Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение и изучение понятия государственного механизма и его структуры.
Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи:
1. Ответить на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
2. Проанализировать классификацию органов государства, принципы их организации и деятельности;
3. Рассмотреть бюрократию и бюрократизм как фактор снижения эффективности функционирования механизма государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. 5
2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 9
2.1. Понятие механизма государства и его признаки 9
2.2. Структура механизма государства. 13
2.3. Принципы организации и деятельности механизма 17
государства 17
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА 21
3.1. Понятие и признаки органа государства 21
3.2. Классификация органов государства 25
4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая переделанная.docx

— 71.19 Кб (Скачать)

Только функционирование специальной системы органов  и учреждений, входящих в государственный  механизм, позволяет организованно  и эффективно реализовывать задачи и функции государства, его предназначение в обществе.

Таким образом, государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и «физическим воплощением государственной власти».

 

 

2.2. Структура механизма  государства.

Единый  и  целостный  механизм  государства дифференцируется  на  составные  части – органы,  подсистемы.  Между  ними  существует  своя  иерархия:  различные  органы и подсистемы  занимают  неодинаковое  место  в  государственном  механизме,  находятся  в сложных  отношениях  субординации и координации.

Механизм современного государства  отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его  частей, блоков, подсистем. Эта структура  изменчива и во многом зависит  от формы и типа правления, но при  всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. На протяжении многих веков государственный  механизм был неразвит, его органы были слабо дифференцированы по составу  и компетенции. В рабовладельческом, феодальном и на ранней стадии капиталистического государства, основу механизма государства составляли: военное ведомство, ведомства внутренних дел, международных дел и финансов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, организованных и действующих на основе принципа разделения власти.

Таким образом, под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок  расположения его звеньев, структурных  элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь между собой.

Структура механизма государства  различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

1. Этап развития, на котором  находится государство (механизм  первых государств был слабым, неразвитым);

2. Особенности исторического  развития страны, события того  или иного исторического периода; 

3. Размеры территории;

4. Национальный состав  населения (так, в многонациональных  государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);

5. Географическое положение  страны;

6. Научные открытия, технические  изобретения и их использование  в практической деятельности  людей. Все названные факторы  влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим.

Структура механизма государства  включает в себя:

1).  Государственные органы, которые находятся в тесной  взаимосвязи и соподчиненности  при осуществлении своих непосредственных  властных функций.

Органы государства в  целях осуществления государственного руководства в отношении подчиненных им государственных организаций  наделены специальными  государственно-властными полномочиями, которые находят свое выражение в их компетенции.6 Государственно – властные полномочия - такие средства, ресурсы и возможности, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.д.). 

2). Государственные организации  – это такие подразделения  государственного механизма (его «вещественные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка и другие.);

3). Государственные учреждения  – это такие подразделения  механизма государства, которые  не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную  практическую деятельность по выполнению функций государства: социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, телеграфы, научно-исследовательские институты, ВУЗы, школы, театры и другие). Государственные органы и учреждения осуществляют свои функции через должностных лиц, которые наделены соответствующими полномочиями.

4). Государственные предприятия  – это такие подразделения  механизма государства, которые  так же не обладают властными  полномочиями (за исключением их администрации), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и прочих).

5). Государственные служащие (чиновники) – лица, непосредственно  не производящие материальные  блага, а занимающиеся исключительно  делами осуществления власти и управления.

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.7

Механизм  государства  и его структура  не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как  внутренние (культурно-исторические, уровень  экономического развития и пр.), так  и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

 

2.3. Принципы организации и деятельности механизма

государства

 

Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма. Принципы организации и деятельности государственного механизма разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе его многовековой деятельности. Одни из них, касающиеся в основном деятельности государственных аппаратов многих стран, приживались и развивались. Другие по мере происходящих изменений отпадали. В настоящее время деятельность государственных органов современных государств строится на следующих принципах:

