Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:19, курсовая работа
Актуальность курсовой обусловлена тем, что нормальное функционирование механизма государства - является основополагающим фактором для развития любого государства и общества в целом.. Без знания принципов работы механизма государства, невозможно правильно организовать работу всех его органов и решения поставленных перед ними задач.. Соответственно совершенствование механизма государства и всего государственного аппарата в целом является важнейшим приоритетом при построении любого государства.
ВВЕДЕНИЕ
Механизм государства
№1. Понятие механизма государства. Его соотношение с государственным аппаратом
№2 Государственные предприятия
№3 Государственный аппарат
№4. Понятие, виды и особенности государственных органов как основного элемента механизма государства
№5 Законодательные органы государственной власти
№6 Исполнительные органы государственной власти и центральные органы исполнительной власти
№7 Министерства, ведомства, другие центральные учреждения
№8 Местные органы государственной власти и местного самоуправления
№9 Судебные (правоохранительные) органы государственной власти.
№10 Вооруженные силы в механизме государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.
Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.
Важнейшим основанием для классификации государственных органов служит их конституционное деление.
В Российской Федерации, то есть на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст.10).
Согласно Конституции, законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст.94,95).
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст.110).
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.
Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило, к исполнительной). В действительности же Президент РФ не является органом какой-либо из трех властей.
Согласно Конституции РФ, Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции РФ, а также « прав и свобод человека и гражданина», принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ни одна из вышеперечисленных функций Президента РФ не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти. Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.
Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов. Своего рода обобщающим основанием квалификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и возможно, некоторых других оснований их классификации.
№5 Законодательные органы государственной власти
Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.[18]
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать : волю народа в форме закона
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.
Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.
Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.
№6 Исполнительные органы государственной власти и центральные органы исполнительной власти
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны"
В Российской Федерации исполнительную власть, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
1. Правительство Российской Федерации:
Традиционно центральными федеральными органами государственного управления являются: министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управления и отделы. По всем вопросам своей компетенции правительство принимает ранения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства..
Исполнительная власть в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).
Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенций.
№7 Министерства, ведомства, другие центральные учреждения
Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.
Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкретных задач, которые они должны решать
При правительстве могут образовываться такие центральные ведомства как например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий. К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.
№8 Местные органы государственной власти и местного самоуправления.
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.
Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-