Механизм (аппарат) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

Работа содержит 1 файл

Теория гос-ва и права.docx

— 50.02 Кб (Скачать)

Если предложенная Президентом  РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Прокуроры субъектов РФ назначаются  на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с их органами государственной  власти.

Прокурор города, района, приравненные к ним прокуроры  назначаются Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим  прокурорам и Генеральному прокурору  РФ.

Сообщения о назначении на должность и освобождении от должности  прокуроров публикуются в печати.

Прокурор может быть освобожден Генеральным прокурором РФ от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с переводом на другую работу или невозможностью исполнять  обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.

Работникам органов прокуратуры, включая сотрудников научных  учреждений и учреждений по повышению  квалификации прокурорских работников, присваиваются в соответствии с  занимаемыми ими должностями  и стажем работы классные чины. Порядок  присвоения классных чинов установлен Положением о классных чинах работников прокуратуры РФ от 30 июня 1997 года. Для  работников органов прокуратуры  установлено 11 классных чинов. Право  присвоения классных чинов принадлежит  президенту РФ (первые четыре классных чина) и Генеральному прокурору РФ (с пятого по одиннадцатый).

Прокурор и следователь  органов прокуратуры имеют право  на выход в отставку.

Вооруженные силы, ФСБ РФ в механизме государства

Государство осуществляет свои функции при помощи всей системы  государственного механизма, но часть  государственного механизма или  группа органов бывает преимущественно  связана с определенной функцией государства. Преимущественную связь  некоторых государственных органов  с определенной государственной  функцией не следует игнорировать при  классификации органов государства. Таким образом, в механизме государства  предлагается различать органы, осуществляющие все его основные функции, и органы, осуществляющие представительные органы власти, а ко второй - различные органы отраслевого управления и такие  специальные органы и учреждения как суд. прокуратура, армия, милиция и др.

Среди многообразия функций  государства возможно выделение  однородных, которые осуществляются преимущественно силовыми (насильственными) средствами. Это некоторые аспекты  внутриполитической функции (подавление воли угнетенного класса в классово антагонистическом обществе обеспечение  политической стабильности) и такие  внешние функции как оборонная - защита границ и территории страны и военно-агрессивная -вмешательство в дела других стран, 'захват территории и т. д. Объединив органы, выполняющие однородные функции государства преимущественно средствами принуждения и обеспечивающие их, мы можем говорить о совокупности силовых структур государства, образующих силовой механизм.

Государственное принуждение  является особым случаем реализации власти: это сила, опирающаяся на закон и ограниченная законом. В  основном оно применяется в случае, когда государству угрожает опасность  потери функциональности, суверенитета и территориальной целостности. Силовой механизм государства задействован в прямом противодействии существующим и потенциальным угрозам путем  принудительного давления на них  и их носителей, пресечения противоправных действий, а при наличии особо  опасных угроз - силового их подавления, т. е. он обеспечивает безопасность общества, государства и личности силовыми методами. В этом заключена определенная инновационность подхода. Каждый из элементов силового механизма имеет преимущественную направленность на один из объектов. В своей же совокупности, обозначенном механизме объект триедин - общество, государство, личность. Вопрос об условии применения насилия, его формах и пределах требует отдельного рассмотрения.

Структуру силового механизма  государства образуют, во-первых, система  органов государства, осуществляющих насилие и, во-вторых, определенный порядок взаимодействия их как с  государством, так и между собой  в процессе осуществления своих  функций.

Сама система силовых  органов государства, осуществляющих политическое насилие, включает органы опосредованного принуждения, куда относятся в первую очередь так  называемые спецслужбы, которые, с одной  стороны, обеспечивают решение вопросов основных силовых структур (выявляют военные опасности, прогнозируют и  выявляют действия, направленные на насильственное свержение строя и призывы  к таким действиям), с другой - могут быть использованы государством в экстремальных ситуациях для  проведения силовых действий индивидуально-локального характера. Это Федеральная служба безопасности. Служба внешней разведки. Главное управление охраны, и Федеральное агентство правительственной связи и информации. Во вторую очередь, это органы, непосредственно осуществляющие политическое принуждение. К ним относятся вооруженные силы государству внутренние войска, милиция.

