Контрольная работа по "Мусульманское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует какаято биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. Группировка правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества.

Содержание

Введение
1.Понятие мусульманского права.
2. Этапы развития мусульманского права.
3. Школы мусульманского права.
4. Источники мусульманского права.
5. Преступление, наказание и судебный процесс в мусульманском праве.
6. Судебный процесс.
7. Учения о праве собственности
8.Происхождение права собственности. Определение и содержание права собственности. Соотношение права собственности и права владения
9.Частная собственность как одна из форм собственности. Неприкосновенность частной собственности
10.Ограничение права собственности. Институт вакфа
11. Основные постулаты мусульманского права.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Мусульманское право.docx

— 55.80 Кб (Скачать)

А в целом, ради справедливости, следует отметить, что, например, тюремное заключение в раннеисламское время  применялось крайне редко. Вероятно, в этом сказались кочевнические  традиции.

6. Судебный процесс.

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный  характер. Дела возбуждались не от имени  государственных органов, а заинтересованными  лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной  власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом  судебном процессуальном порядке) практически  отсутствовали. Судебные дела рассматривались  публично, обычно в мечети, где могли  присутствовать все желающие. Стороны  должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов  по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания  свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелеймусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.

В мусульманском праве  нет как такового разделения процессуального  права на уголовнопроцессуальное и  гражданскопроцессуальное. Судебный процесс  в западном его понимании крайне не структурирован.

7. Учения о праве  собственности

В средневековой мусульманской  юриспруденции право собственности  не получило столь детальной разработки как в правовых системах, основанных на постулатах римского права. Это объясняется, вопервых, состоянием экономических  отношений в Арабском халифате, где  довольно слабо был развит гражданский  оборот. Сильная централизованная власть главы теократической монархии также  не способствовала развитию идеи права  собственности. Еще одним фактором, оказавшим влияние на своеобразное понимание права собственности, стал ислам. Идеи ислама о нестяжательстве, безусловном приоритете духовного  над мирским укрепились в светских сферах жизни, сформировав соответствующее  отношение мусульман к собственности. Если в странах Западной Европы своевременно произошло разделение религии и  права, то во многих исламских государствах и в настоящее время светское и духовное начало представляют собой  монолит, определяющий образ жизни  мусульман. Для современных правоведов (особенно шиитов) характерно определение  права собственности с использованием норм религии и морали.

Традиционным для востока  в мусульманской правовой системе  является практически полное отсутствие частного права. Интересы индивида ставятся намного ниже, чем общие (хотя о  развитом публичном праве также  не приходится говорить).

8.Происхождение  права собственности. Определение  и содержание права собственности.  Соотношение права собственности  и права владения

Единственным верховным  собственником является Аллах, который  передал свое право Пророку.

Ханифиты различали институт владения и права собственности  и провозглашали верховным собственником  Аллаха. Ограниченное право распоряжения принадлежит его наместнику на земле  имаму, поскольку "согласно Корану, Аллаху принадлежит власть, и он наделяет ею по своему усмотрению того из своих рабов, кого захочет" Право  собственности это право неограниченного  распоряжения вещью и пользования  ее плодами. Собственнику принадлежит  право пользования (манфаат), право  владения (кабз), право распоряжения и право извлечения доходов (тамлик). Собственниками могут быть только мусульмане, заслужившие это право своей  верой в Аллаха.

Под владением мусульмане понимают не фактическое обладание  вещью, снабженное юридической защитой, а одно из средств доказывания  права собственности. При таком  построении доказательств были выработаны различные виды владения с более  или менее точно определенными  последствиями: йад, или простое  держание; хияза, или длительное владение; хавз, или квалифицированное владение. Но даже длительное владение мусульманские  юристы не рассматривали как основание  возникновения права собственности  им было неизвестно понятие приобретательной давности. Ни добросовестный, ни недобросовестный владелец имущества, как бы долго  он не владел им, не признавался собственником. Это положение проникнуто духом  защиты права собственности, которое  признано Кораном священным и  неприкосновенным.

Способы приобретения ханифиты делили на первоначальные и производные. Первые считались естественными, когда  право приобретается в отношении  вещей, никому ранее не принадлежавших, в силу фактического овладения ими. К естественным способам мусульманские  юристы относили захват военной добычи у немусульман, которые не признавались субъектами права. Ханифиты, как и представители других школ, считали приобретение трофеев богоугодным делом, так как имущество освобождается из рук неверных. При производном способе приобретения право приобретателя основывается на праве предшествующего собственника. Вещи, уже комуто принадлежавшие, приобретаются в собственность в силу передачи (таслим). Другими способами приобретения ханифиты считали наследование и куплю. Утрачивается право собственности либо в силу факта, либо в силу закона. В первом случае прекращение происходит, если вещь физически погибнет, собственник откажется от своего права, либо вещь исчезнет, попав в руки врага, а во втором в результате изъятия вещи из оборота, вероотступничества собственника и т.д.

Шиитские школы были более  склонны к обожествлению права  собственности. Они толковали его  как средство сближения с Богом  и реализации религиозной морали в светских областях жизни. В вопросах правоприменения шиитские правоведы  в основном полагались на суннитские мазхабы.

9.Частная собственность  как одна из форм собственности.  Неприкосновенность частной собственности

Суннитские правоведы (прежде всего хафиниты) обосновывали необходимость  частной собственности, считая, что  она установлена изречением Корана: "Он (Бог) сотворил для вас все, что есть на земле" (Коран II, 27). Священный  закон предоставляет каждому  мусульманину право приобретать  всякое движимое и недвижимое имущество.

Подавляющее большинство  шиитских правоведов считает собственность  священной и признает за каждым право  на получение благ, дарованных природой. Все приобретенное человеком  и его предками рассматривалось  ими как законная собственность  с точки зрения религии.

