Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение и изучение понятия государственного механизма и его структуры.
Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи:
1. Ответить на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
2. Проанализировать классификацию органов государства, принципы их организации и деятельности;
3. Рассмотреть бюрократию и бюрократизм как фактор снижения эффективности функционирования механизма государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. 5
2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 9
2.1. Понятие механизма государства и его признаки 9
2.2. Структура механизма государства. 13
2.3. Принципы организации и деятельности механизма 17
государства 17
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА 21
3.1. Понятие и признаки органа государства 21
3.2. Классификация органов государства 25
4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Государственно-властное
полномочие характеризуется
Следует отличать государственный орган от государственного (унитарного) предприятия, осуществляющего экономическую деятельность на базе государственной собственности; от государственного учреждения, связанного, как правило, с оказанием социальных и духовных услуг; от государственной организации, выполняющей обычно организационные функции в различных сферах общественной жизни. В первом создаются и реализуются управленческие решения и действия, в остальных - материальные, социальные и духовные продукты и услуги.15
В зависимости от порядка
принятия властных решений государственные
органы могут функционировать на
основе единоначалия (министерство) либо
коллегиально (кабинет министров). Статус
государственных органов и
Таким образом, органы государства - важнейшая часть этого механизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому они имеют такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства. Органы государства создаются только государством и действуют от его имени. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
Разносторонность и
многосложность деятельности государственного
механизма по осуществлению задач
и функций государства
В литературе последних лет утверждается считавшаяся ранее буржуазной, а потому отвергавшаяся классификация государственных органов на основании принципа разделения властей. В результате данной классификации выделяются:
Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля - например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.
В связи с многообразием
различных государственных
1). По способу возникновения – первичные и производные. Особенность первичных органов заключается в том, что они не создаются каким-либо другим государственным органом, а, либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются на основе избирательного права в установленном порядке (представительные органы) и получают властные полномочия от избирателей (народа). А производные органы образуются первичными органами и от них уже получают властные полномочия. К производным государственным органам можно отнести исполнительно-распорядительные органы, военные ведомства, органы прокуратуры и т.д.
2). По объему властных
полномочий – высшие и местные. Однако
не все местные органы являются государственными,
например, таковыми не являются органы
местного самоуправления. Высшие органы
государственной власти реализуют свои
властные полномочия на всей территории
государства. В федеративных государствах
высшие органы субъектов распространяют
всю власть на территории соответствующих
субъектов федерации. А местные органы
государственной власти осуществляют
свою деятельность в административно-
3). По особенностям деятельности и порядку принятия решений – коллегиальные и единоличные. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов (простым, абсолютным, квалифицированным или взвешенным), например Федеральное собрание РФ, а в единоличных органах решение принимаются единолично руководителем, например Президентом РФ.
4). По времени функционирования – постоянные и временные. Постоянных органов в государственном механизме большинство, поскольку, он рассчитан на функционирование в нормальных условиях. Временные же органы создаются либо для деятельности в чрезвычайных условиях, либо для осуществления крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение. Например, к временным органам в России в 1917—1918 гг. относились Временное правительство и Учредительное собрание;
5). По широте компетенции – общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать наиболее широкий круг вопросов. Органы же специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении одной функции, одного вида деятельности (министерства).
Таким образом, исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.
4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
Бюрократия и бюрократизм
Исходя из буквального значения слова "бюрократия" (канцелярщина, волокита), его нередко употребляют как синоним управления, администрирования. Термином "бюрократия" подчас обозначается рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии: законами и другими правилами. Там, где существует государственный аппарат и государственное управление, бюрократия в определенных пределах всегда необходима. Признавая важность государства, невозможно отрицать и нужду в специально подготовленных для управления государственными делами людях. «Бюрократическое управление — это управление, которое должно следовать четко разработанным правилам и предписаниям»16.
Следует различать понятия "бюрократия" и "бюрократизм". Если первое слово служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления ("рациональная бюрократия"); стандартный и во многих отношениях единственно возможный способ организации дел в современном обществе, то второе понятие применяется в негативном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и средства власти ("иррациональная бюрократия"); отклонение от нормы, болезнь, причем общемировая. Поэтому сегодня особенно остро стоит двуединая задача: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к эффективной работе, и одновременно блокировать бюрократизм.
Бюрократизм включает в себя следующие компоненты17:
-в политическом плане –
-в социальном – отчуждение этой власти от народа, расширение слоя чиновников;
-в организационном – канцелярская подмена содержания формой;
-в морально - психологическом – бюрократическая деформация сознания.
В социально - политическом плане сущность бюрократизма состоит в отрыве аппарата управления от общества, в результате чего он превращается в самостоятельную силу с собственными эгоистическими интересами, которые он всячески продвигает и обеспечивает, используя свое положение распорядителя общественными делами.
Практических возможностей для реализации своих групповых интересов у аппарата, в силу его места в системе управления обществом больше, чем у какой-либо иной социальной группы. При этом проблема не сводится к злостному, своекорыстному бюрократизму. В любом обществе существуют еще и интересы особые, социально-групповые и те, кто имеют большие возможности для обеспечения приоритета этих интересов, эти возможности используют. Поэтому чиновник в принципе не может быть абсолютно бесстрастным арбитром, но склонен использовать свое положение в собственных интересах. На уровне социально-групповых взаимодействий это выглядит так: аппарат стремится навязать обществу свой собственный интерес как интерес всеобщий. Другой объективной основой рациональной бюрократии является ее органический антидемократизм. Он возникает из монополии чиновника на компетентность, оставляющую за “простыми” людьми лишь роль просителей, ходатаев.
Бюрократизм можно охарактеризовать как социальную аномалию, патологию, присущую профессиональным (отделенным от объекта управления) властно-управленческим системам (как государственных, так и негосударственных организаций). Его суть заключается в том, что властный субъект начинает постепенно утрачивать качества элемента в целостной системе властеотношения "субъект - объект" (т.е. перестает в своей профессиональной деятельности ориентироваться на ту цель, для которой он создан) и начинает работать на себя, на сохранение и упрочение своего статуса, учитывая в первую очередь свои собственные интересы, а в дальнейшем переходит к разрушительной экспансии внутри социальной системы. В конечном счете это приводит к гибели и самой властно-управленческой системы. Последнее происходит в силу той общесистемной закономерности, что бесцельное развитие системы (т.е. развитие системы, не являющейся или переставшей быть элементом другой системы) представляет собой, по существу, процесс самоуничтожения, непременно приводящий систему к внутреннему взрыву. Точно так же бессмысленно и невозможно существование властно-управленческой системы, полностью отошедшей от объекта своего управления, "забывшей" свои функции. Субъект власти, противопоставивший себя объекту управления, просто нежизнеспособен вне социально полезных связей, тем более, что зачастую объект власти в таких случаях становится субъектом, устраняющим дисфункцию пораженного бюрократизмом властеотношения. С учетом всего сказанного можно выделить черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти.