Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа
Целями данной работы являются:
раскрыть понятие «личные права и свободы человека и гражданина»;
рассмотреть каждый вид личных прав и свобод;
раскрыть механизм реализации в Российской Федерации личных прав и свобод человека и гражданина;
указать проблемные моменты реализации личных прав и свобод;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие личных прав и свобод человека и гражданина……………………5
2. Виды личных прав и свобод человека и гражданина……………………….8
3. Актуальные вопросы реализации личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложение
Реализация основных прав, свобод
и обязанностей - это практическое
осуществление гражданами и другими
участниками общественной жизни
предусмотренных
Правовая природа механизма
реализации основных прав и свобод
в значительной мере определяется характером
самого процесса реализации этих прав
и свобод. Известно, что любой
участник правоотношения как носитель
субъективного права
Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.
Во-первых, необходимо, чтобы признаваемые
за личностью права и свободы
были формально закреплены в нормативно-правовом
акте. Поэтому в настоящее время
все они, в том числе и естественные
права человека, закрепляются в международно-правовых
актах, в конституциях суверенных государств
и во внутригосударственном
Во-вторых, предпосылкой реализации основных
прав и обязанностей является правоспособность
и дееспособность. В соответствии
со ст. 60 Конституции РФ конституционная
право-дееспособность российских граждан
в полном объеме признается с 18 лет,
когда они достигают
В-третьих, важнейшим условием эффективной реализации конституционных прав и свобод является соблюдение закрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других».
В-четвертых, обязательным элементом
рациональной системы надлежащей реализации
основных прав и свобод является обязанность
государства гарантировать
Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей
Гарантом Конституции
Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы в научной литературе наиболее полно. Обычно в числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические 1. При этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств".
Однако в последнее время
в понимании правовой природы
гарантии обозначился новый подход,
который был воспринят в
Причины нарушения реализации прав и свобод
Принимая во внимание обширность и
комплексность системы
Нарушение законов, принципов и
норм Конституции Российской Федерации,
регулирующих права человека, пренебрежение
интересами граждан крайне отрицательно
влияет на социально-психологическое
и нравственное состояние общества,
вызывает недоверие граждан к
государству и должностным
Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые из них.
Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.
Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.
Третья - деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
Четвертая - низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению".
Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа,
обозначившая начало формирования новой
парадигмы государственной
Подводя итоги вышеизложенному, отметим,
что для более успешного
Характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод.
Соблюдение официально признанных
государством прав и свобод - обязанность
государства. Для этого государство
развивает и создает
Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.
В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе - законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").
Защита прав и свобод человека -
ключевая обязанность государства.
Как мы уже подчеркивали, на практике,
зачастую, нет автоматической реализации
прав и свобод человека. Соответственно
необходима борьба за права и свободы,
когда возникают препятствия
к их осуществлению и прямые их
нарушения со стороны, как других
лиц, так и должностных лиц
государства. Нарушения прав и свобод
человека должны быть ликвидированы, а
виновные в таких нарушениях - наказаны.
В этих целях государство
Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы"; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему" [13]; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим,4 ноября 1950 г) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г.,1 января,6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.