Механизм (аппарат) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

Работа содержит 1 файл

Теория гос-ва и права.docx

— 50.02 Кб (Скачать)

Государственный орган имеет  определенные права, которые выступают  для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу  применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это  для того, чтобы орган государственной  власти не выходил за рамки своей  компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной  власти.

Обычно объем компетенции  органа государственной власти устанавливается  при его создании нормативными правовыми  актами - законами, указами, положениями  и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или  дополнены. Орган государственной  власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они  не могут рассматриваться как  самостоятельные государственные  органы.

Для органа государственной  власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок  его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении  Государственной думы, Совета Федерации  и судебных органов, причем последние  действуют в рамках уголовного и  гражданского судопроизводства, и менее  четко - в отношении Президента, Правительства  и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых  устанавливается специальными конституционными законами.

Характерным признаком органа государственной власти является установленная  в правовых формах его структура, внутренняя организация данного  органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура  органа государственной власти зависит  от модификаций, объема компетенции, правового  статуса. Она может быть очень  простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура  Федерального собрания РФ).

Органы государственной  власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в  установленном законом порядке  государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной  власти может быть представлен и  в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик  в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные  лица действуют в силу конституционных  норм или на основе закона и несут  ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

В зависимости от порядка  принятия властных решений органы государственной  власти могут основываться на принципах  единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).

Наряду с органами государственной  власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему  органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной  власти - установленный законом порядок  создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.

Местное самоуправление - это  не государственная власть, но оно  не может функционировать без  соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению  для обеспечения реализации своих  властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной  власти РФ или ее субъектов и занимаются в основном делами, имеющими местное значение .

Система органов государственной  власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые  в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной  власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет  государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и  осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

                        Президент Российской Федерации.

Неопределенность правового  статуса Президента в системе  разделения властей порождена ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения, законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - Правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.

     Президент  РФ осуществляет руководство  государственной администрацией как через правительство, так и непосредственно. В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. В соответствии с Конституцией (ст.ст. 80-90) и федеральными законами он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной думы) и смещает Председателя Правительства, единолично назначает и смещает всех членов Правительства. Он может председательствовать на заседаниях Правительства, которое только ему подотчетно и подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства РФ. Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе Правительства. Президент напрямую руководит целым рядом ведомств государственной администрации: более чем 1/4 часть федеральных органов исполнительной власти (16 из 58) находится в непосредственном подчинении Президенту РФ 3.

     Таким образом,  даже этот не полный перечень  полномочий Президента в сфере  исполнительной власти дает основания  считать главой исполнительной  власти РФ именно Президента  РФ, а не Председателя Правительства  или Правительство РФ в целом.  Указания Президента по всем  вопросам государственного управления  обязательны для Правительства.  Самостоятельность и независимость  Правительства РФ в руководстве  государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

                         Правительство Российской Федерации.

Наличие широких полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти не означает, что Правительство  РФ обезличено. В пределах своей  компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами, оно  также осуществляет руководство  системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесенные к его ведению  вопросы и несет полную ответственность  за свои действия. Статья 110 Конституции  устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство  РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его  как коллегиальный орган, возглавляющий  единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства  РФ, за исключением случаев обеспечения  конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

     Правительство  осуществляет руководство министерствами  и ведомствами действующими, прежде  всего, в экономической и социально-культурной  сферах. Оно полностью отвечает  за формирование, реализацию и  результаты деятельности исполнительной  власти в этих сферах. В то  же время Президент непосредственно  руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в  таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций  и ликвидация последствий стихийных  бедствий. Правительство вправе  лишь координировать деятельность  этих органов. Истоки такого  разграничения руководящих полномочий  Президента и Правительства заложены  в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г . Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

                                   Федеральное Собрание.

Федеральное собрание - парламент, согласно Конституции Российской Федерации 1993г., является законодательным и  представительным органом власти. Федеральное  Собрание, состоит из двух палат  Совета Федерации и Государственной  Думы, - это общегосударственное  федеральное представительное учреждение.