  1. Гуманизм. Этот принцип означает признание ценности человека как личности, и приоритет его интересов в государственной деятельности. Сейчас это один из главных принципов организации и деятельности государственного механизма, закрепленный в конституциях многих современных государств. Так, например, в России – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»8. «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти»9.
  2. Демократизм. Содержание этого принципа определяет народ как источник государственной власти, признается его право на участие в принятии политических решений, а также провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод. Различают представительную и непосредственную демократию. Первая выражается в деятельности выборных представительных органов государства, а вторая заключается в прямом осуществлении власти народом в общегосударственном и местных масштабах (голосование на выборах, участие в референдумах, участие в демонстрациях, митингах, шествиях, реализации права направлять обращения (петиции) в различные государственные органы).
  3. Гласность. Достаточная информированность общества о деятельности государственных органов просто необходима для достижения реального народовластия. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата.
  4. Законность. Вся деятельность государственных органов регулируется правовыми нормами, содержащимися в различных правовых источниках. Строгая и неуклонная их реализация и составляет содержание этого принципа. «Законность — это демократический принцип. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения законов; провозглашение права и свободы граждан, их организации, их законные интересы гарантируются, и обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности; точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами»10.
  5. Централизм. Государственный механизм имеет иерархическую структуру, где нижестоящие органы выполняют решения вышестоящих органов и регулярно отчитываются перед ними. Государственные органы могут иметь подчинения или только по вертикали, или «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему, территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.
  6. Разделение власти. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного механизма в современных конституционных государствах. Этот принцип связан, прежде всего, с именами ученых-философов Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье, а практическая его реализация с периодом буржуазных революций.

Содержание этой теории (принципа) заключается в том, что вся  полнота власти не может находиться в руках одного человека или органа, так как, в таком случае, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и другие негативные явления. Поэтому необходимо разделение государственной власти на несколько составляющих, распределение ее по различным государственным органам, с тем чтобы ни один из них не обладал всей полнотой власти11. Наличие «системы сдержек и противовесов» - это такое разделение компетенции между органами государственной власти, которое обеспечивает их взаимный контроль, а так же сотрудничество между властями в целях достижения эффективности в управлении обществом. Эти два положения – суть теории разделения власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения власти выделяют три ее ветви: законодательную, исполнительную и судебную.  «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия»12.

  1. Национальное равноправие. Доступ к замещению должностей в системе государственного механизма должен предоставляться всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. Актуальность данного принципа прямо зависит от остроты вопроса национального равноправия в том или ином государстве. В более широком смысле здесь может идти речь не только о расовом или национальном равенстве, но и о равенстве прав на замещение государственных должностей независимо от пола, возраста, религии и других признаков.

К числу этих принципов  следовало бы отнести также: сочетание  коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. Всесторонний  учет этих принципов при формировании  и в процессе функционирования  государственных органов позволяет обеспечить максимальную эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – эффективность государственного управления общественными процессами.

 

 

 

3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА

3.1. Понятие и признаки  органа государства

 

Независимо от того, какой смысл  вкладывается в понятие содержания государственного аппарата, его важнейшей  и неотъемлемой частью неизменно  выступают государственные органы. В научной и учебной литературе они понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под государственным органом подразумевается учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (здравоохранения, образования и др.).13    В других случаях государственный орган рассматривается как составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Имеются и другие, в той или  иной мере различающиеся между собой  определения понятия государственных  органов. Они отражают неодинаковые взгляды и подходы к одному и тому же явлению, называемому государственным органом, и, несомненно, имеют право на существование.

Важно отметить другое: государственные  органы, независимо от их толкования и понимания, заполняют собой все содержание и формируют всю структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, - от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности, компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависит уровень развития и эффективность действий государственного аппарата.

Таким образом, государственный  орган представляет собой организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом.14

 Государственный орган  отличается от партий, массовых  и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа. К признакам, отличающим его от других организаций и объединений относятся следующие:

  1. Государственный орган является первичной структурной частью единого государственного механизма, обладает относительной самостоятельностью и структурной обособленностью.
  2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Информация о работе Механизм государства