, их соответствие реальным общественным отношениям) во многом определяют их соблюдение, исполнение, т.е. состояние законности и правопорядка.

     Реализацию  правовых норм определяет, с одной стороны, правообразование, с другой, правотворчество - необходимость соответствующих изменений и дополнений законодательства.

      

 

Список  литературы

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации // КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

Литература

  1. Анисимов П.В., Папичев Н.В. Правовое регулирование прав человека. – М.: НАУКА, 2007. – 432с.
  2. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристь, 2006. – 637с.
  3. Варданян Д.С. Российская правозащитная система. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672с.
  4. Клепицкая Т.А. Теория государства и права: Учеб. пособие. – М.: РИОР, 2008. – 126с.
  5. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник. – М.: НОРМА, 2008. – 384с.
  6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Юристъ, 2007. – 520с.
  7. Ленчик В.А. Государство и механизмы реализации права. – Уфа, 2008. – 165с.
  8. Лифшиц Р. З. Теория права. – СПб.: Питер, 2008. – 318с.
  9. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М.: Зерцало, 2007. – 800с.
  10. Матузов Н.И. Правовая система РФ. – Ростов н/д: Феникс, 2007. – 358 с.
  11. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2008. – 776с.
  12. Мордовец А.С. Механизм обеспечения прав человека и гражданина. – Саратов, 2006. – 315с.
  13. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М.: Высш. Обр., 2008. – 379с.
  14. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2006. – 518с.

Информация о работе Механизм правового регулирования