Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение и изучение понятия государственного механизма и его структуры.
Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи:
1. Ответить на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
2. Проанализировать классификацию органов государства, принципы их организации и деятельности;
3. Рассмотреть бюрократию и бюрократизм как фактор снижения эффективности функционирования механизма государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. 5
2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 9
2.1. Понятие механизма государства и его признаки 9
2.2. Структура механизма государства. 13
2.3. Принципы организации и деятельности механизма 17
государства 17
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА 21
3.1. Понятие и признаки органа государства 21
3.2. Классификация органов государства 25
4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая переделанная.docx

— 71.19 Кб (Скачать)

     Государственно-властное  полномочие характеризуется тем,  что: а) порядок формирования  и деятельности государственного  органа, его структура и компетенция  (права и обязанности) закрепляются  нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции. В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган.

  1. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.
  2. Каждый государственный орган имеет соответствующую компетенцию, под которой понимается совокупность законодательно закрепленных властных полномочий, о которых было сказано выше.
  3. Государственный орган является легальным институтом, так как формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта).
  4. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, “вещественными придатками”, к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.
  5. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом государства. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и других  документах. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

Следует отличать государственный  орган от государственного (унитарного) предприятия, осуществляющего экономическую деятельность на базе государственной собственности; от государственного учреждения, связанного, как правило, с оказанием социальных и духовных услуг; от государственной организации, выполняющей обычно организационные функции в различных сферах общественной жизни. В первом создаются и реализуются управленческие решения и действия, в остальных -  материальные, социальные и духовные продукты и услуги.15

В зависимости от порядка  принятия властных решений государственные  органы могут функционировать на основе единоначалия (министерство) либо коллегиально (кабинет министров). Статус государственных органов и основы статуса государственного учреждения закрепляются в конституции и  других законах государства.

Таким образом, органы государства  - важнейшая часть этого механизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому они имеют такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства. Органы государства создаются только государством и действуют от его имени. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

 

 

      1. Классификация органов государства

Разносторонность и  многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач  и функций государства обусловливает  множество его органов. Более  глубокому и конкретному представлению  о них способствует классификация  государственных органов по видам  на основе различных научно обоснованных критериев.

В литературе последних лет утверждается считавшаяся ранее буржуазной, а потому отвергавшаяся классификация государственных органов на основании принципа разделения властей. В результате данной классификации выделяются:

  • Законодательные органы – органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят, как говорят юристы, представительный характер - то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления. В современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов. Примеры законодательных представительных органов: Государственная Дума России (450 депутатов), Бундестаг ФРГ (496 депутатов), Палата представителей Конгресса США (435 представителей). Обобщающим названием для такого типа органов является термин "парламент" (французское слово, буквально означающее "говорильня").
  • Исполнительные - органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.
  • Судебные - органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества (например, Верховный Суд США).  Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением.  Но, осуществляя государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Некоторые авторы выделяют как специальный  вид органы надзора и контроля - например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.

В связи с многообразием  различных государственных органов  их можно классифицировать, но не только на основе принципа разделения государственной власти, но и по другим основаниям:

1). По способу возникновения – первичные и производные. Особенность первичных органов заключается в том, что они не создаются каким-либо другим государственным органом, а, либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются на основе избирательного права в установленном порядке (представительные органы) и получают властные полномочия от избирателей (народа). А производные органы образуются первичными органами и от них уже получают властные полномочия. К производным государственным органам можно отнести исполнительно-распорядительные органы, военные ведомства, органы прокуратуры и т.д.

2). По объему властных полномочий – высшие и местные. Однако не все местные органы являются государственными, например, таковыми не являются органы местного самоуправления. Высшие органы государственной власти реализуют свои властные полномочия на всей территории государства. В федеративных государствах высшие органы субъектов распространяют всю власть на территории соответствующих субъектов федерации. А местные органы государственной власти осуществляют свою деятельность в административно-территориальных единицах (уездах, округах, коммунах, графствах, провинциях и др.)

3).  По особенностям деятельности и порядку принятия решений – коллегиальные и единоличные. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов (простым, абсолютным, квалифицированным или взвешенным), например Федеральное собрание РФ, а в единоличных органах решение принимаются единолично руководителем, например Президентом РФ.

