Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы, формированием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.
В последние годы в юридической науке идут процессы, связанные с признанием нового, «широкого» правопонимания. Однако в силу инерции нередко не происходит выработки новых, соответствующих широкому пониманию права, подходов к другим правовым явлениям. Относится это и к таким понятиям, как «реализация» (или «действие права») и механизмы такой реализации (действия).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Сущность механизмов действия права 5
1.2. Юридические механизмы правового регулирования 7
1.3. Неюридические механизмы правового регулирования 12
2. СТАДИИ СИСТЕМНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ПРАВА 15
2.1. Механизм правообразования 15
2.2. Механизм правотворчества 17
2.3. Механизм правореализации 20
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
3.1. Понятие эффективности правового регулирования 22
3.2. Критерии эффективности правового регулирования 24
3.3. Результативность юридических средств в механизме правового регулирования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Механизм правового регулирования-курс юля.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Механизм  правового регулирования является инструментом управления людьми, поэтому при изучении тенденций его развития необходимо учитывать логику потребностей, интересов, мотиваций личности, затрагивающую область общественного сознания.

     Отсюда  проецируется механизм правового регулирования в социально-психологическом аспекте как своеобразный инструмент «социального контроля» (последний понимается как система мер, способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, форм принуждения и т.д.)6.

     Достижением в рассмотрении  механизма   правового  регулирования является отделение средств регулирования от реакции на их действие, предложенное В.М. Горшеневым. Это важно потому, что наличие и использование необходимых средств правового регулирования, т.е. самих частей его механизма, не приводят автоматически к возникновению нужного результата.

     С.А. Комаров включает в механизм правового  воздействия помимо традиционных средств, образующих механизм правового регулирования, правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс.

     Е.Г. Лукьянова под механизмом процессуального регулирования понимает динамическую систему правовых средств, с помощью которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения.

     Социально-юридический  механизм обеспечения прав человека и гражданина предложен А.С. Мордовцом. Главная цель названного механизма - охрана и защита субъективных прав человека и гражданина.

     В его задачи входит соблюдение и восстановление нарушенных прав личности; основные функции - охранительная, компенсационная, информационная, воспитательная, контроля; движущая сила - интересы и общественные потребности индивидов и их сообщностей.

     Проанализировав существующие в литературе исследования юридических  механизмов   действия   права, можно отметить тенденцию выделения смысла, содержания, структуры и основных аспектов данных теорий в направленности рассмотрения одной или двух стадий, как, например, правотворчество и правореализация, правореализация как таковая.

В настоящее же время в юридической науке появилась необходимость описания ряда иных (социальных, политических, психологических и др.) аспектов  действия  права7.

     Юридические  механизмы   реализации   права  многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы  той или иной страны.

     В романо-германской правовой системе  процесс правореализации включает в себя следующие этапы.

     Первый  этап - возведение естественного права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Ядро естественного права составляют права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества.

     Для реализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное признание  их государством. Возведение прав человека в закон означает: а) их конституционное  закрепление; б) их закрепление в текущем законодательстве.

     На  втором этапе включаются различные  механизмы   реализации  закона, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в  конкретное содержание субъективных  прав  и юридических обязанностей.

     Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативных актах: разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. Сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию правовых актов.

     Третий, заключительный, этап представляет собой  собственно реализацию права. Именно здесь права из возможности превращаются в действительность, и это превращение происходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах.

     В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе. Возведение правовых притязаний, т. е. естественного права, в ранг обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент - ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу.

     Механизм   реализации   правового  притязания в англосаксонской правовой системе более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления. Опасность же судейского произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения в вышестоящий суд. Заметим, что, например, в Англии, где и сформировалось англосаксонское право, высшей судебной инстанцией является Палата лордов - верхняя палата английского Парламента.

     Итак, для понимания того, что такое  реализация права, необходимо уяснить следующее: в реализации права, в принципе, заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т. е. субъект права. Все иные лица - обязанная сторона, правоприменитель, законодатель – действуют, в конечном счете, в интересах управомоченного8.

     Деятельность  названных лиц и органов, юридические  нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный  механизм   реализации   права.

     Следовательно, решение вопроса о  том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован, введен в действие  механизм   реализации   права. Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и эффективно.

1.3. Неюридические механизмы правового регулирования

 

     В рамках неюридических  механизмов   действия   права рассмотрим социальный, управленческий (организационный) и психологический механизмы действия права.

     Социальный  механизм   действия   права. Первым обратился к этой проблеме В.П. Казимирчук в 1970 г. Он обстоятельно рассмотрел все аспекты социального механизма действия права, как в узком, так и в широком смысле.

     В.П. Казимирчук указывает, что узкое  значение понятия социального  механизма   действия   права  составляет рассмотрение процессов перевода правовых предписаний в реальное поведение субъектов права (доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения постановкой в законах и правовых актах социально-политической цели поддержку правом социально полезных образцов поведения, социально-правовой контроль)9.

