Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой обусловлена тем, что нормальное функционирование механизма государства - является основополагающим фактором для развития любого государства и общества в целом.. Без знания принципов работы механизма государства, невозможно правильно организовать работу всех его органов и решения поставленных перед ними задач.. Соответственно совершенствование механизма государства и всего государственного аппарата в целом является важнейшим приоритетом при построении любого государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Механизм государства
№1. Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным аппаратом
№2 Государственные предприятия
№3 Государственный аппарат
№4. Понятие, виды и особенности государственных органов как основного элемента механизма государства
№5 Законодательные органы государственной власти
№6 Исполнительные органы государственной власти и центральные органы исполнительной власти
№7 Министерства, ведомства, другие центральные учреждения
№8 Местные органы государственной власти и местного самоуправле­ния
№9 Судебные (правоохранительные) органы государственной власти.
№10 Вооруженные силы в механизме государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Механизм государства лучшее.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Важнейшим основанием для классификации государственных органов служит их конституционное деление.

В Российской Федерации, то есть на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст.10).

Согласно Конституции, законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст.94,95).

Исполнительную власть в стране осуществляет  Правительство Российской Федерации (ст.110).

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.

Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило, к исполнительной). В действительности же  Президент РФ не является органом какой-либо из трех властей.

Согласно Конституции РФ, Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции РФ, а также « прав и свобод человека и гражданина», принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ни одна из вышеперечисленных функций Президента РФ не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти. Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов. Своего рода обобщающим основанием квалификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и возможно, некоторых других оснований их классификации.

 

№5 Законодательные органы государственной власти

Функции законодательной власти осуществляют высшие предста­вительные органы государства. Законодательный орган занимает гла­венствующее положение в механизме государства, поскольку в соот­ветствии с принципом разделения властей законодательная власть яв­ляется наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требо­вания, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной  власти.[18]

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать : волю народа в форме закона

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.  Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;       б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;                                                                                                                        в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;                                                                                              г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;                                   д) назначение выборов Президента Российской Федерации;                                      е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;                             ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;                                                                                          з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;                                                                                и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;                                                                         б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;                    в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;                                                                г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ;                                                                    д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;                                                                                                                             е) объявление амнистии;                                                                                                 ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохра­нение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступ­ностью, обороны страны и другими.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обла­дает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопро­сов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государ­ственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с об­щей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

 

№6 Исполнительные органы государственной власти и центральные органы исполнительной власти

 

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются  все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными  сферами  жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны"

В Российской Федерации исполнительную власть, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

1. Правительство Российской Федерации:                                                                                       а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;                                                                                                                     б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;                                                                                                                           в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;                                                                                                                                             г) осуществляет управление федеральной собственностью;                                       д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;                     е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;                         ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Традиционно центральными федеральными органами государственного управления являются: министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управления и отделы. По всем вопросам своей компетенции правительство принимает ранения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства..

 

Исполнительная власть в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенций.

 

№7 Министерства, ведомства, другие центральные учреждения

Пере­чень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного поряд­ка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важ­ными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строитель­ством.

Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкрет­ных задач, которые они должны решать

При правительстве могут образовываться такие централь­ные ведомства как например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий. К числу специфических органов и учреждений исполни­тельной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, поли­ция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержани­ем и методами своей деятельности. При решении задач по охране закон­ного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

 

№8 Местные органы государственной власти и местного самоуправле­ния.

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.

Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих администра­тивно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных еди­ниц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного обра­зования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Информация о работе Механизм государства