Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:47, контрольная работа
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра общеправовых дисциплин
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема “ МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА”
Выполнил: слушатель ФДПО гр.1С
КЛОЧКО Е.А.
(подпись)_________________
Проверил:
полковник Чистяков А.Н.
(подпись)_________________
ХАБАРОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Рецензия на курсовую работу слушателя
Факультета
дополнительного
1 курс C группа
Ф.И.О.
слушателя: ______________________________
по
дисциплине : ______________________________
на
тему: ______________________________
______________________________
« » 2011 г. Подпись
Вариант 7
МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
Механизм государства
состоит из людей, специально
занимающихся управлением (
Государственный
механизм представляет собой
сложную систему органов и
учреждений, которые находятся в
тесной взаимосвязи при
Функции всех
звеньев государственного
Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
Понятие и принципы организации государственных органов власти.
Государственная власть в современном обществе базируется на совокупности изложенных ниже принципов:
I. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Следует избегать упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.
Смысл идеи разделения властей —
не допустить злоупотребления
Современное смысловое содержание
разделения властей, как принципа организации
и функционирования государственной
власти включает:
• четкое распределение функций, предметов
ведения и полномочий органов государственной
власти — законодательной, исполнительной,
судебной, их структурных подразделений
и должностных лиц, регулируемое законами,
указами, постановлениями, положениями
и другими правовыми актами;
• независимость и самостоятельность
оперативной деятельности каждой ветви
власти, каждого органа и должностного
лица в границах права и компетенции;
• обеспечение в системе государственной
власти механизма взаимного уравновешивания,
сдерживания всех ветвей власти и контроля;
• гарантированное конституцией, законами,
административно-правовыми актами реальное
вовлечение общественных объединений,
организаций в процесс принятия политико-управленческих
решений и их реализации;
• социальный (общественно-гражданский)
контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный
правовыми и организационно-структурными
механизмами.
II. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти — ее подчиненность Праву, регулируемость законами.
III. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип — ее безличность. Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике, этот своего рода традиционализм политической культуры, проявляющийся в том, что власть воспринимается только как персональная, как власть конкретной личности, которой эта личность наделена, обладает.
В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах.
IV. Основополагающие начала правового демократического государства включают и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание заданных масштабов государственных задач и функций, количества видов государственно-властных структур и органов государственного аппарата.
V. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права. Однако легитимность выходит за пределы такого понимания.
По Конституции РФ третьей отраслью власти появляется судебная, которая осуществляется только судами на основе закона. Cоздание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 "Судебная власть"), Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" 1996 г. и другими федеральными законами.
В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.
Закон "О судебной системе" регулирует общий порядок создания и упразднения судов. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются только в соответствии с Конституцией РФ и могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются на основании федерального закона.
Судьи Конституционного суда РФ, Верховного и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Но в соответствии с нормами закона никакой суд не может быть упразднен, если вопросы, которые входят в его ведение при осуществлении правосудия, не были переданы в юрисдикцию другого суда.
Конституционный суд РФ -
судебный орган конституционного контроля,
который самостоятельно и независимо
должен осуществлять судебную власть
посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования
и деятельности Конституционного суда
РФ определяются Конституцией РФ и
Федеральным конституционным
Для осуществления этих целей Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
-федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;
-Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;
-договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
-не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции:
-между федеральными органами государственной власти;
-между органами государственной власти РФ и ее субъектов;
-между высшими органами государственной власти субъектов РФ.
По жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан
и по запросам Конституционный суд
проверяет конституционность
Конституционный суд решает исключительно вопросы права. Он состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Основными принципами деятельности Конституционного суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения Конституционного суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Конституционный суд РФ независим
в организационном, финансовом и
материально-техническом
Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный суд РФ может рассматривать дела особой важности в качестве суда первой инстанции, а также в качестве второй инстанции в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, а также военным судам округов, флотов, групп войск и их видов.
Верховный Суд РФ имеет полномочия давать разъяснения по вопросам судебной практики. Он анализирует и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства.
Нижестоящими судами являются верховные суды республик, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Районные суды являются вышестоящими судами по отношению к мировым судам. Большинство дел по первой инстанции решают районные суды, образованные в соответствующих судебных округах.
Военные суды относятся к
судам специальной компетенции
и создаются по территориальному
принципу по месту дислокации войск
и флотов и осуществляют судебную
власть в войсках, флотах, органах
и формированиях, где федеральным
законом предусмотрена военная
служба. Военные суды в пределах
своей компетенции
Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Статус арбитражных судов определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" 1995 г., арбитражным процессуальным кодексом 1995 г., Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" 2001 г. и другими федеральными законами.