     Управленческий (организационный) механизм действия права рассматривается в двух аспектах: 1) управленческое воздействие права на общественные отношения; 2) влияние управления на реализацию права.

     В первом случае описывается управленческий механизм действия права, раскрытый в работах И.Я. Дюрягина. Здесь речь идет об управленческом воздействии на общество с помощью права различных социальных структур, в том числе государственных органов.

     Во  втором имеется в виду следующее:

     - организация управляющей системы  (определение целей, функций, структуры  этой системы, функциональных  обязанностей сотрудников, расстановка  сил и средств);

     - функционирование этой системы  (информационно-аналитическая работа, выработка управленческих решений - нормативных и индивидуальных, организация исполнения решений вышестоящих органов, организация контроля за исполнением этих решений, оценка результатов, включая уточнение решений);

     - работа с кадрами (воспитание, обучение, расстановка по должностям  и т.п.);

     - внешние связи управляющей системы  (с населением, другими государственными  органами, общественными организациями).

     Непосредственный  предмет правового регулирования  составляет поведение человека, так  как общественные отношения, регулируемые правом, существуют в определенном поведении людей, которое является главным предметом правового регулирования.

     Поэтому важным является психологический  механизм   действия   права. Рассматривая его  в аспекте правоприменения, В.В. Лазарев  подчеркивает особое значение человеческих потребностей и выделяет внешние и внутренние факторы.

     Среди внешних факторов он указывает: систему  правовых норм, общественное правовое сознание, общественное мнение, другие социальные нормы, экономические и  политические условия, ценности культуры и др. К внутренним факторам В.В. Лазарев относит: знания, навыки, привычки, умения, способности, темперамент, направленность, воззрения и др.

     На  роли правового и нравственного  сознания, правовой и нравственной культуры в мотивации и выборе субъектом варианта поведения - правомерного или противоправного, акцентирует внимание Н.Л. Гранат.

     Вместе  с тем, проанализировав каждый из предложенных  механизмов, можно отметить, что ни один из них не отражает  механизм  стадий и аспектов  действия   права.

     Поэтому нужен такой механизм действия права, который охватывал бы как все стадии (этапы) действия права, так и все аспекты общественных отношений, влияющих, собственно, на правообразование, правотворчество и правореализацию.

 

2. Стадии системного механизма действия права

2.1. Механизм правообразования

 

     На  первом этапе - правообразования под воздействием всей системы факторов в ходе социального развития зарождаются новые общественные отношения, приобретающие массовый характер.

     Постепенно  складываются новые правила поведения различного характера (нормы морали, обычаи и др.), которые большинством людей признаются и принимаются.

     Государство на этом этапе, действуя различными методами, может способствовать развитию новых, нужных обществу в целом или определенному классу (социальной группе) общественных отношений либо препятствовать возникновению отношений вредных, мешающих социальному развитию или невыгодных правящей элите. При этом государство использует различные средства (экономические, политические, правовые, организационные, идеологические и др.)10.

     Постепенно  государство начинает признавать вновь  возникающие правила в качестве правовых. Теоретически способы (варианты) правообразования можно подразделить на следующие: 1) аналогия, 2) правовой обычай, 3) судебная и иная юридическая практика и 4) правовой эксперимент.

     1. Право представляет собой системное  образование, что дает возможность  использовать аналогию закона, когда  сходные общественные отношения  регулируются законами, к ним  прямо не относящимися.

     Также неурегулированные правом отношения могут разрешаться с помощью принципов морали, справедливости, общепризнанных принципов права. Так проявляется аналогия права, когда государство на основе общих принципов признает тот вариант, который существует в жизни.

     2. Признаются заранее даже еще  не сформированные обычаи (как  это сделано в ГК РФ, где в соответствии со ст.5, если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота), которые в результате приобретают правовой характер и становятся источником права.

     Если  государство игнорирует подобные процессы, не учитывает их, т.е. «не замечает»  вновь возникающих правовых норм, то это может привести к отчуждению этих норм от общества, от его реальных потребностей и, в конечном счете, к разрушению режима законности и правопорядка.

     3. Говоря о судебной и иной  юридической практике как о  способе правообразования, необходимо  отметить, что законодатель исходит  из реально существующей практики.

     Так, например, суды, вынося приговоры, либо ужесточают, либо смягчают наказание, в зависимости от тяжести совершенного преступления, а также его «актуальности». Анализируя практику работы судов, законодатель приходит к выводу, снижать или, наоборот, отягощать санкцию запретительной нормы, декриминализировать преступление или перевести его в разряд административных правонарушений, т.е. анализирует практику, которая порождает будущее правотворчество11.

Информация о работе Механизм правового регулирования