4).  По времени функционирования – постоянные и временные. Постоянных органов в государственном механизме большинство, поскольку, он рассчитан на функционирование в нормальных условиях. Временные же органы создаются либо для деятельности в чрезвычайных условиях, либо для осуществления крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение. Например, к временным органам в России в 1917—1918 гг. относились Временное правительство и Учредительное собрание;

5).  По широте компетенции – общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать наиболее широкий круг вопросов. Органы же специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении одной функции, одного вида деятельности (министерства).

Таким образом, исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных  органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

 

 

 

 

 

 

 

4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ КАК  ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

Бюрократия и бюрократизм существуют с того момента, когда возникло государство, они неотрывны от него и во многом характеризуют его механизм (аппарат). Эти понятия - одни из основных в  любом серьезном анализе или  обсуждении механизмов современного государства, а теория бюрократизма является центральной концепцией в классических теориях государственного управления.

Исходя из буквального значения слова "бюрократия" (канцелярщина, волокита), его нередко употребляют как синоним управления, администрирования. Термином "бюрократия" подчас обозначается рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии: законами и другими правилами. Там, где существует государственный аппарат и государственное управление, бюрократия в определенных пределах всегда необходима. Признавая важность государства, невозможно отрицать и нужду в специально подготовленных для управления государственными делами людях. «Бюрократическое управление — это управление, которое должно следовать четко разработанным правилам и предписаниям»16.

Следует различать понятия "бюрократия" и "бюрократизм". Если первое слово служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления ("рациональная бюрократия"); стандартный и во многих отношениях единственно возможный способ организации дел в современном обществе, то второе понятие применяется в негативном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и средства власти ("иррациональная бюрократия"); отклонение от нормы, болезнь, причем общемировая. Поэтому сегодня особенно остро стоит двуединая задача: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к эффективной работе, и одновременно блокировать бюрократизм.

Бюрократизм включает в себя следующие компоненты17:

-в политическом плане – чрезмерное  разрастание и безответственность исполнительной власти;

-в социальном – отчуждение  этой власти от народа, расширение слоя чиновников;

-в организационном – канцелярская подмена содержания формой;

-в морально - психологическом – бюрократическая деформация сознания.

В социально - политическом плане сущность бюрократизма состоит в отрыве аппарата управления от общества, в результате чего он превращается в самостоятельную силу с собственными эгоистическими интересами, которые он всячески продвигает и обеспечивает, используя свое положение распорядителя общественными делами.

Практических возможностей для  реализации своих групповых интересов у аппарата, в силу его места в системе управления обществом больше, чем у какой-либо иной социальной группы. При этом проблема не сводится к злостному, своекорыстному бюрократизму. В любом обществе существуют еще и интересы особые, социально-групповые и те, кто имеют большие возможности для обеспечения приоритета этих интересов, эти возможности используют. Поэтому чиновник в принципе не может быть абсолютно бесстрастным арбитром, но склонен использовать свое положение в собственных интересах. На уровне социально-групповых взаимодействий это выглядит так: аппарат стремится навязать обществу свой собственный интерес как интерес всеобщий. Другой объективной основой рациональной бюрократии является ее органический антидемократизм. Он возникает из монополии чиновника на компетентность, оставляющую за “простыми” людьми лишь роль просителей, ходатаев.

Бюрократизм можно охарактеризовать как социальную аномалию, патологию, присущую профессиональным (отделенным от объекта управления) властно-управленческим системам (как государственных, так и негосударственных организаций). Его суть заключается в том, что властный субъект начинает постепенно утрачивать качества элемента в целостной системе властеотношения "субъект - объект" (т.е. перестает в своей профессиональной деятельности ориентироваться на ту цель, для которой он создан) и начинает работать на себя, на сохранение и упрочение своего статуса, учитывая в первую очередь свои собственные интересы, а в дальнейшем переходит к разрушительной экспансии внутри социальной системы. В конечном счете это приводит к гибели и самой властно-управленческой системы. Последнее происходит в силу той общесистемной закономерности, что бесцельное развитие системы (т.е. развитие системы, не являющейся или переставшей быть элементом другой системы) представляет собой, по существу, процесс самоуничтожения, непременно приводящий систему к внутреннему взрыву. Точно так же бессмысленно и невозможно существование властно-управленческой системы, полностью отошедшей от объекта своего управления, "забывшей" свои функции. Субъект власти, противопоставивший себя объекту управления, просто нежизнеспособен вне социально полезных связей, тем более, что зачастую объект власти в таких случаях становится субъектом, устраняющим дисфункцию пораженного бюрократизмом властеотношения. С учетом всего сказанного можно выделить черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти.

Информация о работе Механизм государства