В общем, к силовому механизму  современного российского государства  следует отнести следующие органы: Вооруженные Силы РФ, пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агенства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны, инженерно-технические и дорожностроительные воинские формирования при Федеральных органах исполнительной власти, органы внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ, органы Федеральной пограничной службы РФ, Федеральные органы правительственной связи и информации. Федеральные органы государственной охраны. Федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, органы внутренних дел, таможенные органы РФ. К ним можно отнести и такие структуры, как фельдъегерская служба. Федеральные органы налоговой полиции. Критериями для объединения в силовом механизме государства могут служить: наличие у них вооружения и специальных средств и право на их применение, воинский, или близкий к нему тип организации, специальные или воинские звания сотрудников, строго регламентированный порядок комплектования и прохождения службы.

Системный подход предполагает обращение к системообразующим  факторам, то есть, к тем явлениям, отношениям и законам, которые приводят к формированию силового механизма. Внешние факторы - это факторы  среды, способствующие образованию  системы, но чуждые ее элементам, они  не вытекают из внутреннего развития системы, и не являются характерными для нее. Для силового механизма это - кардинальное изменение международной обстановки с сохраняющейся ее потенциальной вариативностью, изменение роли силы в международных отношениях, смена руководства страны и изменение его социально-политических ориентаций, изменение официальных доктрин и общественного сознания по вопросам использования силы как средства обеспечения внешней и внутренней безопасности.

Внутренние системообразующие  факторы силового механизма –  общность происхождения, принадлежности и функциональности, особый тип организации, возможность противостояния внешней  среде по заранее заданным параметрам.

Отдельный вопрос - роль и  место армии в силовом механизме. Международный опыт подтверждает, что  государства используют вооруженные  силы (спецподразделения) для пресечения незаконных попыток изменения государственного строя и массовых беспорядков, защиты конституционного строя и территориальной  целостности. Можно предположить, что  использование вооруженных сил  не по своему прямому назначению таит в себе опасность превращения  их в активное средство разрешения внутриполитического противоборства, особенно в напряженных для страны ситуациях - в периоды выборных компаний, организации референдумов и др.

Участие войск в пресечении несанкционированных митингов и демонстраций, беспорядков и даже различного рода вооруженных конфликтов противоречит самой природе и предназначению вооруженных сил, что особенно ясно видно при рассмотрении их не изолированно, а в совокупности с другими элементами силового механизма государства. Подобное использование войск ведет к обострению их отношений с народом, подрывает авторитет человека в погонах.

Применение армейских  частей для несвойственных им целям  хотелось бы рассматривать как вынужденную  меру с целью временной компенсации  слабости других инструментов поддержания  или восстановления порядка и  стабильности.

В процессе формирования правового  режима власти меняются взаимоотношения  между вооруженными силами и государственными структурами, что достигается следующими путями: разграничением полномочий между  военным командованием и органами власти по руководству вооруженными силами; четким законодательным определением предназначения вооруженных сил  и пределов их применения; недопущением использования армии для выполнения не свойственных ей (функций, особенно как средства разрешения противоречий между различными политическими  силами; воспитанием патриотизма, внедрением социально-политических и нравственных ценностей в сознание военнослужащих; понятным правовым определением статуса военнослужащих; оптимальным и постоянным учетом интересов вооруженных сил; проведением политики, исключающей возможность необходимости нажима со стороны армии на власть для удовлетворения жизненных потребностей военнослужащих.

Опираясь на армию, государство  в то же время может и не использовать непосредственно ее силу, ибо сам  факт наличия вооруженной организации  в ее лице является мощным психологическим  фактором, достаточным аргументом, придающим авторитет государственной власти и гарантирующим неприкосновенность законного порядка. Важную роль при этом играют органы так называемого опосредованного принуждения, способные превентивными действиями локального характера предотвратить неконституционные акции, дать объективную информацию, на основанию которой может, принято взвешенное решение о необходимости и масштабах применения армейских подразделений.

Все выше обозначенное свидетельствует  в пользу нового взгляда, как на практику использования вооруженных сил, так и на научно-теоретическое  рассмотрение связанных с армией. Системный подход позволяет обнаружить сходство функциональности отдельных  органов силового предназначения и  одновременно устранить дублирование при их использовании, более того привести функции силовых органов  в соответствие с их изначальным  предназначением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Хропанюк В. Н. Теория государства и права — М., 2004. 
Суперека С.В. Конституционное право России 2009 год 
ФКЗ от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе в РФ».


Информация о работе Механизм (аппарат) государства