Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы, формированием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.
В последние годы в юридической науке идут процессы, связанные с признанием нового, «широкого» правопонимания. Однако в силу инерции нередко не происходит выработки новых, соответствующих широкому пониманию права, подходов к другим правовым явлениям. Относится это и к таким понятиям, как «реализация» (или «действие права») и механизмы такой реализации (действия).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Сущность механизмов действия права 5
1.2. Юридические механизмы правового регулирования 7
1.3. Неюридические механизмы правового регулирования 12
2. СТАДИИ СИСТЕМНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ПРАВА 15
2.1. Механизм правообразования 15
2.2. Механизм правотворчества 17
2.3. Механизм правореализации 20
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
3.1. Понятие эффективности правового регулирования 22
3.2. Критерии эффективности правового регулирования 24
3.3. Результативность юридических средств в механизме правового регулирования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Механизм правового регулирования-курс юля.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     4. Имеет место такое явление, как правовой эксперимент. Под ним понимается организованная компетентным правотворческим органом апробация предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего действия.

     Так, например, в порядке эксперимента были созданы дежурные части, организована деятельность мировых судей, а также  судов присяжных. Затем, когда деятельность перечисленных институтов подтвердила свое право на существование и практическую «полезность», они были введены в масштабе страны.

     В завершении правообразования возможно выделение промежуточной фазы, которую  можно определить как конечный итог первой стадии. Здесь происходит перерастание всех взаимообусловленных факторов правообразования в начальный вариант правотворчества, когда законодатель еще не приступил к самому правотворческому процессу, но уже осознает необходимость юридического урегулирования некоторых тенденций развития общественных отношений. Познав эту потребность, компетентные органы непосредственно формулируют устанавливаемую правовую норму.

2.2. Механизм правотворчества

 

     На  второй стадии (правотворчество) компетентные государственные органы (или иные организации по полномочию государства) создают нормативные правовые акты и тем самым окончательно закрепляют правовой характер указанных правил.

     Это стадия правотворчества, которая завершается  принятием официального нормативного решения. На этой же стадии осуществляется подготовка к введению в действие нормативного предписания, решается вопрос о доведении его содержания до сведения исполнителей.

     Основным  элементом этой стадии является норма  права, которая выступает как  «регламентатор» общественных отношений. Регулятивные (дозволяющие, обязывающие, запрещающие), охранительные и специализированные нормы - составные элементы нормативной основы правового регулирования12.

     Правотворчество - это стадия существования права вне правоотношений, стадия разработки юридических норм, установления модели поведения, правового статуса лиц, учреждений, органов государства.

     При анализе принципов организации  и деятельности механизма правотворчества  предлагается исходить из следующих предпосылок.

     Во-первых, право представляет собой возведенную в закон волю экономически господствующего класса или народа.

     Во-вторых, право является способом управления экономическим, политическим, духовно-идеологическими  и другими процессами, происходящими  в обществе.

     Правотворчество – это деятельность по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов. Правотворческая деятельность, так или иначе, связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей.

     Помимо  того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они обязаны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

     Государственные органы сами принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Но иногда право создается по уполномочию органов государства общественными организациями (в отечественной системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой системе).

     В процессе правотворчества реализуются  следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативно правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

     Смысл и значение правотворчества состоят  в том, чтобы избрать такой  вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения.

     Главная роль в определении времени принятия, содержания и формы правового решения должна принадлежать правовой науке, которая обладает для этого необходимым научно-познавательным инструментарием.

     Следует отметить, что сам правотворческий процесс основывается на следующих принципах:

     1. Демократизм и гласность. Большая  роль в разработке и официальном  утверждении, принятии нормативного  акта отводится привлечению граждан  к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении. Кроме того, высшим проявлением демократизма является референдум, привлечение к правотворческой деятельности средств массовой информации.

     2. Профессионализм. К правотворческой  деятельности должны привлекаться  только компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законодательных проектов. Дилетантство в правотворчестве приводит к некорректному обращению с законодательством.

     3. Законность. Вся правотворческая  деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках законов, прежде всего Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с правилами юридической техники.

     4. Научный характер, связь с правоприменительной  практикой.

     Любой законодательный проект должен готовиться в соответствие с потребностями общественной жизни, в целях выявления которых проводятся различные научные эксперименты и социологические опросы.

2.3. Механизм  правореализации

 

     На  третьей стадии (правореализация) происходит реализация законодательно закрепленных норм в действиях (поведении) людей.

     В юридической литературе термин «механизм  реализации права» давно получил  определенное распространение.

     Так, В.В. Лазарев отмечает, что многоаспектный анализ реализации права позволяет представить ее в качестве определенного механизма, в котором наибольший интерес вызывают методы обеспечения данного процесса и те формы, в которых он протекает.

     О механизме правореализации говорит  Ю.С. Решетов. Определяя его как систему определенных видов правомерной деятельности участников общественных отношений, автор говорит не об институционных элементах, субстанциональных средствах, составляющих собственно механизм правореализации, а о правовых явлениях - процессах, входящих в механизм правореализующей деятельности, применения права и т.п.

     Однако  Ю.С. Решетов не охватывает в своем  исследовании особенности тех правовых явлений, которые обусловливают  и саму постановку вопроса о механизме  реализации права - способы правового регулирования, правовые средства реализации, механизм правового регулирования в целом13.

     Необходимо  акцентировать внимание на том, что тяжелейшим проявлением социально-политического кризиса в обществе является резкое усиление правового нигилизма, в одинаковой мере свойственного как государственным структурам, политическим партиям, так и населению в целом.

     Ведущей идеей в общественном сознании и  государственной практике становится вольно понимаемая целесообразность тех  или иных действий в противовес законности и регламентации.

     Ситуацию  значительно усугубляют постоянные изменения и в структуре, и  в функциях законодательных и  исполнительно-распорядительных органов  власти на всех уровнях, противоречивость и дублирование принимаемых ими  решений. Представляется, что правовой  нигилизм является одним из факторов, негативно влияющих на всех стадиях механизма   действия   права

     Правореализация - это стадия перехода от общих дозволений правовых норм к конкретной модели поведения конкретных субъектов. Выражается в совершении дозволяемых действий и в воздержании от запрещенных действий (активный и пассивный варианты правомерного поведения).

     Это активная сторона правового регулирования, при которой возможны два процесса реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей:

     1) вступление в правоотношение  по желанию и воле их участников (заключение договора) - простой;

     2) вступление в правоотношение  на основе правоприменительного  акта, нередко помимо воли и  желания участников (решение суда  о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей) - сложный.

     Основными элементами стадии правореализации являются правоотношение, акт непосредственной реализации прав и обязанностей (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав), акт опосредованной реализации прав и обязанностей (применение права). Правоотношение выступает как «конкретизатор» общих требований юридических норм применительно к конкретным субъектам, а акт реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей -  как «реализатор» конкретных предписаний правовых норм применительно к конкретным субъектам.

 

3. Эффективность правового регулирования

3.1. Понятие эффективности правового регулирования

 

     Механизм  правового регулирования нацелен  на достижение определенного социального результата, получение того эффекта, к которому законодатель сознательно стремился при введении в действие соответствующей правовой нормы. Поэтому, рассматривая вопрос о механизме правового регулирования, нельзя не остановиться хотя бы в самых общих чертах и на проблемах его эффективности.

     Следует подчеркнуть, что, говоря об эффективности  механизма правового регулирования, видимо, прежде всего, надо исходить из того, что речь идет о свойстве, присущем его нормативной основе, которое может либо реализоваться с помощью соответствующих правовых средств в процессе правового регулирования, либо нет14.

     Проблема  эффективности механизма правого  регулирования является частью более  широкой проблемы - эффективности  права. В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется, прежде всего, отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

     В этом определении отражен лишь тот общий подход, на основе которого ведутся исследования эффективности права.

     В различных конкретных разработках  вопрос об эффективности права раскрывается с разных сторон.

     Так, вопрос об эффективности права может  быть рассмотрен с точки зрения его  социальной эффективности. В целом оценка социальной эффективности права исходит из характеристики права с «качественной» стороны.

     С этой точки зрения эффективность  права выражается в том, в какой  мере достигается стратегическая цель права как регулятора - обеспечиваются организованность и порядок в общественной жизни. Общим показателем социальной эффективности права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние законности, уровень правопорядка15.

     Возможна  ли количественная оценка социальной эффективности права? Такая оценка возможна, когда в качестве исходного момента при определении ряда основных параметров социальной эффективности права используется показатель, который с фактической стороны свидетельствует о том, достигли или нет данные нормы нужного эффекта.

     В этом случае речь идет о фактической  эффективности, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действительным результатом и той  непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы. Здесь непосредственная, ближайшая цель правовых норм является эталоном оценки их эффективности.

     Сопоставляя непосредственные цели правовых норм с фактическим результатом их действиям, можно количественно, математически измерить их эффективность. Причем полученный количественный математический результат может быть как положительным, так и отрицательным. Последний свидетельствует об отсутствии социальной эффективности права.

Информация о работе Механизм правового регулирования