Личные права человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются:
раскрыть понятие «личные права и свободы человека и гражданина»;
рассмотреть каждый вид личных прав и свобод;
раскрыть механизм реализации в Российской Федерации личных прав и свобод человека и гражданина;
указать проблемные моменты реализации личных прав и свобод;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие личных прав и свобод человека и гражданина……………………5
2. Виды личных прав и свобод человека и гражданина……………………….8
3. Актуальные вопросы реализации личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Право.docx

— 74.98 Кб (Скачать)

Реализация основных прав, свобод и обязанностей - это практическое осуществление гражданами и другими  участниками общественной жизни  предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения  нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами.

Правовая природа механизма  реализации основных прав и свобод в значительной мере определяется характером самого процесса реализации этих прав и свобод. Известно, что любой  участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Таким образом, структура конкретного акта реализации основных прав, свобод и обязанностей двуедина и всегда является индивидуально-коллективной. Например, право на осуществление государственной власти гражданин в процессе совершения индивидуального акта гражданского голосования на выборах реализует персонально, однако это же право он как член избирательного корпуса, который только и способен создать представительный орган публичной власти, реализует в коллективной форме.

Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.

Во-первых, необходимо, чтобы признаваемые за личностью права и свободы  были формально закреплены в нормативно-правовом акте. Поэтому в настоящее время  все они, в том числе и естественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, в конституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве. Ведь отсутствие соответствующего правового  акта лишило бы личность возможности  обратиться в суд или иной орган  с целью их защиты. Анализ конституционно-правовых норм, обеспечивающих правовую защиту личности, и особенно тех из них, которые содержатся в ст. с 45 по 56 включительно федеральной Конституции, позволяет выделить следующие основные виды правовой защиты прав и свобод человека и гражданина: 1) индивидуальная правовая самозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правовая общественная защита; 4) международная правовая защита; 5) индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов другого лица.

Во-вторых, предпосылкой реализации основных прав и обязанностей является правоспособность и дееспособность. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная  право-дееспособность российских граждан  в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия.

В-третьих, важнейшим условием эффективной  реализации конституционных прав и  свобод является соблюдение закрепленного  в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других».

В-четвертых, обязательным элементом  рациональной системы надлежащей реализации основных прав и свобод является обязанность  государства гарантировать человеку и гражданину осуществление их естественных и приобретенных возможностей. В  соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина, согласно ст. 80 Основного  Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить  действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).

Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы  в научной литературе наиболее полно. Обычно в числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические 1. При  этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и  предпосылки, делающие реальностью  осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и  гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств".

Однако в последнее время  в понимании правовой природы  гарантии обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной  практике. Суть его в том, что под  гарантиями в широком смысле содержания этого юридического феномена понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные  субъективные права участников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когда объединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямой демократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с помощью двухслойного правового регулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базы и выборов, и референдумов. Думается, что для этого есть определенные основания, ведь в действительности многие из гарантий по своей юридической сущности представляют собой меру возможного поведения, как, например, право избирателя на поддержку выдвинутого кандидата. Но в то же время, на наш взгляд, было бы неверно, если бы мы поставили знак равенства между всеми субъективными правами, с одной стороны, и гарантиями, с другой стороны. Хотя права и гарантии находятся в тесной взаимосвязи между собой, они существенно отличаются друг от друга. Субъективные права представляют собой меру возможного поведения, которая имеет целью установить новые правила поведения, принципы или стандарты деятельности, в то время как гарантии не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные права участников правоотношения. Обеспечительный характер гарантий как раз и отличает прежде всего юридическую конструкцию гарантий от субъективных прав. Не случайно само французское слово "garantie" означает "обеспечение, осуществление чего-либо", "ручательство, порука в чем-либо". Соответственно это находит свое отражение и в различии видов правовых норм, в которых закрепляются субъективные права и гарантии. Если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах.

Причины нарушения  реализации прав и свобод

Принимая во внимание обширность и  комплексность системы конституционных  гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных  прав и свобод должны быть уже устранены  или сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента  принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.

Нарушение законов, принципов и  норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение  интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое  и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к  государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем  только некоторые из них.

Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может  быть свободной от декларации: права  и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.

Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации  и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности  за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство  чиновников не несут ответственности  за нарушение прав человека, которые  в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.

Третья - деятельность многих государственных  органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых  причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.

Четвертая - низкий уровень правосознания  и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены  даже о тех правах, свободах и  способах их защиты, которые провозглашены  Конституцией страны. Как обоснованно  отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о  своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола  чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально  в нынешней ситуации, когда государство  выделяет огромные средства на повышение  качества социальных услуг населению".

Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой  парадигмы государственной власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения  задач по охране и защите прав и  свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию  деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих  граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).

Характер многих конституционных  прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую  деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат  ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств  на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости  гражданин сам предпринимает  активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных  прав и свобод.

Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность  государства. Для этого государство  развивает и создает соответствующие  гарантии (условия и средства) и  устанавливает юридические механизмы  их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.

Конституция, как документ, это  только формальная гарантия прав и  свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.

В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает  институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе - законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия  к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц  государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а  виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает  соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются  и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский  суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы"; Федеральный  закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О  присоединении Российской Федерации  к Генеральному соглашению о привилегиях  и иммунитетах Совета Европы и  протоколам к нему" [13]; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим,4 ноября 1950 г) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г.,1 января,6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

Информация о работе Личные права человека и гражданина