Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 14:27, контрольная работа
1. Составьте схему: «Функции государства».
2. Становление института прав и свобод человека на примере «Всеобщей декларации прав и свобод человека» и Конституции РФ.
3. Институт президентства в государственном аппарате современной России.
Введение 3
1. Составтье схему: «Функции государства». 5
2. Становление института прав и свобод человека на примере «Всеобщей декларации прав и свобод человека» и Конституции РФ………………..
16
3. Институт президенства в государственном аппарате современной России 25
Заключение 36
Список литературы 40
Статья 23 Российской Конституции гласит:
1. Каждый имеет право на
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Частная жизнь (в некоторых правовых и литературных источниках—личная жизнь) представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан; свободу уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержания от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне сферы служебных отношений; тайну жилища, дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; тайну усыновления; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения.
«Неприкосновенность» и «тайна»—два понятия, характеризующие природу данного института.
Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий—врачам, адвокатам, нотариусам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую или иную (например, религиозную) ответственность за их разглашение. Не всякая личная тайна является семейной. Не все, что человек сообщает врачу, адвокату, нотариусу, является его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела).
Вынужденная
необходимость разглашения
о
частной жизни граждан
преступностью; 2) защиты здоровья граждан; 3) при объявлении чрезвычайного и военного положения.
Права
гражданина охватывают сферу отношений
индивида с государством (сферу публичных
интересов), в которой он рассчитывает
не только на ограждение своих прав от
незаконного вмешательства, но и на активное
содействие государства в их реализации.
Статус гражданина вытекает из его особой
правовой связи с государством - института
гражданства (ст.6 Конституции РФ). Все
статьи гл.2 «Права и свободы человека
и гражданина» последовательно проводят
различение прав и свобод по указанному
принципу. Это находит выражение в формулировках
статей. Там, где речь идет о правах человека,
Конституция использует формулировки:
«каждый имеет право», «каждый может»,
«каждому гарантируется» и т.д. Использование
таких формулировок подчеркивает признание
указанных прав и свобод за любым человеком,
находящемся на территории России, независимо
от того, является ли он гражданином РФ,
иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с этим в ст.31-33 сформулированы
права, принадлежащие только гражданам
РФ. Это преимущественно политические
права: право собраний, митингов, демонстраций;
право участвовать в управлении делами
государства; избирать и быть избранным;
право равного доступа к государственной
службе; право на участие в отправлении
правосудия; право на обращение. Исключение
составляет ст.36, которая закрепляет социальное
право частной собственности на землю
только за гражданами и их объединениями.
В Конституции обозначены и обязанности,
которые несут только граждане РФ: защита
Отечества (ст.59), возможность осуществления
своих прав и обязанностей в полном объеме
с 18 лет (ст.60). Только на граждан РФ распространяется
запрет на высылку за пределы государства
или выдачу другому государству (ст.61),
возможность иметь гражданство иностранного
государства - двойное гражданство (ст.52).
Государство закрепляет права индивида
не произвольно; оно закрепляет естественные
права человека, а также набор прав, который
обусловлен уровнем экономического развития
общества. Законодатель может закреплять
только такие права, для осуществления
которых сформировались социально-экономические
и политические предпосылки, вытекающие
из реальных общественных отношений. Права
личности - не «дар» законодателя, а социальные
возможности, обеспечивающие человеку
определенный стандарт жизни. Законодатель
не может искусственно «занижать» или
«завышать» объем прав и свобод; он связан
принципами и нормами естественного права,
условиями социальных взаимосвязей людей.
Права индивида (субъективные права) всегда
связаны с удовлетворением его интересов
в материальной и духовной сферах. Поэтому
интерес выступает естественной движущей
силой правовых связей человека, он определяет
его отношение к использованию прав. Общество
и государство далеко не нейтрально относятся
к тому, как человек реализует закрепленные
в законодательстве возможности; они заинтересованы
в активности индивида, которая является
важным условием развития демократического
общества. Принимая на себя обязательства
по обеспечению прав граждан, государство
имеет право требовать от них правомерного
поведения, которое соответствовало бы
эталонам, зафиксированным в юридических
нормах. Поэтому государство формулирует
свои требования к индивидам в системе
обязанностей, устанавливает меры юридической
ответственности за их невыполнение. Государство
как носитель политической власти, располагает
специальными механизмами обеспечения
прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.
Все сферы действия правового статуса
в единстве прав и обязанностей - это «пространство
свободы», основанное на свободе выбора,
самоопределении и ответственности личности
перед обществом и своими согражданами.
Свобода и ответственность выражают объективную
необходимость определенных эталонов
поведения и их выполнения в соответствии
с интересами общества. Руководствуясь
этими интересами, государство требует
выполнения обязанностей и определяет
последствия, связанные с ненадлежащим
использованием прав и свобод, противоречащим
интересам общества и государства, правам
других лиц. Связь свободы и обязанностей
раскрывается в ст.29 Всеобщей декларации
прав человека: «Каждый человек имеет
обязанности перед обществом, в котором
только и возможно свободное и полное
развитие личности».
