Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:47, контрольная работа
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
Государственный орган имеет
определенные права, которые выступают
для него и в качестве обязанностей,
имеет четко установленную
Обычно объем компетенции
органа государственной власти устанавливается
при его создании нормативными правовыми
актами - законами, указами, положениями
и т.д., которые впоследствии законным
порядком могут быть изменены или
дополнены. Орган государственной
власти обладает самостоятельной компетенцией,
чего, как правило, лишены его внутренние
подразделения и в силу чего они
не могут рассматриваться как
самостоятельные
Для органа государственной власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении Государственной думы, Совета Федерации и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко - в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.
Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального собрания РФ).
Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.
В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).
Наряду с органами государственной
власти, Конституция закрепляет создание
и функционирование органов местного
самоуправления, которые в соответствии
с Конституцией не входят в систему
органов государственной
Местное самоуправление - это
не государственная власть, но оно
не может функционировать без
соответствующих органов, наделенных
своей компетенцией, объемом ответственности,
правом прибегать к принуждению
для обеспечения реализации своих
властных полномочий и т.д. Особенностью
органов местного самоуправления является
то, что они формируются населением
определенной территориальной единицы,
прямо не подчинены органам
Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
Президент Российской Федерации.
Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения, законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - Правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.
Президент РФ осуществляет руководство государственной администрацией как через правительство, так и непосредственно. В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу государственного управления. В соответствии с Конституцией (ст.ст. 80-90) и федеральными законами он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной думы) и смещает Председателя Правительства, единолично назначает и смещает всех членов Правительства. Он может председательствовать на заседаниях Правительства, которое только ему подотчетно и подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства РФ. Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе Правительства. Президент напрямую руководит целым рядом ведомств государственной администрации: более чем 1/4 часть федеральных органов исполнительной власти (16 из 58) находится в непосредственном подчинении Президенту РФ 3.
Таким образом,
даже этот не полный перечень
полномочий Президента в сфере
исполнительной власти дает
Правительство Российской Федерации.
Наличие широких полномочий
Президента РФ в сфере исполнительной
власти не означает, что Правительство
РФ обезличено. В пределах своей
компетенции, определенной Конституцией
РФ и федеральными законами, оно
также осуществляет руководство
системой исполнительной власти, самостоятельно
решает отнесенные к его ведению
вопросы и несет полную ответственность
за свои действия. Статья 110 Конституции
устанавливает, что исполнительную
власть РФ осуществляет Правительство
РФ, а ст. 1 Федерального конституционного
закона "О Правительстве Российской
Федерации" 1997 г 4. определяет его
как коллегиальный орган, возглавляющий
единую систему исполнительной власти
в РФ. Федеральные органы исполнительной
власти находятся в ведении
Правительство
осуществляет руководство
Федеральное собрание - парламент, согласно Конституции Российской Федерации 1993г., является законодательным и представительным органом власти. Федеральное Собрание, состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение.
Компетенция Федерального Собрания охватывает законодательные полномочия, парламентский контроль. Палаты наделены также полномочиями, касающимися формирования федеральных государственных органов, определения их персонального состава, назначения должностных лиц, и некоторыми другими правами.
Федеральное Собрание не имеет права законодательствовать вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Основное направление деятельности Федерального Собрания - законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс - рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий, через которые проходят законы, чтобы приобрести юридическую силу.
а) Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
б) Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях.
в) Принятие закона.
г) Преодоление возможных
разногласий между Советом
д) Рассмотрение и одобрение
Советом Федерации принятого
Государственной Думой
е) Подписание и обнародование федерального закона Президентом Российской Федерации. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства - неотъемлемая составная часть законодательного процесса.
Федеральное собрание умело
интегрирует общие и
Высшие судебные органы.
Судебная система РФ представлена определенной совокупностью судов РФ и основана на Конституции РФ и федеральном конституционном законе РФ ФКЗ от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе в РФ». Судебная система состоит из трех категорий судов:
1) Высших судебных органов РФ (Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Конституционного суда РФ);
2) Обычных судов (суда общей компетенции и военных судов);
3) Арбитражных судов и конституционных (уставных) судов.
Верховный суд РФ (ВС
РФ): квалификационная коллегия
Состав Верховного
суда РФ: пленум BQ РФ, президиум ВС
РФ, судебная коллегия и аппарат.
Полномочия ВС РФ: рассмотрение
дел в качестве суда первой
инстанции, анализ судебной
Высший арбитражный
Суд РФ: формируется в составе
председателя, заместителей, членов
Суда. Председатель Арбитражного
суда РФ и заместители
Состав Высшего арбитражного
Суда РФ: Пленум, Президиум, судебные
коллегии, аппарат, научно-
Полномочия Высшего арбитражного суда РФ: рассмотрение дел в первой инстанции, признание действительности, недействительности нормативных актов Президента РФ, контролирование дел по протестам на судебные акты, вступившие в законную силу, взаимодействие с другими Высшими судебными органами РФ, изучение арбитражной практики РФ, разработка усовершенствований арбитражной практики, требование отчетных докладов от уполномоченного по правам человека в РФ.
Высший конституционный
суд РФ: формирование Верховного
конституционного суда РФ
Состав: Председатель, заместители, Пленум, две палаты, судебная коллегия, аппарат.
Полномочия Конституционного
суда РФ: разрешение споров
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом о прокуратуре Генеральный прокурор РФ, как выше указано, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.