Компетенция Федерального Собрания охватывает законодательные полномочия, парламентский контроль. Палаты наделены также полномочиями, касающимися  формирования федеральных государственных  органов, определения их персонального  состава, назначения должностных лиц, и некоторыми другими правами.

Федеральное Собрание не имеет  права законодательствовать вне  пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Основное направление  деятельности Федерального Собрания - законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс - рассмотрение, принятие и обнародование  законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий, через  которые проходят законы, чтобы приобрести юридическую силу.

а) Внесение законопроекта - законодательная инициатива.

б) Обсуждение законопроекта  в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях.

в) Принятие закона.

г) Преодоление возможных  разногласий между Советом Федерации  и Государственной Думой в  связи с отклонением принятого  Государственной Думой закона.

д) Рассмотрение и одобрение  Советом Федерации принятого  Государственной Думой федерального закона.

е) Подписание и обнародование  федерального закона Президентом Российской Федерации. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие  главы государства - неотъемлемая составная  часть законодательного процесса.

Федеральное собрание умело  интегрирует общие и индивидуальные вопросы государственно-правового  строительства страны, от которых  зависит эффективность и гармония экономической, социальной, духовной и  национальной жизни Федерации в  целом

Высшие  судебные органы.

Судебная система РФ представлена определенной совокупностью судов  РФ и основана на Конституции РФ и федеральном конституционном  законе РФ ФКЗ от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе в РФ». Судебная система состоит из трех категорий  судов:

1) Высших судебных органов  РФ (Верховного суда РФ, Высшего  арбитражного суда РФ, Конституционного  суда РФ);

2) Обычных судов (суда  общей компетенции и военных  судов);

3) Арбитражных судов и  конституционных (уставных) судов.

 Верховный суд РФ (ВС  РФ): квалификационная коллегия судей  РФ по представлению Президента  РФ формирует состав ВС РФ, председателя ВС РФ назначает  Совет Федерации Федерального  собрания РФ по представлению  Президента РФ. Заместители председателя  и другие судьи выбираются  также по представлению Председателя  ВС РФ. Народные заседатели и  их число избираются ВС РФ. Из представленных списков кандидатов  в народные заседатели председатель  судебной коллегии ВС РФ формирует  список народных заседателей  ВС РФ. Для исполнения обязанностей  судей по конкретному судебному  делу председатель судебного  заседания судья ВС РФ выбирает  конкретных народных заседателей  из утвержденного списка.

 Состав Верховного  суда РФ: пленум BQ РФ, президиум ВС  РФ, судебная коллегия и аппарат.  Полномочия ВС РФ: рассмотрение  дел в качестве суда первой  инстанции, анализ судебной практики, контроль выполнения разъяснений  законов РФ и международных  договоров РФ, взаимодействие с  другими верховными судебными  органами РФ, другие полномочия.

 Высший арбитражный  Суд РФ: формируется в составе  председателя, заместителей, членов  Суда. Председатель Арбитражного  суда РФ и заместители председателя  избирают по аналогичной схеме  назначения председателя и заместителей  Председателя Верховного суда  РФ.

 Состав Высшего арбитражного  Суда РФ: Пленум, Президиум, судебные  коллегии, аппарат, научно-консультативный  совет.

 Полномочия Высшего арбитражного суда РФ: рассмотрение дел в первой инстанции, признание действительности, недействительности нормативных актов Президента РФ, контролирование дел по протестам на судебные акты, вступившие в законную силу, взаимодействие с другими Высшими судебными органами РФ, изучение арбитражной практики РФ, разработка усовершенствований арбитражной практики, требование отчетных докладов от уполномоченного по правам человека в РФ.

 Высший конституционный  суд РФ: формирование Верховного  конституционного суда РФ проводится  по аналогичной схеме.

 Состав: Председатель, заместители,  Пленум, две палаты, судебная коллегия, аппарат.

 Полномочия Конституционного  суда РФ: разрешение споров экономического  характера, судебный контроль  и другие полномочия.

                                           Прокуратура РФ

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом о прокуратуре  Генеральный прокурор РФ, как выше указано, назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению  Президента РФ.

Информация о работе Механизм (аппарат) государства