Мусульманские юристы выделяли категории имущества, на которое  может распространяться право частной  собственности. К нему, в первую очередь, относились военные трофеи, продукты, полученные собственным трудом от использования  природных ресурсов, результаты ремесленной  деятельности. Не могли находиться в частной собственности земли  и имущество немусульман, перешедшее к мусульманам мирным путем; имущество  умерших, не оставивших наследника.

Мазхабы выработали ряд норм, направленных на защиту права собственности: "приказ о распоряжении чужой  собственностью недействителен", "никто  не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения", "никто не может присваивать  имущество другого лица без правового  основания". Отрицали утрату права  собственности в силу давности; не признавали находку основанием возникновения  права собственности: утерянная  вещь, где бы она не находилась, должна быть возвращена собственнику без какихлибо  притязаний нашедшего на вознаграждение. Основным средством защиты являлось хакк да'во право притязания, которое  по своему содержанию было аналогично виндикационному иску в римской  юриспруденции. Истцом мог быть только собственник, не имеющий фактического владения, а ответчиком как добросовестный, так и недобросовестный владелец, независимо от того, находилось ли имущество  в их владении в момент предъявления иска.

Верховным собственником  признавался лишь Аллах, на земле  его собственниками могли быть лишь имамы, да и то в ограниченной форме. Частные лица владели лишь ограниченным имуществом, добытым не мирным путем. Институт наследственного права  крайне не развит.

10.Ограничение  права собственности. Институт  вакфа

Хотя собственность считалась  священной и неприкосновенной, предполагается, что мусульмане осуществляют свое право  не столь в целях удовлетворения личных интересов, сколько во имя  благополучия всего общества. Аллах  запретил мусульманам приобретение доходов посредством ростовщичества рибы (Коран II, 276, Коран III, 125). В иерархии исламских грехов риба занимала третье место после неверия в Бога и дружбы с его врагами.

Общей собственностью признавались земельные участки и водоемы, принадлежащие мусульманской общине. Все четыре мазхаба исходили из единого  принципа: каждый собственник обладает в отношении своей идеальной  доли такими же правами, какими обладает единоличный. Ими была разработана  идея шефаа о преимущественном праве  покупки доли в праве общей  собственности, предназначенном для  исключения всякого вторжения посторонних  лиц. Мусульманские правоверные  толки признавали это право лишь за сособственниками.

Понятие мульк появилось  при Омейядах и, согласно ханифитскому толку, включало четыре вида земель, соответствующие  четырем способам их приобретения: а) пустыри, взятые во владение для застройки  и заселения (арса); б) темлин земли, дарованные или купленные из фонда  мирийе и превратившиеся в частную  собственность; в) ушрийе (амарные) земли, захваченные и распределенные в  виде добычи на основании положения  Корана о военных трофеях; г) хараджийе  земли, захваченные, но не распределенные как добыча, а оставленные местным  жителям для обработки, они облагались твердо установленным налогом харадж. Мульк отличался от прочих видов  землевладения двумя основными  признаками свободой владения и свободой отчуждения. Все четыре вида мулька, согласно суннизму, можно было свободно отчуждать, передавать по наследству или в вакф.

Мульк содержал в себе право  на поверхность земельного участка, его недра и воздушное пространство над этим земельным участком (соседи имели право обрубать ветви деревьев чужого сада, нависающие над их садом; собственник земельного участка  мог продавать воздушное пространство над своим участком, не отчуждая самого участка).

Из признания того, что  верховное право собственности  принадлежит Аллаху, исходит идея вакфа так называемой религиозной  собственности. Всякая покоренная неприятельская земля становилась вакфом неприкосновенной и обращалась в пользу всего мусульманского общества. Только на Аравийском полуострове (собственно земле халифата) может  существовать право собственности; все прочие страны, подчиненные владычеству  ислама вследствие завоевания или добровольного  присоединения, являются землями податными  и "посему, по точному смыслу и  узаконению ислама, должны считаться  вакф" Собственник, передавая свое имущество в вакф, сохранял за собой  правомочия владения и пользования; право распоряжения терялось жертвователями, но и не приобреталось вакфополучателями.

11. Основные постулаты  мусульманского права.

В исламе в целом и шариате  в частности, есть немало элементов, связанных с патриархальным укладом  и племенным демократизмом, с  позитивным содержанием права. Среди  них особо следует выделить:

1. равенство мусульман  перед Аллахом – (мусават);

2. относительная социальная  справедливость (адалят);

3. выборность главы религиозной  общины (имамат);

4. благотворительный налог  (закят) и добровольная милостыня  (садака);

5. требование от каждого  правоверного мусульманина, чтобы  он собственным трудом обеспечивал  себя и свою семью;

6. шариат, выступает против  того, что вредно для людей:  алкоголизма, азартных игр, проституции;  он запрещает производить нечестные  операции, брать ростовщические  ссудные проценты (риба), обманывать  покупателей, продавать недоброкачественные  товары, брать взятки т. п.

Следовательно, в шариате  наряду во многом со средневековыми представлениями  о правде, нравственности и морали нашли отражение и требование социальной справедливости, общечеловеческие ценности и общие принципы права. Нормы шариата, особенно основанные на Коране и Сунне, осуждают владение крупной земельной собственностью, содержат положения о необходимости  равенства, призывают мусульман  воздерживаться от всяческих излишеств  и предостерегают от коррупции. Поэтому  и в настоящие время знание шариата, его институтов и норм не потеряло своего значения как в научнопознавательном, так и в практикоприкладном смыслах.

Соотношение мусульманского права и религии.


Информация о работе Контрольная работа по "Мусульманское право"