Человек, находясь в обществе, постоянно
взаимодействуя с другими людьми, не может
не иметь обязанностей и по отношению
к обществу, и по отношению к согражданам.
Поэтому обязанность - столь же важный
и необходимый элемент правового статуса
индивида, как права и свободы. Они связаны
неразрывно и не могут существовать вне
зависимости друг от друга. Такая зависимость
создает нравственное взаимодействие
между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации
прав человека провозглашает: «Все люди
рождаются свободными и равными в правах.
Они наделены разумом и совестью и должны
поступать в отношении друг друга в духе
братства».
3. Институт президентства в государственном аппарате современной России.
Президент РФ является ключевым элементом в системе государственной власти и играет первостепенную роль в развитии государственной политики.
По Конституции 1993 года «Президент Российской Федерации является главой государства» (статья 80). В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента Российской Федерации или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Употребление термина «президентская власть» означает только особенный статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном - с исполнительной властью.
Федеральное
Собрание представляет многонациональный
народ России в лице своих избирателей,
т.е. населения избирательных
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.
Республики в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные республики. Россия и Армения являются президентской республикой.
В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики:
Президент, и парламент непосредственно избираются народом;
Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия;
решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;
Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров;
Президент
и его правительство не несут
ответственности перед
Президент
обладает правом отлагательного вето
в отношении принимаемых
в ряде случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты;
заключаемые
Президентом международные
судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.
Парламентарная республика - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и форсировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом, его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.
Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой - возрастания места и роли президенсткой власти в парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации и авторитаризации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинство как, той так и другой из рассмотренных выше основных форм (например, во Франции и Польше).
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.
Например, в Исландии пост президента как главы государства был создан лишь в 1944 году. Президент Исландии избирается каждые четыре года путем прямых, всеобщих выборов, при тайном голосовании. Выборы нового президента происходят в июне или июле того года, когда кончается срок пребывания у власти предыдущего президента. Последний исполняет свои обязанности до 31 июля. Срок правления вновь избранного президента начинается с 1 августа. Кандидат в президенты должен удовлетворять следующим формальным условиям: быть исландским гражданином не моложе 35-летнего возраста и не быть осужденным или лишенным избирательного права в прошлом. Кандидатура президента может быть выдвинута группой избирателей, состоящей из 1500--3000 человек, но не больше и не меньше этого. Если кандидатов несколько, то законно избранным Президентом является тот, который получил наибольшее количество голосов, но а если выставлена только одна кандидатура, то в этом случае голосование не проводится и выдвинутый автоматически становится Президентом, кстати, законом могут быть установлены дальнейшие правила относительно кандидатуры и выборов Президента, причём может быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для каждой части страны пропорционально числу избирателей. Одно и то же лицо может быть избрано президентом Исландии несколько раз подряд. Закон не ограничивает пребывания на президентском посту. Так, например, первый президент Исландии - Свейнн Бьёрнссон, избирался на этот пост дважды без голосования (1944-1952гг.); второй президент - Аусгейр Аусгейрссон - находился в президентском кресле четыре срока подряд (1952-1968гг.), в том числе трижды переизбирался без голосования; третий президент - Кристьян Элдьяр - три срока подряд (1968-1980гг.), дважды переизбирался без голосования; четвертый президент - первая женщина-президент в мире - Вигдис Финнбогадоттир находилась на президентском посту 16 лет (1980-1996гг.), в том числе дважды переизбиралась без голосования; и, наконец, пятый президент - Олафур Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 года, набрав 40,9% голосов населения. Он был выдвинут партией социалистов.
При вступлении в должность, Президент приносит присягу или делает заявление о соблюдении Конституции. Этот акт составляется в двух идентичных экземплярах, из которых один хранится в Альтинге, а другой поступает в государственный архив. Резиденцией президента по Конституции должен быть Рейкьявик или его окрестности. Ныне резиденцией является Бессастадир -- старинное поместье близ исландской столицы. Президент в Исландии не имеет заместителя. Должность вице-президента отсутствует. В случае смерти или отзыва президента до окончания срока полномочий или в случае его временного отсутствия в стране его функции исполняет своеобразный совет, существующий вплоть до 31 июля четвёртого года после прохождения последних выборов, не носящий никакого определенного названия, но состоящий из трех лиц: премьер-министра, председателя Альтинга и председателя Верховного суда. Председательствует на заседаниях председатель Альтинга. Однако он не обладает никакими другими преимуществами по сравнению с остальными «регентами». Все они имеют равный голос и решают дела в случае отсутствия единогласия большинством голосов. Иногда «регенты» исполняют обязанности президента довольно длительное время. Так, например, после смерти президента Свейна Бьёрнссона в начале 1952 года, за несколько месяцев до окончания срока президентства, его обязанности до новых выборов исполнял указанный совет. Таким образом, сроки смены президентов строго выдерживаются, как этого требует Конституция.