Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение и изучение понятия государственного механизма и его структуры.
Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи:
1. Ответить на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
2. Проанализировать классификацию органов государства, принципы их организации и деятельности;
3. Рассмотреть бюрократию и бюрократизм как фактор снижения эффективности функционирования механизма государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. 5
2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 9
2.1. Понятие механизма государства и его признаки 9
2.2. Структура механизма государства. 13
2.3. Принципы организации и деятельности механизма 17
государства 17
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА 21
3.1. Понятие и признаки органа государства 21
3.2. Классификация органов государства 25
4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Бюрократизм – это объективное состояние чиновника-бюрократа, обусловленное социально-экономическими факторами, не зависящими от интересов, сознания людей. Бюрократическое отношение поэтому является формой проявления противоречий, антагонизмов между государством и обществом, властью и гражданами. Поскольку бюрократ объективно включен в систему государственно-властных отношений, т. е. имеет непосредственное отношение к власти, то отмеченные противоречия, антагонизмы он трактует по-своему, с позиций интересов ложно понятых и выраженных интересов одной стороны противоречия - государства. Поэтому чиновник-бюрократ отождествляет интересы общества и государства, стараясь выжать из этого практического и познавательного механизма как можно больше пользы для себя лично. Таким образом, позитивное качество чиновника - управление государственными делами неизбежно перерастает в качество негативное - удовлетворение личных интересов, использование своего места в собственных целях.
Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных органов государства (их называют еще "правоохранительными"), ведь они в своей деятельности используют наиболее острые приемы государственного властвования и, ориентируясь на формальные показатели и интересы своей системы, могут существенно ущемить жизненно важные интересы людей. Известны случаи, когда обнаруживалась невиновность людей, которым органы, призванные осуществлять правосудие, вынесли в свое время смертные приговоры именно по той причине, что в своей деятельности принимали в расчет прежде всего бюрократические интересы своей системы (а в конечном счете - интересы лиц, функционирующих в этой системе).
Преодолеть бюрократизм невозможно. Можно его смягчить, ограничить, заставить бюрократа-чиновника работать на общее благо людей в первую очередь. Для этого необходимы, во-первых, развитое гражданское общество и правовое государство, то есть такое состояние совершенства людских взаимоотношений, при котором ими правят закон, культура, демократия, высокое содержание понятия ценности человека и его жизни; во-вторых, стабильность, экономическое благополучие, индивидуальная развитость отдельной личности; в-третьих, цивилизованная управленческая система, рекрутируемая снизу, а не сверху.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие ограничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Государственный механизм представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами.
В основе построения и функционирования
государственного механизма любой
страны лежат объективные и
Механизм любого государства — это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного механизма, как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций — системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы и государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов — составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.
К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного механизма как единой системы, следует отнести также те, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.
Государственный механизм позволяет выявить системообразующие иерархические связи между его основными структурными элементами, а также функциональные особенности, автономное своеобразие каждого из элементов, что дает установить их наиболее оптимальную управленческую структуру, полномочия, материальную и кадровую обеспеченность и т.д. применительно к потребностям конкретного периода. Оптимальное сочетание общих целей и принципов деятельности с функциональными возможностями каждого элемента государственного механизма позволяет эффективно решать стоящие перед обществом задачи.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять права и законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной международной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Искакова М. К. Механизм Советского общенародного государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1984. С.10.
2 Копейчиков В.В. Механизм советского государства. – М.: «Юридическая литература», 1968. С.32
3 Григонис Э. П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект). Автореф. Диссертация доктора юрид. наук. СПб, 2000. С.16
4 Петров А.С. Экономические основы управления производством. «Мысль», 1966. С. 68-71.
5 Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова М.Ю. – М.: 2001. С.202
6 Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. Изд-во АН СССР, 1954.С. 6.
7 Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995. №11. С. 12-21
8 Конституция Российской Федерации / Собрание российского законодательства. 2002. Ст.2.
9 Окуньков Л.А. Президент и правительство в механизме государственной власти // Журнал российского права. 2001. №2. С.4.
10 Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма - Саратов: Юрайт. - 1987. С.158.
11 Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1990. С.114.
12 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996. С.112.
13 Советский энциклопедический словарь. М., 1979.
14 Большой юридический словарь / Под ред. Профессора Сухарева А.Я. – М.: ИНФРА-М, 2008.
15 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М.: «Омега – Л», 2009. С.329.
16 Смольков В.Г. Бюрократизм // Социс. 1999. № 2. С.40.
17 Облонский А.В. Бюрократия и бюрократизм (к теории вопроса)// Государство и право. 1993. № 12. С.34.