Механизм (аппарат) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

Работа содержит 1 файл

Теория гос-ва и права.docx

— 50.02 Кб (Скачать)

В соответствии с этими  актами основными задачами арбитражных  судов являются:

-защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;

-содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший арбитражный суд  рассматривает экономические споры  между РФ и ее субъектами, между  самими субъектами РФ; рассматривает  дела по протестам на вступившие в  законную силу судебные акты арбитражных  судов в порядке надзора; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам  вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов  и иных нормативных актов в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет меры по созданию условий  для эффективной деятельности других арбитражных судов, в том числе  и по их кадровому и материально-техническому обеспечению, решает в пределах своей  компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ.

Высший арбитражный суд  имеет право законодательной  инициативы по вопросам его ведения.

В Российской Федерации имеются  федеральные арбитражные суды десяти арбитражных округов, которые проверяют  законность решений нижестоящих  судов, в том числе субъектов  Федерации по первой инстанции, изучают  судебную практику, подготавливают предложения  по совершенствованию законодательства.

Арбитражные суды субъектов  РФ рассматривают в первой инстанции  все дела, подведомственные арбитражным  судам РФ, кроме дел, отнесенных к  компетенции Высшего арбитражного суда РФ, пересматривают по вновь открывшимся  обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, изучают судебную практику, анализируют  судебную статистику.

Судебная система РФ строится на определенных принципах, которые  должны обеспечить ее эффективное функционирование. Одним из важнейших принципов  судебной системы является принцип  ее единства, которое устанавливается  Конституцией и Федеральным конституционным  законом "О судебной системе в  РФ". Этот принцип означает, что  суды действуют в соответствии с  едиными правилами судопроизводства, а также то, что все суды применяют  Конституцию РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ, а также конституции и другие законы субъектов РФ. Единство судебной системы определяется обязательностью исполнения постановлений судов, вступивших в законную силу, законодательным закреплением единства статуса судей, финансированием федеральных судов из федерального бюджета.

Важный принцип - самостоятельность  судов и независимость судей. Это означает, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Судьи и заседатели, осуществляющие правосудие независимы и подчиняются  только Конституции РФ и закону, которые устанавливают гарантии их независимости. В РФ запрещено  издавать законы и иные нормативные  акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность  судов, независимость судей. В связи  с этим законом установлено, что  лица, виновные в оказании незаконного  воздействия на судей, а также  заседателей, участвующих в осуществлении  правосудия, а также в ином вмешательстве  в деятельность судов, несут ответственность  в соответствии с федеральным  законом. А присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с  уголовным законодательством.

Конституцией РФ закрепляется принцип равенства всех перед  законом и судом. Это означает, что суды не могут отдавать предпочтение каким-либо органам, лицам или участвующим  в процессе сторонам в зависимости  от государственной, социальной, расовой, половой, национальной, языковой или  политической принадлежности, а также  в зависимости от происхождения, имущественного, должностного положения  и других обстоятельств.

Принципом судебной системы  является участие граждан в осуществлении  правосудия. По конституции РФ граждане имеют право участвовать в  осуществлении правосудия в соответствии с федеральными законами, а участие  граждан в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей является гражданским долгом. За время участия  в осуществлении правосудия заседателям  выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Принципом деятельности судебной системы является гласность судопроизводства. Это означает, что разбирательство  во всех судах открытое, а слушание дел в закрытых заседаниях допускается  только в случаях, предусмотренных  законом.

Законом устанавливается  также язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Конституционный суд  РФ, Верховный суд, Высший арбитражный  суд и другие арбитражные суды используют государственный язык - русский. Другие федеральные суда на территории республик могут использовать государственный язык республики, на территории которой находится суд. Мировые суды в субъектах Федерации  могут осуществлять судопроизводство на русском языке или на государственном  языке республики, на территории которой  расположен данный мировой суд. Участвующим  в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право  выступать и давать объяснения на любом свободно избранном языке  общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Конституция РФ устанавливает  принцип несменяемости судей, что  означает одну из основных гарантий подлинной  независимости и стабильности судебной власти. Кроме того, это традиционно  один из самых демократических принципов  организации и деятельности суда.

Еще одна гарантия независимости  судьи и один из важнейших принципов  судебной отрасли власти - неприкосновенность судей. Закон устанавливает гарантии неприкосновенности судей. В частности, неприкосновенность судьи означает ограждение личности судьи от всяких посягательств, а также неприкосновенность его жилища и служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документации. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнения и принятое решение. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности не иначе как в порядке, предусмотренном законом.

Судебные органы власти действуют  на основе конституционных принципов, гарантирующих защиту прав и свобод граждан. Прежде всего, это конституционное  право каждого на свободу и  личную неприкосновенность. В соответствии с нормами Конституции арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного  решения лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов.

Конституция гарантирует  каждому судебную защиту его прав и свобод, а также право каждого  на получение квалифицированной  юридической помощи; в случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно. Каждый задержанный, заключенный  под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента  соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Одним из важнейших принципов  является презумпция невиновности, которая  предусматривает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Доказывание  его виновности - это обязанность  государства в лице его официальных  представителей. Неустранимые сомнения виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Важнейшей гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина является конституционный запрет на обратную силу закона, в соответствии с которым закон, устанавливающий  или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, и никто не может  нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность  за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

             полномочия органов государственной власти России.

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации  системы органов государственной  власти, через которую государство  осуществляет свои функции. Эта система  включает в себя не только органы государственной  власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых  определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

Органы государственной  власти - важнейшая часть этого  механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства  в обществе. Поэтому орган государственной  власти имеет такие задачи и собственные  полномочия, которые соответствуют  функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и  действует от имени государства. Только государство устанавливает  порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права  и обязанности и объем ответственности  в случае их нарушения.

Каждый орган государственной  власти имеет свою особую структуру  и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной  власти, но все они вместе выступают  как единое целое, как единая государственная  власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной  власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная  часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении  функций государства, действует  от имени государства и по его  поручению, обладает государственно-властными  полномочиями, имеет установленную  государством структуру и компетенцию  и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Орган государственной власти для реализации задач и функций  государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми  средствами.

Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется  рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут  входить в механизм государственной  власти, но органами государственной  власти не являются. Прежде всего, орган  государственной власти устанавливается  только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с  нормами Конституции, законами или  другими нормативными правовыми  актами. Это означает, что вне  установленного порядка образования  органа государственной власти он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует  этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать  власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Конституция определяет способ и порядок образования органов  государственной власти. На федеральном  уровне государственную власть в  РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президент РФ и Государственная  дума, например, избираются непосредственно  гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при  тайном голосовании, а судьи Конституционного суда, Верховного суда РФ и Высшего  арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации  Федерального Собрания РФ, как и  Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президента Государственной  Думой; члены Правительства назначаются  Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько  органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов  счетной палаты и ее председателя назначает Государственная дума, а вторую половину состава аудиторов  и заместителя председателя Счетной  палаты назначает Совет Федерации.

Органы государственной  власти могут быть созданы, преобразованы  или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например указами Президента РФ или главы  исполнительной власти субъекта РФ. Это  касается, прежде всего, структуры и  полномочий органов исполнительной власти.

Для органа государственной  власти характерно то, что он создается  для осуществления задач государственной  власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции  органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.

Признаком органа государственной  власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения  носят общеобязательный характер, и  для их осуществления при необходимости  может быть использовано государственное  принуждение. Органы государственной  власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок  использования гражданами, общественными  организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношений между  государством и гражданином в  установленной сфере государственной  жизни.

Информация о работе Механизм (аппарат) государства